Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преподобный савва сторожевский. Преподобный сергий радонежский и его ученики Преподобный савва звенигородский

САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, был учеником святого Сергия Радонежского. О рождении и юношеских годах его сведений не сохранилось. Житие святого было составлено иноком Маркеллом (будущим игуменом Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария в середине XVI века. К тому времени, как писал сам Маркелл, уже никто не знал, где и когда родился святой: «Мы же о рожении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».

Неизвестно и то, когда и откуда пришел он в монастырь к святому Сергию. Во всяком случае, это произошло задолго до 1381 года, потому что к этому времени Савва был уже опытным иноком, весьма авторитетным среди братии. Житие святого рассказывает, что, руководимый своим великим наставником, он пребывал в совершеннейшем послушании ему и всю свою жизнь проводил в строгом воздержании и непрестанной молитве. Инок любил безмолвие и избегал бесед с другими; поэтому долгое время он казался всем простецом, хотя разумом превосходил многих, кичившихся своим умом. Преподобный Сергий, видя успехи своего ученика в духовной жизни, сделал его духовником (исповедником) всей братии монастыря.

В 1380 году на поле Куликовом была одержана великая победа Руси над татарами. Великий князь Дмитрий Иванович, памятуя о благословении преподобного Сергия, данном ему перед началом битвы, поспешил навестить игумена. Он рассказал ему о битве и поблагодарил игумена и братию за горячие молитвы. Помимо прочего, Дмитрий вспомнил о своем обещании, данном еще перед войной с татарами: построить монастырь, и обратился к преподобному Сергию за помощью в этом деле. Сергий с радостью постарался помочь великому князю. Он обошел много пустынных мест, подыскивая подходящее для строительства монастыря. Место такое было найдено в 40 верстах от Троицкого монастыря, на уединенном острове, образованном речками Дубенкой, Дубною и Быстрицей. Вскоре здесь был основан Успенский монастырь. Настоятелем монастыря Сергий избрал своего ученика Савву. Великий старец благословил его и сказал: «Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на пути ко всему благому и полезному».

Более десяти лет пробыл Савва настоятелем Дубенского монастыря. Будучи игуменом, он продолжал вести самую суровую жизнь: изнурял себя постом, избегал сытной и вкусной пищи, никогда не носил мягких одежд. Часто братия слышали, как он проливал горькие слезы и со стонами сокрушался о своих грехах.

25 сентября 1392 года преставился учитель преподобного Саввы святой Сергий. Еще за полгода до кончины великий старец избрал преемником своего ученика Никона. Однако вскоре после преставления святого Никон решил отказаться от игуменства: он принял затвор, желая пребывать в совершенном безмолвии. Братия обратились с просьбой к преподобному Савве принять на себя игуменство в Троицком монастыре, и после долгих уговоров преподобный согласился. Он вернулся в обитель и в течение шести лет руководил монастырем, во всем подражая святому Сергию. По прошествии шести лет Савва оставил управление обителью. Братия вновь возвели на игуменство преподобного Никона, Савва же остался в монастыре, желая пребывать в безмолвии и трудах.

Вскоре после этого в обитель приехал князь Юрий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, князь Звенигородский. С Троицким монастырем князь Юрий был связан тесными духовными узами: он приходился крестником самому Сергию Радонежскому, а преподобный Савва был его духовником. Юрий упросил своего духовного отца посетить его дом и благословить домашних. Савва согласился и отправился в Звенигород, думая вскоре вернуться в Троицкую обитель. Однако в Звенигороде князь Юрий стал настойчиво упрашивать его навсегда остаться в его отчине, устроить монастырь близ Звенигорода и игуменствовать в нем. Князь заранее облюбовал место для монастыря - на горе «Сторожи», или Сторожевской, в полутора верстах от Звенигорода. Место это полюбилось и преподобному Савве. Помолившись, он согласился остаться здесь. В короткое время была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, поставлены келии и собралась братия. По образцу Троице-Сергиева монастыря преподобный принял общежительный устав. Так устроился монастырь, получивший впоследствии название Савво-Сторожевского.

В 1399 году князь Семен Суздальский привел к Нижнему Новгороду татарского царевича Ентяка с тысячей татар. Татары обступили город и трижды приступали к нему. Нижегородцы же храбро защищались, хотя и несли тяжелые потери от татарских стрел. Наконец, люди заключили с татарами мир. Однако когда мир был уже заключен, татары вероломно нарушили его и разграбили город. Услыхав это, великий князь Василий Дмитриевич отправил против поволжских татар рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским.

