Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие о группе в психологии, классификация групп. Тема: психология групп

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП.

Цель:

План:

Текст:

Классификация ролей.

Классификация групп. Структура группы.

Классификация групп.

1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).

2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Классификация групп:

1. По размеру:

1) большие

3) микрогруппы (диады, триады)

2. По общественному статусу:

1) формальные

2) неформальные

3. По непосредственности взаимосвязей:

1) реальные (контактные)

2) условные

4. По уровню развития:

1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)

2) высокого уровня развития (коллектив)

5. По значимости:

1) референтные

2) группы членства

Функции групп.

1. Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.

2. Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.

3. Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.

4. Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.

Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.

Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).

Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.

Факторы, влияющие на структуру группы.

1. Цели группы

2. Степень автономности группы

3. Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы

4. Величина

Виды и структура малой группы.

Неформальная малая группа

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые .

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений («Совместная деятельность», 1988).

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих) и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э. Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. Морено.

Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:

· социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

· характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

· наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;

· относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между индивидами. В этой структуре особое значение имеют:

· положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);

· направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможности индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно.

Ролевая структура малой группы - это совокупность отношений между индивидами. В этой структуре особое значение имеет распределение групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора» и т.д. При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т.д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д. Френч, Б. Равен). Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формально организованной группе) и как неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки в группе:

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор Вдохновитель
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач. Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений.
Разработчик Гармонизатор
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию.
Координатор Примиритель
Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию.
Контролер Диспетчер
Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения и от намеченного курса. Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.
Оценщик Нормировщик
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.
Погонщик Ведомый
Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений.

Лидерство в малых группах

Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерства являются:

· более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

· большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

· более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

· большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

· большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:

· на решение групповых задач;

· на общение и взаимоотношения в группе;

· универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

В настоящее время имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.

Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе, и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях.

Модель развития малой группы, предложенная Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

2) эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП.

Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

План:

1. Психология групп. Понятие группы.

2. Классификация групп. Структура группы.

3. Виды и структура малой группы.

4. Психология больших социальных групп.

5. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.

Текст:

Психология групп. Понятие группы

Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.

Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Классификация ролей.

1. Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).

2. Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).

3. Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).

4. Диффузные (не имеет особой специальной направленности).

Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности.

Группы бывают:

Большими (могут быть стихийными и устойчивыми) и малыми, от двух человек и более

Условными и реальными.

Реальные группы делят на: * малые и большие, * официальные и не официальные, * устойчивые и ситуативные, * организованные и стихийные, * контактные и неконтактные

Малой групп - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав) , структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы.

Структура группы:

  1. Формально-иерархическая (пирамида)
  2. Социометрический подход Морено – неформальная структура

Выделяют: альфа-члены (звезды), бета-члены (эксперты), гамма-члены (рядовые), пэ-члены (оппозиция), омега-члены (изгои).

  1. С позиции власти

Законная (лигитимная)

Незаконная (нелигитимная)

* харизматичная власть

* власть эксперта (знания)

) власть, основанная на наказании

) власть, основанная на поощрении

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

Социальные классы;

Различные этнические группы;

Профессиональные группы;

Возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Функции групп:

  1. Защитная
  2. Социальной идентичности (идентификации)
  3. Самооценивания
  4. Необходимость подчиняться групповым нормам и лидеру.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Становление психологии как науки

В научном употреблении термин психология появился впервые в в.. психология это наука о психике и психических явлениях.. основных класса психических явлений психические процессы психичсекие состояния психические свойства личности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление психологии как науки
4 этапа выделяют. 1 этап: Психология как наука о душе - > наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Нач. – около 2 тыс. лет тому назад. 2 основн

Роль и место психологии в системе современных наук
Психология и философия. Философско-психологичсекие проблемы: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природа высших форм человеческого мышлени

Основные отрасли психологичсекой науки
Отличие отраслей – комплекс проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Делят: Фундаментальные (общие) – имеют общее значение для понимания различных и

Человек, как объект научного познания
Ананьев выделял в системе человеказнания 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Индивид – это человек как единичное природное существо, представител

Понятие о психике. Основные этапы развития психики
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляци

Основные методы психологичсеких исследований
Объективны Субъективные Субъективные методы – основываются на самооценке или самоотчете испытуемых, а также мнении исследователей. -

Физиологические основы психики человека. Связь психики и мозга
Нервная система человека состоит из двух отделов: центрального и переферического. ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг – из переднего, среднего и заднего мозга.

Развитие психики животных. Концепция Леонтьева-Фабри
В отечественной психологии давно утвердилось мнение, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведение. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у

Психомоторика. Писхофизиологичсекие основы организации движений
Деятельность – это очень сложное и многоаспективное явление. Данное явление существует благодаря единству психических и физиологических процессов. Связь различных психических явлений с дви

Структура и механизмы неосознаваемых психических явлений
Неосознаваемый процессы – это процессы или явления, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. 3 класса: 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Психофизиологическая проблема в психологии
Между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Как соотносятся физиологические и психические процессы? Р.Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа,

Общая характеристика и основные положения теории деятельности
Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – нач. 30 хх г. 20 в. Леонтьев. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Иерархи

Понятие об ощущении и ее физиологической основе. Виды ощущений
Ощущение – это психический познавательный процесс, чувственное отображение объективной реальности. Суть – отражение отдельных свойств предмета. Физиологическая основа – деятельнос

Свойства
Качество – характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощушений. Интенсивность

Восприятие. Свойства и виды восприятия. Особенности восприятия пространства, времени и движения
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Основным

Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе
Теплов: 2-4 месяца – признаки предметного восприятия 5-6 мес. – фиксация взора на предмете, которым оперирует Запорожец: при переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту по

Представление, виды, функции
Представление - это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе пре

Общая характеристика внимания. Свойства внимания
Внимание – это направленость и сосредоточенность писхической деятельности на чем-либо определенном. Направленость – избирательный характер и сохранение деятельности на каком то промежутке

Свойства
Устойчивость (способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте) Переключаемость (сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой) Отвл

Общие понятия о памяти. Виды памяти
Память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды. По характеру психической активности: Блонский Двигательн

Речь. Виды и функции речи. Формирование речи у детей
Речь – это процесс общения людей по средствам языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе
Мышление – это высший познавательный психический процесс; порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Особенности протекания:

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие интеллект
Интеллект: (в широком смысле) – глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; (в узком) – обобщенная характеристика умс

Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей
Способности: совокупность всевозможных психических процессов и состояний; 2. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений навыков, обеспечивающих успешно

Общая характеристика воображения. Виды воображения
Воображение – это психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображение протекает в нер

Общая характеристика сознания. Основные свойства и механизмы
Сознание – это высший уровень психичсекого отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки з

Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека
Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Побудительная причина – мотив (совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и орпеделяющих

Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента
(Теплов) Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических обусловленностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и с

Понятие личности. Развитие личности

Общие понятия о характере. Формирование характера
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная

Типология акцентуаций характера и личности
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Личность

Современные психологичсекие теории личности в зарубежной психологии
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравстве

Современные теории личности в отечественной психологии
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определ

Методы исследования личности в психологии
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравстве

Я-концепция личности и самосознание личности
Понятие Я – концепция родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К Роджерс и др.) стремились к рассмотрению целостного

Периодизация возратсного развития человека. Механизмы психического развития
Развитие – (Петровский, Ярошевский) – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени. - (Давыдов) последовательные, в целом необратимые количественные и качестве

Особенности психичсекого развития раннего детства
Раннее детство делится на два периода: 1 – Младенчество (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – общение со взрослыми. Новообразования в личностной сфере. 2 – Раннее детств

Особенности психического развития периода дошкольного детства
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущая деятельность – ролевая игра. Новообразования в личностной сфере. Период активного освоения социального пространства. Особенности:

Особенности психичсекого развития школьного периода
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Новообразования в познавательной сфере. Главное изменение – это новая система требований. Умение мо

Особенности подросткового возраста
Выделяют два этапа: 1- Подростковый возраст (от 11-12 до 15-16). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Новообразование в личнсотной сфере. 2- Юношеский (от 15-16 до 17-1

Акмеологический период развития. Период взрослости
Взрослый имеет словесно-логическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи и др. Отдельные показатели этих функций колеблются, однако существенн

Герентогенез. Особенности периода герентогенеза
Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; до

Общие понятия о направленности. Потребности и мотивы личности
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность всегда социально обусловленна и формир

Эмоции и особеннсоти их проявления
Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающих личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Характеристика – субъективизм.

Эмоциональный стресс. Механизмы стресса
Селье Стресс – это неспецефический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования. Стадии стресса: 1. Фаза тревоги или мобилизации – непосредственная реакция

Воля. Физиологические основы воли. Современные теории воли
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступко

Адаптации человека и функциональные состояния организма
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Бернар – постоянство внутренней среды. -> Кэннон – гомеостаз. Гомеостаз – это подвижное равновесное со

Основные этапы становления человека как субъекта труда
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Климова: 1. Допрофессиональное развитие: * Стадия предыгры (от рождения д

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности человека. Профориентация. Профотбор. Психологическое сопровождение деятельности
1. Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помо

Функции общения. Виды общения
Общение – это процесс установления, развития и поддержания контакта между людьми. Функции общения: Позновательная (человек усваивает знания и ранее накопленный опыт)

Личностные и межличностные конфликты
Конфликт - «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей сопе

Структура группы. Психологическая совместимость в группе
Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности. Структура группы: 1. Формально-иерархич

Основные методы психологии
Психодиагностические (направленные на сбор информации) - Объективные методы (тесты интеллекта, эксперименты) - Субъективные (наблюдение, опрос, личностные тесты, направ

Психодиагностика. Основные принципы психодиагностики

Психадиагностика познавательной сферы
Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагн

Психодиагностика личности
Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагн

Психологичсекое консультирование. Основные принципы. Виды психологического консультирования
Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности

Психотерапия. Основные направления психотерапии
Психотерапия является формальным процессом взаимодействия между двумя группами, каждая из которых обычно состоит из одного человека, но в которых может быть двое или больше участников, преследующим

Психологичсекая коррекция. Принципы и методы психокоррекции
Психологическая коррекция (Психокоррекция) - один из видов психологической помощи (среди других - психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленна

Родители
Диагностика детско-родительских отношений 2. Коррекционно-развивающая работа Дошкольники: - формирование навков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего д

Родители
Детско-родительские собрания в старших классах Образ.процесс-определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей о

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

Школа «групповой динамики» связана с именем К.Левина. Американский период деятельности К.Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на создание К.Леви К.Левин назвал полем. Ее главное положение – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, . Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений.

Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему:

1) какова природа групп;

2) каковы условия их формирования;

3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами;

4) каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.

Другая идея К.Левина – идея валентности. Этим понятием К.Левин объяснял направленность индивида в жизненном пространстве. Позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность – движение в противоположную от него сторону.

Отвечая на главный вопрос, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.. Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

«Групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. В рамках этого направления были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

С другой стороны, теоретический контекст конструкции теории поля является в значительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области психологии, отбрасывание теоретической концепции К.Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они работают и в других теоретических рамках. Не полностью решена еще задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

В социальной психологии принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния.

Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено.

В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.

Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.

Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы». В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы.

Решение задач:

Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.

Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Координатор. Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер. Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Оценщик. Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Погонщик. Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.

Оказание поддержки:

Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор. Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию.

Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию.

Диспетчер. Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Нормировщик. Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.

Психология групп

1.1 Понятие группы, их виды, размеры, структура.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».[ Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.Просвещение, 1991, с.161.] С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой -- сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

Для социально-психологического подхода характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае -- не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций -- формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях -- реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “.малые” группы. Малые группы -- обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же -- организованные, длительно существующие группы, -- подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 1). Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы” является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

Рис. 1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

социальные классы;

различные этнические группы;

профессиональные группы;

возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.

“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

Диагностическое исследование профессионально важных качеств студентов на примере эмпатии

Прежде всего, определимся со значением самого термина «профессия». Среди многочисленных трактовок, предлагаемых современной литературой выберем самые распрастраненные. Большой толковый словарь определяет профессию...

Индивидуум и группа. Адаптация и изменения поведения человека

В теориях личности отмечается, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивидуума. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы...

Исследование межличностных отношений в группе

Рабочие группы отличаются от любого другого собрания людей наличием постоянной структуры, которая определяет поведение их членов. Она дает возможность предсказывать поведение отдельных работников и группы в целом...

Исследования способов разрешения конфликтных ситуаций на предприятии

Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководителя...

Межличностные отношения. Психология малых групп

По своей сущности психология малой группы представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий ее членов и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами...

Межличностный конфликт в ходе учебной деятельности

Мотивация групповой деятельности

Второе из исторически предложенных делений малых групп -- это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо...

Понятие малой группы в социальной психологии

Однако если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное -- это анализ структуры групповой деятельности...

Проблема малой группы в социальной психологии

Различают несколько измерений групповой структуры. 1...

Профессиональное общение следователя

Общение -- социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек -- это узел связи", -- писал Экзюпери...

Психология групп

Исследователи групповой сплоченности, как правило, акцентируют один из двух аспектов группового взаимодействия -- эмоциональный или деятельностный. Если группу рассматривать в качестве субъекта деятельности...

Развитие ребенка от рождения до трех лет

В среднем вес доношенного новорожденного составляет от 2,5 до 4,3 кг, а рост -- от 48 до 56 см. Кожа младенца может быть покрыта гладким творожистым слоем -- vernix caseosa, -- образующимся во время фетального периода для защиты кожи плода...

Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников

История возникновения игры Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину...

Социально-психологические особенности больших и малых групп

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари