Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Первый президент эстонии. Президенты эстонии

Тоомас Хендрик Ильвес - действующий президент Эстонии. Был избран 23 сентября 2006 года. Родился 26 декабря 1953 году в Стокгольме. По гороскопу - козерог.

Семья Тоомаса Хендрика Ильвеса

Мать Тоомаса Хендрика Ильвеса - Ириада Сийтем, родилась в Ленинграде в 1927 году. Через год со своим отцом (дедушкой Хендрика) переехала в Эстонию, где была удочерена семьей политиков Ребане. В 1944 году, когда в Эстонию вошли войска СССР, приемные родители Ириады бежали в Швейцарию.

Тоомас Хендрик Ильвес женат вторым браком. Теперешняя супруга - Эвелин Ильвес (в девичестве Инт-Ламборт). В 2003 году у них появилась совместная дочь Кадри Кейу. От первого брака у Ильвеса есть сын Луукас Кристьян (1987 г.р.) и дочь Юулиа Кристийне (1992 г.р.).

Политическая карьера Тоомаса Хендрика Ильвеса

После того, как Эстония провозгласила независимость Хендрик Ильвес переехал на свою родину из Швейцарии. С 1993 по 1996 г.г. был послом Эстонии в США, Канаде и Мексике. Также дважды занимал пост министра иностранных дел (в 1996-1998 и 1999-2002 г.г.).

С 2001 по 2002 год возглавлял Народную партию умеренных. После поражения партии на муниципальных выборах, она была переименована в Социал-демократическую партию Эстонию.

С активного содействия Тоомаса Хендрика Ильвеса в 2004 году Эстония была принята в состав Европейского союза.

Во время выборов президента в 2006 году его кандидатуру выдвинули Партией реформ и Социал-демократической партией Эстонии.

Полномочия президента в Эстонии

Президент Эстонской Республики является высшим должностным лицом государства. В связи с тем, что Эстония с 1992 года имеет статус парламентской республики, полномочия главы государства существенно ограничены. Например, он не состоит в системе исполнительной власти. По сути, президент в Эстонии является фигурой символической - на него, главным образом, возложены представительские и разные юридические функции.

Согласно эстонскому законодательству, президент не может состоять ни в одной из политический партий, также он не может занимать какую-либо иную назначаемую или выборную должность, что должно обеспечить независимость и беспристрастность при принятии тех или иных решений главы государства.

В Эстонии президента выбирают посредством парламентского голосования. Если же в ходе трех туров ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства в две трети от конституционного состава Рийгикогу, организуется специальная коллегия выборщиков.

Президент Эстонской Республики избирается сроком на пять лет, однако один и тот же кандидат не может быть избран более, чем на два срока.

Статья 78 конституции Эстонии гласит, что президент Эстонии представляет государство в международных отношениях. Иными словами, на него возложены обязанности подписания международных договоров с одобрения правительства. В исключительных случаях президент имеет право вместо премьер-министра представлять страну в высшем совете Евросоюза и на заседаниях глав государств стран еврозоны.

Президент Эстонской Республики по предоставлению правительства назначает и отзывает дипломатических представителей страны, а также принимает верительные грамоты аккредитованных в Эстонии дипломатов.

Также глава государства назначает очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу (парламент). Правда, роль президента здесь сужена до оформления необходимых документов за исключением случая, когда Рийгикогу выражает недоверие к правительству, которое обращается в связи с этим к главе государства с просьбой проведения досрочных выборов.

В обязанности президента Эстонии входит необходимость созывать Рийгикогу нового созыва и открытие его первого заседания. При необходимости президент вносит предложение председателю парламента созвать внеочередную сессию.
Президент провозглашает законы и подписывает ратификационные грамоты.

Права президента Эстонии:
− может наложить «отлагательное» вето и вернуть в течение двух недель с момента получения законопроект обратно в Рийгикогу на доработку. В случае, если парламент повторно одобрит законопроект без внесения в него поправок, у президента два варианта действий: подписать или обратиться в Государственный Суд с ходатайством проверить конституционность закона. При условии, когда Суд не найдет противоречащих конституции фактов, президент обязан подписать данный закон и официально провозгласить его.
− издавать имеющие юридическую силу декреты в случае, если парламент не может собраться на заседание или при срочной государственной необходимости. Эти декреты рассматриваются на ближайшем заседании Рийгикогу и оперативно утверждаются или отменяются.
− вносить предложение о принятии поправок в конституцию;
− после консультаций с председателями партий парламента выдвинуть кандидата на пост премьер-министра;
− на основе предложения премьер-министра назначать (освобождать) на должности членов правительства;
− вносить в Рийгикогу предложение о назначение на должность председателя Государственного Суда, председателя совета Банка Эстонии, канцлера юстиции и государственного контролёра.
− по предоставлению совета Национального банка назначать на должность президента Банка Эстонии;
− по предоставлению Государственного Суда назначать на должности судей более низких инстанций;
− награждать государственными наградами;
− присваивать воинские звания, дипломатические звания.

Президент Эстонии является высшим руководителем системы национальной государственной обороны.

Кроме того, президент Эстонской Республики вносит на рассмотрение в парламент предложения о введении чрезвычайного положения, введения военного положения и об объявлении мобилизации (в случае агрессии против страны) и демобилизации.

Президент Эстонии в качестве помилования по просьбам заключенных освобождает их от тюремного срока либо смягчает наказание.

В его функции также входит возможность внесение вопроса о уголовной ответственности в отношение канцлера юстиции на основе соответствующего ходатайства от прокуратуры.
При президенте Эстонской Республики на правах совещательного органа функционирует Совет государственной обороны, в который входят председатель парламента, премьер-министр, председатель парламентской комиссии по государственной обороне, председатель парламентской комиссии по иностранным делам, глава внешнеполитического ведомства, министр обороны, руководитель министерства финансов, глава МВД, командующий силами обороны и министр юстиции. Главой Совета является сам президент.

Среди неформальных полномочий президента Эстонии можно назвать принятие парадов ВС Эстонии в День независимости (24 февраля) и Дня победы под Вынику (23 июня), новогодние выступления, патронаж над большинством эстонских общественных организаций и кампаний.

На пост президента Эстонии баллотироваться могут только имеющие эстонское гражданство жители страны, достигшие сорокалетнего возраста. При этом кандидат на должность главы государства выдвигается депутатами парламента, количество которых должно быть не менее одной пятой от общей численности.

Вступление в должность избранного президента происходит через принесение им присяги перед парламентом. Текст присяги:
«Вступая в должность Президента Республики, я торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики».
Полномочия президента Эстонии прекращаются, если:
− он ушел в добровольную отставку;
− смертью;
− вступлением в должность нового избранного президента;
− вынесением обвинительного приговора суда в отношении него;
− неспособностью выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья. В этом случае полномочия президента временно переходят к председателю правительства.

Все президенты Эстонской Республики:

Константин Пятс - 1938-1940 годы;
Леннарт Мери - 1992 - 2001 годы;
Арнольд Рюйтель - 2001-2006 годы;
Тоомас Хендрик Ильвес - с 9 октября 2006 года.

Президентом Эстонии с шестой попытки неожиданно избрана аудитор из Люксембурга Керсти Кальюлайд, которую сделали политиком за пять дней. Проамериканский ставленник, бывший посол Эстонии в Вашингтоне Марин Кальюранд осталась не у дел. У Соединенных Штатов появились трудности с победой своих кадров? Неужели русофобии в Прибалтике приходит конец?

Эстония собралась судить коммунизм

Дашь президента Эстонии за пять дней

Не секрет, что Эстония давно попала под внешнее управление Вашингтона. Достаточно вспомнить согласие эстонской делегации на вступление в НАТО, которое было оформлено в парламенте задним числом. Выборы президента, призванного быть пропагандистским рупором Белого дома, обещали выбор фигуры, аналогичной предыдущему лидеру — Тоомасу Хендрику Ильвесу, экс-американскому гражданину и ярому русофобу. Однако парламент не выбрал Марин Кальюранд и в коллегию выборщиков (парламентарии плюс представители местных властей страны), но и там 24 сентября не пришли к консенсусу.

Вашингтон был в шоке и сделал выговор. Посол США в Эстонии Джеймс Мелвилл заявил, что "очень разочарован" результатами президентских выборов, которые закончились ничем. "Я каждый день убеждаюсь в том, что здесь в Эстонии все работает не так, как это происходит в США. У вас так много кандидатов и такой маленький электорат, который решает этот вопрос! Народные пристрастия никак не смогли повлиять на принятие решения. У вас слишком много партий и, чтобы быть избранным при такой системе, необходимо проделать очень серьезную работу. Я разочарован тем, что выборщики не смогли избрать президента Эстонии", — эстонскому изданию Postimees.

Выборы вернулись в парламент, и там за пять дней нашли еврочиннвницу, которая последние 12 лет проработала в Брюсселе на должности аудитора Счетной палаты ЕС от Эстонии, а проживала в Люксембурге.

"Было ясно, что вне зависимости от того, кто станет этим кандидатом, его моральный капитал для вступления в эту должность довольно скуден" — Кальюлайд в открытом письме избирателям, распространенном через СМИ. — Запасной президент. Фарфоровая статуэтка на каминной полке". Это здравая оценка своей позиции, но у нее уже есть план — строить "этическое государство", поддерживающее гражданина в его решениях.

"Мы все и есть государство", — считает Кальюлайд, видимо, имея ввиду и неграждан Эстонии. Да что там, она решила ни много ни мало войти в число инновационных лидеров, и это в стране, где IT- специалисты не могут найти работу. Впрочем, простим новому политику, от нее не требуется мудрости, знаний и образованности. У нее задача быть рупором Вашингтона. И эту задачу она выполняет.

Ботинкам Ильвеса нет сносу

Заканчивает Керсти свое обращение следующими словами: "Какова роль президента Эстонии в международном общении, вам, читателям, очень хорошо ясно. Тоомас Хендрик Ильвес делал это прекрасно. Это очень высокий стандарт, который я собираюсь удерживать. Остающиеся в Кадриорге ботинки, очевидно, слишком велики. Мне придется найти свои, и по стилю они будут немного иными. Верю, что ты понимаешь! "

Осталось ответить на вопрос, а что делал Ильвес? В августе 2008 года он летал в Тбилиси, чтобы поддержать Михаила Саакашвили, заявлял, что Россию необходимо исключить из "большой восьмерки". С его именем связан скандал с переносом в Таллине "Бронзового солдата" — памятника воинам, погибшим за освобождение Эстонии от немецких войск в 1944 году. В одном из интервью, данном журналу "Шпигель", Ильвес заметил: "Наших людей убивали не красные или коммунисты. Наших людей убивали русские". Он наотрез отказался разговаривать по-русски с журналистом: "Я говорю на эстонском языке, он единственный государственный язык. Причин говорить на русском языке не больше, чем на английском, урду или японском…"

Кальюлайд пока еще хочет говорить со своими по-русски. Пока она говорит, что будет выстраивать отношения с Россией по примеру Финляндии, но надо иметь ввиду, что она бывший член партии эстонских националистов IRL, поэтому иллюзий быть не должно.

Внутренняя неполноценность Эстонии

"Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности", — писал Фазиль Искандер. Сделают ли эстонцы выборы прямыми? Этого не произойдет, потому что около 30 процентов населения страны — русские в статусе неграждан. Потому что тогда к власти станут приходить политики, ориентированные на сотрудничество с Россией. Еще долго эстонцы будут внутренне неполноценными, потому что за спиной стоит "верный" союзник — США, который продиктовал национальную идею — ненависть к России. Разве это идея полноценного государства? Поэтому Кальюлайд при всем своем стремлении построить "этическое государство" этого сделать не сможет. Она не отклонится от курса на русофобию и регулярное салютование своим хозяевам в Вашингтоне. Почему же такого человека сделали президентом страны? Роль марионетки привела к в экономике, социальной сфере, милитаризации, а в итоге к деградации качества управленческих кадров, особенно высшего звена. Даже Вашингтону выбрать не из кого.

"У меня есть только одна гипотеза, как она стала президентом", — сказал Правда.Ру Александр Носович, политолог, журналист-международник. — Эстонская элита не смогла самостоятельно выбрать президента, и президента назначили из внешнего управления, из Брюсселя и ЕС. Ничего особенного в эстонской внешней политике не изменится, может быть Керсти Кальюлайд будет более проевропейским президентом, менее проамериканским, но это не исключает того, что она будет направлять внешнюю политику Эстонии в том русле, которое нужно Вашингтону", — заметил эксперт.

По мнению Александра Носовича, под влиянием внешнеполитической и внутриполитической конъюктуры Кальюланд будет становиться все более антироссийским политиком. "Это несомненно, потому что эстонский мейнстрим — это антироссийская позиция. Это базовая точка для выстраивания их идентичности, противопоставление себя восточному соседу, ощущение русской угрозы".

Эстония представляет собой республику парламентского типа. Это закреплено в Конституции 1992 года. Именно по этой причине президент республики не обладает какими-либо важными полномочиями. Глава государства является фигурой символической, которая олицетворяет единство народа и выполняет, как правило, представительские функции. Главное лицо республики не может состоять в какой-либо партии, а также занимать другую должность (выборную или назначаемую). В настоящее время пост президента Эстонии занимает Керсти Кальюлайд, которая родилась в 1969 году. Она была избрана в 2020 году.

История зарождения эстонского государства

Первые народы, которые проживали на территории современной Эстонии, относятся к финно-угорской или прибалтийско-финской группе. Эти племена жили спокойно до начала XIII века, а потом началась экспансия рыцарей из Европы. Первыми сюда пришли немецкие рыцари, после – появились датчане, привлечённые рассказами немцев об огромных запасах пушнины, которые можно отобрать у аборигенов. В 1238 году страна разделилась на несколько частей:

  • Ливонский орден. Монахи-рыцари сразу же принялись насильно крестить язычников, сжигая непокорных вместе с их идолами;
  • Деритское епископство;
  • Эзельское епископство;
  • Дания.

Поначалу древние эсты пытались сопротивляться, но их уровень развития не мог противостоять закованным в латы европейским рыцарям . Тем не менее, бунты и мятежи возникали постоянно. Самым крупным в истории считается восстание Юрьевой ночи, которое длилось с 1343 по 1345 годы. В 1347 году северные земли современной республики отошли Ливонскому ордену.

Постепенно страна приняла культуру захватчиков и начала стремительно развиваться. Появились крупные торговые города, часть из которых стала членами Ганзейского союза. В XVI веке до Эстонии дошли идеи церковной реформы, и часть населения стала относить себя к протестантам. В 1558 году царь Иван Грозный со своими войсками вторгся на эту территорию. Через несколько лет, в 1562 году, Ливонский орден был разгромлен и уничтожен. Несмотря на это, длительная Ливонская война 1558-1583 годов была проиграна Россией. В результате Эстония оказалась разделена между следующими государствами:

  • Польша;
  • Дания;
  • Швеция.

В 1625 году большая часть страны оказалась в руках у Швеции, войска которой в 1645 году смогли захватить Саарема. Вскоре были образованы шведские губернии Лифляндия и Эстляндия.

В 1700 году была начата Северная война, в которой Россия под предводительством Петра I смогла захватить территорию современного эстонского государства. После подписания Ништадского мира в 1721 году Лифляндия и Эстляндия были отданы Российской империи. В XVIII веке российские власти особо не пытались вмешиваться в социальные аспекты жизни местного населения, поэтому тут по-прежнему доминировали этнические немцы и шведы, которые плохо относились к жителям. В начале XIX века Российская империя начала проводить реформы, которые значительно отразились на жизни региона:

  1. В 1816-1819 годах все эстонские крестьяне стали вольными, так как было отменено крепостное право. Хотя Александр I пытался отменить крепостничество по всей Российской империи, повезло только жителям прибалтийских регионов. При этом земля вольным крестьянам не полагалась;
  2. В 1849-1865 годах было издано несколько законов, которые позволяли крестьянам приобрести земли;
  3. Ближе к концу XIX века в России были проведены буржуазные реформы, благодаря которым стали появляться и развиваться многочисленные заводы и фабрики.

Именно из-за буржуазных реформ, а также близости Европы на территориях современной Эстонии начал формироваться новый класс интеллигенции, который пытался создать независимую от России республику. Уже в начале XX века Эстония стала считаться одним из самых неспокойных регионов империи, где в любой момент могла вспыхнуть революция.

Борьба за независимость и становление независимой Эстонии

После российской революции 1917 года власть в Эстонии перешла в руки самоуправления, которое называлось Маапяэва. Этот орган подчинялся указам Временного правительства. Далее события проходили по следующему сценарию:

  1. В октябре 1917 года Исполком Советов Эстляндии захватил власть;
  2. Маапяэва пытался бороться и даже заявил, что именно ему принадлежит верховная власть в стране, но местные коммунисты быстро разогнали самоуправление, пользуясь поддержкой Красной Армии ;
  3. В январе 1918 года большевики добились своей главной цели – Эстония превратилась в автономную часть РСФСР;
  4. В феврале 1918 года Красная Армия ушла из страны, так как нужно было отбиваться от германских войск, которые перешли в наступление. После этого Совет старейшин Эстонского земского собора приступил к своей главной задаче – провозгласил страну независимой;
  5. В августе того же года РСФСР отказалась от власти над Эстляндией и Лифляндией, оставив народу право на самоопределение;
  6. Несмотря на это, 29 ноября 1918 года Красная Армия с боем взяла Нарву, после чего там была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна;
  7. Через несколько месяцев РСФСР признала советскую Эстонию официальным государством;
  8. В феврале 1919 года благодаря решительным действиям эстонской армии и помощи генерала Юденича, через которого шли огромные деньги из Европы, удалось освободить территорию Эстляндии от красных отрядов.

Весной и летом 1919 года армии пришлось сражаться как против Красной Армии, которая вновь перешла в наступление, так и против немцев.

2 февраля 1920 года Советский Союз подписал договор с Эстонией, по которому он добровольно отказывался от прав на территорию независимого государства. Несмотря на это, местным коммунистам постоянно оказывалась денежная и военная помощь от «старшего брата». В 1924 году приверженцы социализма попытались свергнуть верховную власть в Таллине, но их разгромили. После этого в стране начали сознательно развивать национализм. Мировой экономический кризис серьёзно повлиял на все сферы развития республики:

  • Изменилась политическая ситуация;
  • Фашистскому режиму симпатизировали не только «правые», но и большинство обычных граждан;
  • Многие пытались создать авторитарный режим правления, используя политическую модель в Германии.

В годы правления премьер-министра Пяте было решено бороться с подобным в жёсткой форме. В 1934 году был распущен парламент, а все партии, кроме правящей, объявили вне закона. В 1937 году была принята новая Конституция, которая закрепила авторитарный режим. В 1929 году согласно пакту Молотова-Риббентропа Эстония была отнесена к сфере воздействия СССР. Это дало возможность Советскому Союзу создать свои военные базы на территории республики, а также ввести войска для их охраны.

В 1940 году стало понятно, что независимой республике приходит конец. Под нажимом Красной Армии в стране прошли безальтернативные выборы, после чего она стала частью Советского Союза. Через год Эстонскую ССР заняли немецкие войска, но в 1944 году армия СССР выгнала немцев с её территории. При этом Соединённые Штаты Америки и Великобритания не признали законным право СССР на включение Эстонии в свой состав.

Роль СССР в развитии эстонского государства

Эстония до 1944 года развивалась по европейской схеме, которая была чужда советским коммунистам. Придя к власти, они поспешили превратить республику в советскую страну:

  • Стало истребляться местное дворянство;
  • У интеллигенции отобрали все привилегии;
  • Срочно понадобилось создавать колхозы и раскулачивать богатых хуторян.

Естественно, такая политика вызвала возмущение у местного населения. СССР начал вести борьбу с «кулаками», опираясь на безземельных батраков. В стране началась настоящая гражданская война, которая продолжалась до начала 1950-х годов.

После того как удалось навести порядок, Советский Союз начал развивать Эстонию усиленными темпами. В строительство новых заводов и производств были инвестированы средства из бюджета.

Так как республика исторически поддерживала связи с Финляндией, для советских граждан Эстония стала своеобразным прообразом Европы, в которую они не могли попасть. Этому способствовала политика властей. В 1970-х годах в стране начала появляться новая интеллигенция, способная мыслить на уровне среднестатистических европейцев.

С началом перестройки Эстония приступила к формированию Народного фронта. В 1988 это движение потребовало предоставить республике хозрасчёт и автономию. Что интересно, местная компартия была полностью солидарна с такими требованиями. Дальнейшее развитие страны происходило следующим образом:

  1. В 1989 году Народный фронт Эстонии стал выступать за получение полной независимости;
  2. В 1991 году страна стала независимой;
  3. Дальнейшее развитие было решено проводить по скандинавской и финляндской схемам.

В 2004 году страна принята в Евросоюз и НАТО .

Конституция Эстонии и её особенности

В настоящее время в республике действует Конституция, принятая 28 июня 1992 года. В ней чётко определено, что верховная власть в Эстонии осуществляется её народом через Государственное собрание или за счёт референдума. Вносить различные поправки может только президент или Государственное собрание (причём в последнем случае за это должны проголосовать не менее 20 % депутатов). Самый простой способ изменения Конституции – проведение референдума.

В главном документе Эстонии провозглашено всеобщее равенство перед законом. Чётко определено, что все граждане равны, невзирая на следующие особенности:

  • Национальность;
  • Раса;
  • Происхождение;
  • Язык;
  • Цвет кожи;
  • Политические убеждения.

Имущественное и социальное положение тоже не является преимуществом. Сурово карается по закону разжигание вражды на политической, расовой или национальной почве. В Конституции чётко сказано, что республика имеет парламентскую форму правления, хотя её главой является президент. С 1992 года главой республики становились следующие политики:

  1. 1992 – 2001 год – Леннарт-Георг Мери. Первый президент после многолетнего перерыва, избирался на 2 срока подряд. Известен как писатель и режиссер, занимал пост министра иностранных дел. Повторное избрание на пост президента произошло в 1996 году;
  2. 2001 – 2006 год – Арнольд Рюйтель. Постоянно напоминал России, что СССР не дал Эстонии выбрать самостоятельный путь развития;
  3. 2006 – 2020 год – Тоомас Хендрик Ильвес. Типичный представитель европейского типа политиков. Его повторное переизбрание и инаугурация проходили в 2011 году. Разрешил однополые браки и ввел договоры о сожительстве;
  4. 2016 – наше время – Керсти Кальюлайд. В 2020 году попала в списки журнала «Форбс» как одна из 100 самых влиятельных женщин в мире.

Возможно, некоторых президентов выбрали бы и на третий срок, но по Конституции глава государства не может избираться более чем на два срока подряд.

Особенности исполнительной власти в стране

Исполнительная ветвь власти в Эстонии обладает следующими особенностями:

  • Премьер-министр выдвигается президентом;
  • Правительство формируется парламентом, премьером и главой республики;
  • Парламент может одобрять или отклонять кандидатуры, предложенные президентом или премьер-министром;
  • Вся внутренняя и внешняя политика государства осуществляется правительством.

Перед подписанием важных договоров с иностранными государствами они в обязательном порядке должны быть представлены Государственному собранию для ратификации.

После того как Эстония получила независимость в 1991 году, в стране начали появляться различные политические партии. В настоящий момент их более 20 штук. Ни одна из них не имеет доминирующего положения. В последние годы правительство Эстонии приняло несколько законов, которые касаются деятельности партий:

  • Теперь стараются уменьшить их общее количество;
  • Действующие партии пытаются объединить между собой;
  • Подобные объединения не могут получать пожертвования от юридических лиц;
  • Запрещено создание избирательных блоков граждан;
  • Нельзя формировать выборные межпартийные блоки.

За счёт этого государство пытается поднять значимость влиятельных партий, которые в настоящее время не представляют собой силы, способной влиять на политические события в стране.

В основном законе государства имеется статья, запрещающая создание партий, которые могут насильственным образом поменять Конституцию. Методы действия здесь – уголовная ответственность.

Статус и обязанности президента Эстонии

Все полномочия главы государства подробно расписаны в статье № 78 Конституции. Там чётко прописано, что президент должен исполнять следующие функции:

  • Представлять Эстонию в различных международных отношениях. Это функция включает в себя визиты в иностранные государства, приём дипломатов из разных стран, подписание договоров. Все важные международные документы подписываются президентом республики только после того, как их одобрит правительство;
  • В исключительном случае, когда премьер-министр по состоянию здоровья или другим причинам не может представлять государство в Высшем совете Евросоюза, главе государства можно появляться вместо него;
  • После одобрения правительства глава Эстонии может назначать или отзывать дипломатов, принимать различные грамоты и т. д.;
  • В обязанности президента входит формальное провозглашение выборов в парламент;
  • Он может присутствовать на всех заседаниях Рийгикогу, выступать перед парламентом с предложениями и заявлениями. В зале заседаний имеется специальное место для выступлений главы республики;
  • Провозглашать законы, принятые Рийгикогу. У главы государства есть право на вето, которое может быть наложено в течение 14 дней с момента получения документа. Если парламент всё равно возвращает закон, не изменив его, то президент может обратиться в Государственный Суд для сверки с действующей Конституцией. Если суд не найдёт противоречий, то закон должен быть подписан в любом случае. (Первый глава Эстонии Леннарт Мери накладывал своё вето 42 раза. Последующие президенты пользовались этим правом значительно реже. Керсти Кальюлайд наложила вето только один раз в 2020 году);
  • Может поставить вопрос о внесении поправок в Конституцию, который должен решаться на всенародном референдуме;
  • По распоряжению президента выдвигается кандидат на должность премьер-министра. Перед выбором этот человек должен быть одобрен правительством;
  • Назначает и освобождает от должности членов правительства. Это происходит только по представлению премьера;
  • Предлагает кандидатуры на должности председателя Государственного Суда, государственного контролёра, канцлера юстиции, председателя совета Банка Эстонии. Они должны быть одобрены Рийгикогу;
  • Присваивает воинские и дипломатические звания, дает отличившимся гражданам награды государственного уровня;
  • По Конституции является руководителем системы обороны. Хотя можно рассматривать эту должность как Верховный главнокомандующий, в реальности армией управляет Министерство обороны совместно с правительством;
  • Имеет право миловать преступников, смягчать им наказание или объявлять амнистии. Это право используется крайне редко.

Если внимательно просмотреть все полномочия главы государства, то получается, что право законодательной инициативы может использоваться президентом только в случае изменения Конституции.

Резиденция президента Эстонии и история её строительства

Резиденция главы государства находится в Кадриорге (переводится как долина Кадри). Этот дворцово-парковый комплекс был основан 22 июля 1718 года. Инициатором создания стал Пётр I во время Северной войны. В 1714 году император приобрёл этот земельный участок, чтобы создать там парк и построить свою резиденцию. В качестве архитекторов были выбраны Никколо Микетти и его подмастерье Гаэтано Киавери.

Опытные архитекторы поместили императорский дворец таким образом, чтобы из него можно было видеть море, гавань и город. В 1720-1722 годах над строительством дворца работал Михаил Земцов, который сменил Никколо Микетти. Он полностью оформил интерьер императорской резиденции. Изначально планировалось, что в прилегающем парке сделают зону отдыха для горожан (что интересно, даже сейчас он открыт для посещения).

Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

Роль Президента Республики в случае особых ситуаций

Согласно конституции, главе государства отводится ряд важнейших функций в случае возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций (например, начала боевых действий, конституционного кризиса или масштабных катастроф). Описанные далее полномочия на практике пока ещё ни разу не использовались и являются лишь потенциальной возможностью, предусмотренной Основным законом:

При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции, министр экономики и инфраструктуры, министр по вопросам предпринимательства и инфотехнологий, а также командующий силами обороны .

Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год). Президент Республики возглавляет Совет, утверждает порядок его работы, а также руководит его заседаниями.

Неформальные функции главы государства

Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимавших пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее поздравление со стороны президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и Праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

Президент Республики также может осуществлять патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

Порядок избрания и прекращения полномочий

На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

«Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

Полномочия президента прекращаются в связи с:

  • добровольной отставкой;
  • вступлением в должность вновь избранного президента;
  • смертью;
  • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

История института президентства

Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация, что признаётся большей частью международного сообщества) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании , глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента Константина Пятса). Подчиняясь советскому ультиматуму президент Пятс назначил новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом .

Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 6 раз (в , , , , 2011 и 2016 годах).

Список президентов Эстонии (с 1992 года)

Согласно конституции 1992 года главой Эстонии является Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ). Его полномочия в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой, исполняющей представительские и различные формально-юридические функции. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности.

Выборы президента проходят путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (с чередованием раундов голосования между этими органами). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд.

Портрет Имя
(годы жизни)
Полномочия Выдвинут партией Выборы
Начало Окончание
1
(I-II)
  • Правительство
  • Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

    При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции и командующий силами обороны . Возглавляет совет сам президент.

    Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год.

    Неформальные полномочия

    Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимающих пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее выступление президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

    Президент Республики также осуществляет патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    «Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

    История института президентства

    Указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса

    Сообщение государственного секретаря о принесении членами правительства Барбаруса должностной присяги

    Решение парламента об отставке Пятса с поста президента

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

    После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании, глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Салат с кукурузой и мясом: рецепт
    Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
    Мыс крестовый лиинахамари