Накануне выступления князь Юрий Дмитриевич пришел в Сторожевскую обитель к своему духовному отцу испросить у него благословения на брань. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя, сказав: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» И пророчество святого сбылось. Русская рать во главе с князем Юрием разбила татар и взяла их города - Болгар, Жукотин, Казань и другие, и с богатой добычей возвратилась домой. С этого времени, рассказывает Житие, князь Юрий еще больше стал почитать преподобного и сделал щедрые пожертвования в его монастырь. В 1405 году на средства князя был построен сохранившийся доныне великолепный белокаменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы - один из признанных шедевров средневекового русского зодчества.

Между тем слава о монастыре преподобного Саввы росла. Все большее число иноков приходило к нему. Избегая земной славы, преподобный удалился от братии и в версте от монастыря, в глубоком овраге, под сенью густого леса, выкопал себе пещерку, где в уединении и безмолвии молился Богу. Несмотря на преклонный возраст, он не переставал трудиться для обители: сам носил воду и старался делать всю работу, которую надлежало исполнять иноку. Предание рассказывает, что игумен собственными руками выкопал колодец под горою, из которого братия впоследствии брали воду для обители.

Почувствовав приближение смерти, преподобный собрал братию, преподал им последние наставления и избрал своим преемником своего ученика, также по имени Савва. Скончался святой старец 3 декабря 1407 года.

Рассказывали, что спустя много лет после преставления, при великом князе Иване III Васильевиче, святой явился в сонном видении игумену Сторожевской обители Дионисию, бывшему искусным иконописцем, и при этом сказал ему: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». «Кто ты, господине, и как твое имя?» - спросил в недоумении Диониисий. Савва назвал себя. Дионисий призвал к себе старца Аввакума, который в молодые годы видел преподобного Савву, и расспросил его о том, как выглядел святой. Аввакум описал наружность святого, и Дионисий убедился, что ему, действительно, явился преподобный Савва. Вскоре он написал икону преподобного; с этого времени при гробе святого стали совершаться чудеса. Так началось церковное прославление преподобного Саввы Сторожевского.

Преподобный игумен Савва прославился как великий чудотворец. Множество совершенных при его гробе чудес не поддается подсчету. Приведем лишь два из них. Однажды в монастырь преподобного приехал сын боярский Иван Ртищев; он привез своего больного сына Георгия, который не мог вымолвить ни слова. Усердно помолившись Богу и попросив помощи у преподобного Саввы, Ртищев влил в уста сыну немного монастырского кваса. И произошло чудо: больной тотчас заговорил и вскоре исцелился от болезни. Пораженный Ртищев попросил у игумена обители немного кваса для дома, ибо, сказал он, «в доме у меня множество болящих». Вернувшись домой, Ртищев исцелил многих своих домашних и слуг, а затем и сам исцелился монастырским квасом от своей застарелой болезни.

Еще более замечательное чудо произошло в 1812 году, во время войны с Наполеоном. Французы тогда заняли Москву, а принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона и вице-король Италии, стоял со своими войсками в Звенигороде. Его солдаты заняли для постоя Сторожевский монастырь и принялись грабить его, не щадя и церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат монастыря. И вот однажды вечером - позже принц Евгений и сам не мог вспомнить, во сне это было или наяву, - ему явился старец в черном иноческом одеянии и, приблизившись, произнес: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Войдя наутро в церковь и поглядев на икону преподобного Саввы, принц Евгений узнал старца. Устрашенный видением, он отдал приказ своим солдатам возвращаться в Москву. Храм же велел запереть своей печатью, чтобы все осталось в целости и невредимости.

Местное почитание преподобного Саввы, как уже было сказано, началось вскоре после его смерти. А в XV или в первой половине XVI века он был официально причтен Церковью к лику святых. В 1652 году, в царствование Алексея Михайловича, произошло торжественное открытие мощей преподобного. Рассказывали, что этому предшествовало еще одно совершенное им чудо: охотясь в звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович однажды подвергся нападению огромного медведя; зверя прогнал некий старец, назвавшийся Саввой, иноком Сторожевской обители. Но тогда в обители не было инока с таким именем; взглянув позднее на образ преподобного, царь понял, кто был его спасителем. В 1680 году сын Алексея Михайловича, царь Федор Алексеевич, переложил святые и нетленные мощи из дубовой гробницы в серебряную позлащенную раку.

Церковь празднует память преподобного Саввы Сторожевского 3 (16) декабря и 19 января (1 февраля).

СОСТАВЛЕНО В ОСНОВНОМ ПО:

Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII в.) / Материалы для истории Звенигородского края. Вып. 3. М., 1994;

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992.

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Отец Савва Эсфигменит Одним из самых близких друзей отца Тихона был благочестивейший отец Савва, стяжавший непрестанную молитву и достигший высокого духовного состояния. Отец Савва, будучи еще отроком четырнадцати лет, оставил своих родителей и родину - Филиппиаду - и

Из книги Святые южных славян. Описание жизни их автора (Гумилевский) Филарет

12 ч. СВ. САВВА, архиепископ сербский. У великого жупана Сербии Стефана Немани были два сына – Стефан и Волкан; но родителям хотелось еще иметь сына и по молитве их родился им сын Ростислав13). Желанному сыну дано было прекрасное образование; на 15 году Ростислав получил в

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Савва Вишерский, преподобный Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. Еще в самых юных летах Савва отличался

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Савва Сторожевский, Звенигоровский чудотворец, преподобный Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Савва Крыпецкий, преподобный Преподобный отец наш Савва родился не в Русской земле. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли в богохранимый град Псков, другие же - что от горы Афонской. Сперва он поселился на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова,

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва Готфский, мученик Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва. Св. Савва, проживая в Готфии среди рода лукавого и развращенного, явился как

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святыхПрп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Преподобный Киприан Сторожевский (XVI в.) Память его празднуется 26 авг. в день памяти его наставника - прп. Адриана, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхБыл предводителем разбойничьей шайки, вразумлен и обращен к Богу прп. Адрианом Ондрусовским

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Саввино-Сторожевский монастырь До него ехать примерно столько же, сколько до Троице-Сергиевой Лавры. Только к ней надо ехать от Москвы по Ярославской железной дороге, а к Саввино-Сторожевскому монастырю - по Белорусской. Монастырь перенял от Древней Руси название

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Поучение 3-е. Преп. Савва Сторожевский (Уроки из его жизни: а) клевета есть тяжкий грех и б) ходатайство святых имеет великую силу) I. Преп. Савва Звенигородский, память коего совершается ныне, был ученик и постриженник преп. Сергия Радонежского. По просьбе звенигородского

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Савва Сторожевский (+1407) Савва Сторожевский (Савва Звенигородский; ум. 16 декабря 1407) - преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

САВВА, преподобный Звенигородский постриженик и ученик св. Сергия Радонежского. Он монашествовал сперва в обители св. Троицы, где даже был, но не долго, игуменом. Удалясь оттуда в пустыню, лежащую на Москве реке, устроил там келью, и отшельником проводил жизнь в посте и

Из книги автора

САВВА, преподобный Крыпецкий Псковский чудотворец; кто был родом, неизвестно; прибыл в Россию около половины XV века, как полагают, из Сербии или с Афонской горы, и поселился близ города Пскова, в монастыре Пресв. Богородицы, что на Снятной горе, и был там несколько времени в

Из книги автора

САВВА, преподобный Вишерский уроженец Кашинский, происходил от рода дворян Бороздиных. С юных лет приняв иноческий сан, он отошел в пустыню на реку Вишеру, в семи верстах от Новгорода, и там, по благословению архиепископа Новгородского Симеона, построил (1418 г.) деревянную

Из книги автора

САВВА, преподобный Печерский мощи его почивают открыто в пещерах Антониевых; когда преставился, неизвестно. Житие Саввы в Патерике не описано; память его совершается в Киевопечерской лавре 24 апреля (277) Пат. Печ. Опис. Киев.

Из книги автора

Прп. Киприан Сторожевский, бывший разбойник († после 1598), память 16 сентября, 27 мая Это либо тот самый атаман разбойников, что держал в заложниках преподобного Адриана Ондрусовского – ученика Александра Свирского, либо предводитель другой шайки, разбойничевшей в оятских

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

16 декабря исполняется 610 лет со дня преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1407).

Преподобного Савву Господь наделил даром предвидения и исцеления

Отрок Савва возлюбил Христа с самых юных лет. Он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. С особенной ревностию инок Савва боролся со страстями и упражнялся в добродетелях и по прошествии времени стяжал себе добрую славу и уважение среди братии и мирян.

За высокую духовную опытность его назначили духовником братии. Некоторое время он исполнял обязанности игумена в Успенском Дубенском Шавыкинском (ок. 1380–1392 гг.), Троице-Сергиевом (1392–1398 гг.), Богородице-Рождественском Звенигородском (1398–1407 гг.) монастырях.

Звенигородский князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел к блаженному Савве с просьбой создать в его вотчине обитель. Так Савва поселился в пустынном месте на горе Сторожи близ Звенигорода. Он жил в совершенном безмолвии и молитвенном уединении, терпя холод и зной. Однако молва о его святой жизни распространялась, и к святому стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами о духовном наставничестве. Преподобный принимал всех с любовью: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которую считал матерью всех пороков.

Закончилась уединенная жизнь Саввы. Высокое место на Стороже становилось намоленным, и вскоре Савва воздвиг здесь храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил Богородице-Рождественскую обитель, впоследствии получившую название Саввино-Сторожевской.

Жизнь преподобного сияла добродетелями, и еще при жизни Господь наделил его даром предвидения. Например, в 1399 г. князь Георгий Дмитриевич перед войной с болгарами пришел к Савве за благословением. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество». Три месяца вел князь сражения и во всех одержал победу. По возвращении он поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, Который даровал ему победу по молитвам святого старца.

В преклонные годы святой старец впал в болезнь. Созвав братьев, он наставлял их, убеждая хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. Затем поставил игуменом одного из своих учеников и заповедал братии пребывать у игумена в повиновении. В добром исповедании святой Савва преставился ко Господу 3/16 декабря 1407 г.

На его погребение собралось невидимо людей. Ко гробу вели и несли недужных и больных с надеждой на исцеление. Святого угодника с честью похоронили в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 г. на Первом Макариевском соборе и совершается 3/16 декабря. Тогда же были написаны Житие и служба святому.

Заступничеством преподобного Саввы исцеляются люди и выправляется история

В середине XV века преподобный Савва явился во сне игумену Саввинского монастыря Дионисию и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец и,
написав образ Саввы, вероятно, поставил его в церкви. С тех пор от гроба святого начали истекать многие исцеления, и православные люди стали особенно чтить память святого Саввы и призывать его в молитвах, как сильного предстателя и ходатая у Престола Божия. Многие благотворные явления убедили церковное священноначалие в том, что игумен Савва – «божественнаго света светило незаходимое, чудес лучами всех просвещающее», и уже в начале XVI века при гробе его служили уже молебны. Умножалось количество исцелений у гроба преподобного, и в обители стали вести запись происходивших чудес. По русским городам и селам распространялся слух о чудотворениях преподобного. Впрочем, они касались не только исправления недугов.

…Зимой 1651 г. государь Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря пошел на охоту в окрестные леса. В момент, когда свита оказалась далеко, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь понял, что пришла верная смерть, и взмолился. Вдруг около него явился старец, и зверь, увидев его, отбежал от царя. Старец сказал, что его зовут Саввою и что он инок Сторожевской обители. Когда к царю вернулась свита, старец пошел к монастырю.

Когда же и Алексий Михайлович вернулся в обитель, оказалось, что в ней нет ни одного монаха с именем Савва. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был он сам. Царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

19 января / 1 февраля 1652 г., после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора. При этом событии присутствовали вся царская семья и большая свита. В 1680 г. царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты новую серебряную раку для мощей преподобного Саввы.

…Когда Наполеон овладел Москвою, его пасынок принц Евгений Богарне, вице-король Италийский с 20-тысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабить. Однажды принц Евгений уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит благообразный старец в черной длинной иноческой одежде и подходит к нему так близко, что при лунном свете видны были черты его лица и грозный взгляд. Он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Устрашенный видением, принц отдал утром приказ, чтобы отряд его возвратился в Москву, а сам вошел в соборную церковь и при гробе преподобного Саввы увидел образ того старца. Принц поклонился мощам преподобного, после чего запер соборный храм, запечатал его своею печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек. В отличие от многих военачальников Наполеона принц Евгений остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.

Весной 1995 г. в Звенигородский музей приехала монахиня одного из православных французских монастырей матушка Елисавета – представительница рода Богарне и дополнила эту историю. Согласно семейному преданию, преподобный Савва также сказал принцу Евгению: «Твои потомки вернутся в Россию».

В 1839 г. в Россию на праздник, посвященный годовщине Бородинской битвы, приехал сын Евгения Богарне Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Вместе с императорской семьей он посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. В том же году он сделал предложение великой княжне Марии Николаевне и, получив согласие государя Николая I, принял православие. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге. Лишь летом 1917 г. семья герцогов уехала во Францию.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта до 1995 г., мощи преподобного вскрыли и вывезли, но не уничтожили, а передали в Свято-Данилов монастырь. 23 августа 1998 г., во время празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, мощи были торжественно перенесены в родную обитель. Мощи и доныне источают многие и разные исцеления людям, с верою к ним притекающим.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

Преподобный Савва Сторожевский. Икона и житием

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства извсдение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитрисвич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

Преподобный Савва Сторожевский (или Звенигородский)

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) cчитается наиболее близким по духу учеником преподобного Сергия Радонежского.

Основным источником сведений о преподобном Савве является его Житие, написанное в сер. XVI в. по поручению митрополита Макария агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (Безбородым). Краткие упоминания о святом находятся и в Житии его наставника, а также в летописях. Сохранились и предания о Чудесах звенигородского подвижника.

Биографические сведения о преподобном Савве весьма скудны, на что автор его Жития сетовал еще в XVI в. Известно, что большую часть своей жизни св. Савва провел в Троицком монастыре, был избран духовником братии и даже самого игумена Сергия. Через полгода после кончины наставника Савва стал игуменом Троицкого монастыря, несмотря на то, что Сергий определил на эту должность другого своего ученика, Никона Радонежского . Но тот, отказавшись от игуменства, ушел в затвор и возглавил монастырь только через 6 лет, после того как Савва в 1398 г. оставил Троицкую обитель. По приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия он основал в Звенигороде, на горе Стороже, Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь и стал первым его игуменом. Для росписи храма был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал знаменитый теперь «Звенигородский чин» иконостаса Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 16 декабря 1407 г. Сначала его почитали местно, а затем канонизировали на Церковном Соборе 1547 г. Посвященное ему Житие было включено в Успенский и Царский комплекты Великих Миней Четьих.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта, мощи Саввы были изъяты ликвидационным Отделом Народного Комиссариата Юстиции и хранились на Лубянке до начала 1930-х годов. Только в 1998 г. они вернулись в Рождественский собор монастыря.

Преподобный Савва - один из самых почитаемых святых Руси. Основанный им монастырь первым в истории Руси получил статус Лавры. Особенно его почитали в великокняжеской, позднее царской, семье. Став духовным отцом для представителей великокняжеского рода, преподобный Савва и в более позднее время считался «покровителем царей». Автор Жития назвал его «защитником Москве»: Савва благословил звенигородского князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, а полная победа русского войска в этой кампании способствовала спасению Московской Руси от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства. Сюжет о победе над волжскими болгарами и разорении Казани, включенный в Житие преподобного Саввы, был особенно актуальным для политики Руси в сер. ХVI в.

Житие преподобного Саввы Сторожевского в истории культуры России

Многие известные деятели культуры России обращались в своем творчестве к памятникам, связанным с преподобным Саввой. Среди них И. И. Шишкин, Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. М. Ремизов, И. И. Левитан, А. П. Чехов, М. М. Пришвин, И. С. Шмелев, М. А. Волошин, А. И. Солженицын, Андрей Тарковский и др.

Непосредственно к Житию преподобного Саввы обращался и А. С. Пушкин. В начале 30-х годов ХIХ в. он сделал перевод этого произведения на современный русский язык. Как определили исследователи, текст А. С. Пушкина восходит к Минеям четьим митрополита Ростовского Димитрия. Составленный митрополитом свод Житий был постоянным чтением поэта на протяжении всей его жизни. Работая над переводом, Пушкин много трудился над стилем, исправляя и подбирая более точные слова. Важно отметить, что писатель делал также выписки из других агиографических произведений, помещенных в Минеях Димитрия, но полностью перевел только Житие звенигородского подвижника. Интерес к Звенигороду связывают с детскими воспоминаниями писателя, поскольку там он нередко проводил лето в имении своей бабки. Савино-Сторожевский монастырь является местом действия и более ранних его произведений - поэмы «Монах» (1813 г.) и наброска «На тихих берегах Москвы» (1823 г.). Впервые пушкинский перевод Жития игумена Саввы был напечатан только в 1904 г. Автограф писателя хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) (шифр: ПД, № 1620). Он был обнаружен в блоке из 4-х листов, вшитом жандармами в искусственно составленную ими тетрадь № 2386 Б.

Чудеса и поздние предания о преподобном Савве Сторожевском

Маркелл Безбородый, следуя канону составления агиографического произведения, сопроводил Житие Чудесами. Эти тексты были записаны им со слов монахов Саввино-Сторожевского монастыря. Первые чудеса происходили в конце ХV в.; последние современны созданию Жития и датируются серединой ХVI столетия.
С именем преподобного Саввы связаны и предания более позднего времени. Известна легенда о спасении звенигородским святым царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Этот сюжет отразился в поэме Льва Александровича Мея (1822-1862) «Избавитель» , впервые напечатанной во втором томе книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896-1911), где он был проиллюстрирован художником Николаем Семеновичем Самокишем (1869-1944).

Явление преподобного Саввы Сторожевского Эжену Богарне: легенда и реальность

Другое предание повествует о явлении в 1812 г. преподобного Саввы Эжену Богарне.

Принц Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781-1824) — пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии, наследник итальянского престола, военачальник, дивизионный генерал. Гравированный портрет принца можно видеть в Отделе эстампов РНБ.
В 1812 г. Эжен Богарне командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Наполеоновской армии. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, в сентябре 1812 г. возглавляемый Богарне корпус расположился под Звенигородом, в Саввино-Сторожевском монастыре. Предание говорит, что здесь во сне принцу явился старец, который обратился к нему с просьбой не разорять монастырь и предсказал ему, что в таком случае он избежит смерти, а его потомки будут служить России. Наутро ему пояснили, что тем старцем был сам преподобный Савва.

И действительно, Эжен Богарне почти единственный из полководцев Наполеона, участвовавших в русской кампании, вернулся невредимым. Более того, именно Богарне после самовольного отъезда Мюрата принял на себя командование остатками Великой Армии и довел ее до Магдебурга. А потомки Богарне в самом деле породнились с русским императорским домом.

В 1837 г. для участия в кавалерийских маневрах Россию посетил сын Эжена Богарне, Максимилиан, герцог Лейхтенбергский (такой титул был пожалован Эжену Богарне и всем его потомкам в 1817 г.). Здесь в августе 1837 г. на балу он познакомился с дочерью императора Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В 1839 г. состоялась их свадьба. Максимилиан Лейхтенбергский принимал активное участие в жизни Российского государства: был президентом Академии художеств, а также заведующим Горным институтом, учредил в Петербурге гальванопластический завод и больницу (которая и сейчас в народе называется «Максимилиановской»), занимался постройкой первых в России железных дорог. По смерти герцога Максимилиана Николай I включил его детей в состав российской императорской фамилии и дал им титул князей Романовских.

После Октябрьского переворота1917 г. почти все герцоги Лейхтенбергские покинули родину. Многие из их семейства обосновались во Франции. Недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский - чуть ли не единственный из русских святых, известных и почитаемых французами.

В Россию после революции из всех потомков герцогов Лейхтенбергских вернулась только Дарья Евгеньевна (Долли, Дора) Лейхтенберг . Несмотря на свое происхождение, она долгие годы работала в Ленинграде, в Публичной (Российской национальной) библиотеке, куда была принята по личной рекомендации М. Горького. В 1937 г. Долли Лейхтенберг была арестована и расстреляна.

Публикация предания

Но вернемся к видению Эжену Богарне преподобного Саввы Сторожевского. Легенда об этом, предваряемая преданием о спасении царя Алексея Михайловича, впервые была опубликована в 1914 г. герцогом Георгием Лейхтенбергским под названием «Семейное предание». В издании автор приводит разные варианты легенды о явлении преподобного Саввы: монастырские и бытовавшие в кругу членов его многочисленной семьи. Помимо этого, он добавляет выдержки из записей участников наполеоновской кампании, в частности отрывки из уже опубликованных к тому времени дневников адъютанта принца Богарне, Э. Лабома (Labaume, S. 156) .

Альбрехт Адам и его рисунки Звенигородского монастыря

В качестве иллюстрации Георгий Лейхтенбергский поместил черно-белое фотовоспроизведение рисунка с подписью: «Саввинъ, сторожевский, монастырь. (Рисунок Адама, сделанъ с натуры въ день пребывания въ монастыре вице-короля Итальянскаго, принца Евгения Богарне)». Этот рисунок находился в Петербурге, в Мариинском дворце, построенном после свадьбы Максимилиана Богарне с великой княгиней Марией Николаевной. Для украшения дворца перевезли из Мюнхена знаменитую картинную галерею герцогов Лейхтенбергских. На рубеже ХIХ-ХХ вв., после того как в 1884 г. Мариинский дворец был выкуплен казной и перестроен для Государственного совета, галерея была распродана. Некоторые предметы из коллекции Лейхтенбергских попали в Эрмитаж, в том числе альбом «Русского похода», в составе которого находился и рисунок монастыря.

Альбом «Русский поход» был создан немецким художником-баталистом и литографом Альбрехтом Адамом (1786—1862), который служил в возглавляемых Евгением Богарне войсках, в том числе участвовал в походе Наполеона I в Россию. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий. После возвращения во Францию на основе своих зарисовок Адам создал серию из 83 листов (так называемый «Русский альбом»), выполненных жидким маслом на бумаге. Позже он литографировал их и составил альбом: «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 - 1833 гг.). Этот альбом состоял уже из 95 листов, и каждый из них был сопровожден пояснительным текстом на французском или немецком языках из походного журнала самого художника или цитатами из воспоминаний участников войны.

Серия рисунков «Русский альбом» А. Адама находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Интересующий нас рисунок - «Наполеоновские войска, идущие мимо стен монастыря» (Инв. № 25996). В альбоме помещена следующая подпись под рисунком: «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre») (Русский альбом Альбрехта Адама: каталог. С. 31, № 81; изображение вынесено на переплет каталога). На первом плане, рядом с палаткой, около которой полулежит штабной офицер из свиты Богарне, спиной к зрителю изображен рисующий Адам.

Альбом литографий А. Адама можно найти далеко не во всех, даже крупных, книжных хранилищах и музеях. В отделе «Россика» РНБ хранится такой альбом литографий, на одной из которых изображен Саввино-Сторожевский монастырь в тот день, когда там находилось войско под предводительством Богарне. Литография называется «Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre». Она несколько отличается от живописного рисунка: в нем отсутствуют изображения колонны войск, художника и палатки, а на их месте - привал французской линейной пехоты. В подписи к литографии время действия отнесено на три дня назад. Помимо этого, она сопровождена выдержкой, как удалось установить, из сочинения Э. Лабома. В альбоме помещен небольшой фрагмент воспоминаний этого адьютанта Эжена Богарне. В книге Лабом уделил гораздо больше места посещению звенигородского монастыря.

Французский офицер рассказал, как он со своими солдатами вошел в монастырь, где их встретили убеленные сединами монахи. Один из них говорил по-французски и поведал Лабому об испытаниях, выпавших на долю русского народа, о его стремлении к свободе, о терпении и мужестве, с которым россияне преодолевали нашествия врагов. Старец рассказал французу и о большой роли служителей Православной Церкви в борьбе за независимость родины. Лабом «проникся уважением к нации, проявляющей в несчастии столько величия», и поведал об этом прибывшему в монастырь принцу Богарне.

И воспоминания Э. Лабома, и рисунок А. Адама - все это свидетельствует о реальном посещении Эженом Богарне Саввино-Сторожевского монастыря. Поэтому можно предположить, что в основе предания о явлении преподобного Саввы французскому генералу Эжену Богарне лежит действительно случившееся событие, запечатленное в воспоминаниях его адьютанта Э. Лабома.

Письма Наполеона Бонапарта Эжену Богарне

Предание о видении звенигородского святого Эжену Богарне передавалось из уст в уста в семье его потомков, герцогов Лейхтенбергских. Также бережно хранили они документы, картины и мемориальные вещи, связанные с именем их знаменитого предка. Некоторые предметы из Мариинского дворца после революции оказались в Государственном Эрмитаже.


Вероятно, и два письма , принадлежавшие генералу Богарне и попавшие в ОР РНБ, тоже происходят из семейного архива потомков Э. Богарне. Оба находятся в ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов); одно поступило из Парижа в качестве дара А. Я. Полонского в 1985 г. и числится по описи 3, без №, другое - по описи 1, № 923, следовательно, второе поступило в РНБ раньше.
Эти письма адресованы вице-королю Италии Э. Богарне и собственноручно завизированы Наполеоном Бонапартом. Оба послания составлены в Фонтенбло, и оба датированы сентябрем 1807 г.: одно 14 числом, другое 30. Император обращается к своему пасынку с рекомендациями по поводу приема русской эскадры после подписания Тильзитского мира (во время возглавляемой Д. Н. Сенявиным так называемой Второй Архипелагской экспедиции, похода и стратегических действий русского Балтийского флота в Средиземном море во время войн третьей и четвертой антифранцузской коалиции в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войны 1806-1812 гг.).

В другом фонде ОР имеется еще один документ, связанный с именем Богарне. Это копия письма самого генерала о передислокации войск, датируемая 9 октября 1812 г. (шифр: ф. 859, собр. Н. К. Шильдера, к. 42, № 20).

Икона "Собор радонежских святых"

Ил. 1. Миниатюра «Преподобный Сергий Радонежский». Служба преп. Сергию Радонежскому. Сборник служб святым. ХVII в.
Шифр: ОСРК, Q.I.85, л. 425 об.

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева
«По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.

Ил. 2. л. 30 Колокольня из-за сада


Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 3. л. 25. Вид с трапезной галереи

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 4. л. 27. Северная сторона. Стены

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 5. л. 23. Вид Троице-Сергиевой Лавры издали, с Московской дороги

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 6. л. 26. Стены: Восточная сторона

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

Ил. 8. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 7 об.

Ил. 9. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 79

Ил. 10. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 26

Ил. 12. Заставка и начало рукописи.
Лествица Иоанна Синайского. 1422 г.
Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 1

Ил. 13. Приписка писца. Лествица Иоанна Синайского. 1422 г. Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 297

Ил. 14. Миниатюра «Евангелист Матфей». Четвероевангелие. 1610 г.
Вклад в Павло-Обнорский монастырь.
Шифр: Погод. 163, л. 6 об.

Ил. 15. Запись о вложении рукописи в Павло-Обнорский монастырь. Четвероевангелие. 1610 г.
Шифр: Погод. 163, л. 239 об.

Ил. 16. Миниатюра «Преподобный Авраамий Галицкий». Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2

Ил. 17. Миниатюра, изображающая сюжет из Жития преп. Авраамия Галицкого. Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2 об.

Ил. 19. Молитвы, а также запись о вкладе рукописи. Иерусалимский устав. 1412 г.
Шифр: ОСРК. F.п.I.25, л. 1 об.

Ил. 20. Спасение Саввой Звенигородским царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Иллюстрация Н. С. Самокиша к поэме Л. А. Мея «Избавитель». 1896-1911 гг.

Ил. 21. Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781 1824) - пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии. Гравированный портрет. Отдел эстампов РНБ

Ил. 22. Портрет герцогини
Дарьи Евгеньевны Лейхтенберг.
Худ. Ф. Фламинг. Франция. 1896 г.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Ил. 23. Портрет Альбрехта Адама. Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827
(«Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.)

Ил. 24. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre»). Рисунок маслом из «Руского альбома» А. Адама. Государственный Эрмитаж, инв. № 25996

Ил. 25. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. 10 сентября 1812 г.» («Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre»). Литография из альбома «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.). Отдел «Россика», РНБ


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 26, 27. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 14 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991. Общее собр. иностранных автографов, оп. 3, без №.


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 28, 29. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 30 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов), оп. 1, № 923

Ил. 31. Поминальная запись. Канонник. Кон. ХIV-нач. ХV в. и нач. ХV в. Симонов монастырь.
Шифр: ОСРК. О.п.I.6 (из собр. Ф. Толстого), л. 84

Ил. 32. Житие преп. Стефана Пермского, составленное Епифанием Премудрым («Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа») Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 129

Ил. 33. Запись писца Жития преп. Стефана Пермского, составленного Епифанием Премудрым Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 194 об. (последняя строка) 195 (три строки сверху почерком писца)

Ил. 34. Послание Епифания Премудрого его другу Кириллу в Тверь.
Сборник. ХVII-ХVIII в.
Шифр: Солов. 15/1474, л. 130

Ил. 35. Похвальное слово преп. Сергию Радонежскому, составленное Епифанием Премудрым. Сборник. 90-е гг. ХV в.
Шифр: Соф. 1384, л. 250

Ил. 37. Житие преп. Сергия Радонежского (наиболее близкий текст, сост. Епифанием Премудрым). Список нач. ХVI в.
Шифр: ОЛДП. F. 185, л. 489 об. 490

Ил. 39. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И. Ф. Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. : ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 69

Ил. 40. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси».
Худ. И Ф Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 73

Ил. 41. Внизу: Озеро близ Ферапонтово-Белозерского монастыря. Вверху: Островок патриарха Никона Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И Ф Тюменев. Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 84

Ил. 42. Житие преп. Сергия Радонежского с чудесами 1449 г. Сборник. Кон. ХV в.
Шифр: Соф. 1389, л. 281 (по верхней фолиации).

Ил. 43. Предисловие к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 3

Ил. 44. Заставка к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 9

Ил. 45. Житие преп. Сергия Радонежского, составленное Пахомием Сербом Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 373 об.

Ил. 47. Образец почерка помощника Димитрия Ростовского. Минеи четьи Димитрия Ростовского. Список кон. ХVII в.
Шифр: ОСРК. F.I.651

Ил. 48. Выписки из Жития преп. Сергия Радонежского, сделанные императрицей Екатериной II. 1793 г. Копия П. П. Пекарского с автографа Екатерины. Сер. ХIХ в.
Шифр: ф. 568. Пекарский, ед. хр. 466

Ил. 49. Помета скорописью: «Пролог Прилуцкого монастыря». Пролог. Кон. ХIV-нач. ХV в. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Шифр: СПДА. А.I.264 (2), л. 2

Ил. 50. Заставка с изображением преп. Мартиниана Белозерского. Житие преп. Мартиниана Белозерского. Нач. ХVIII в.
Шифр: Погод. 739.

Ил. 51. Миниатюра, изображающая преп. Кирилла Белозерского. Начало Службы преп. Кириллу Житие преп. Кирилла Белозерского и Служба ему. 1837 г.
Шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5

Ил. 52. Вещи из ризницы Кирилло-Белозерского монастыря,
принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому.

Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 43

Ил. 53. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преп. Сергия в Ивановском монастыре.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 33

Ил. 54. Первая келья преп. Кирилла Белозерского.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 34

Ил. 55. Начало второго Послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому. Кормчая. Нач. ХV в.
Шифр: F.II.119

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари