Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Олеся куприн краткое содержание по главам подробно. А.И

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» - одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

На картине «Вратарь» изображена привычная для наших дворов сцена: мальчишки играют в футбол. Художник не стал показывать нам все поле, а сосредоточился только на одном персонаже - голкипере одной из команд.

  • Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс

    Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне

    1. Иван Тимофеевич — молодой барин (паныч), литератор. От его лица ведется повествование.
    2. Олеся — молодая девушка, внучка Майнулихи, обладает необычными способностями.

      Другие действующие лица

    3. Ярмола — слуга молодого барина.
    4. Мануйлиха — старя ведьма, бабушка Олеси.
    5. Никита Назарыч Мищенко — живет в соседнем имении, приказчик и конторщик.
    6. Евпсихий Африканович — полицейский урядник.

      Рассказ о старой ведьме и ее внучке

      История повествуется от лица молодого человека Ивана Тимофеевича, который волею судьбы оказался в Полесье в глухой деревеньке Переброд. Там он жил в течение 6 месяцев и решительно не знал чем заняться. От скуки барин попытался обучить грамоте своего полесовщика Ярмолу.

      В один вечер, когда погода была ненастная, Ярмола рассказал Ивану Тимофеевичу историю, которая случилась 5 лет назад. В их деревне жила старая ведьма, которую звали Мануйлиха, но ее вместе с внучкой прогнали из деревни за то, что она колдовала. С тех пор они поселились рядом с болотом за Ириновским шляхом. Молодому человеку хочется познакомиться с таинственной Мануйлихой, и он просит полесовщика отвести его к ней. Но Ярмола рассердился на барина за такую просьбу и отказался показывать ему дорогу.

      Избушка Мануйлихи

      Во время охоты, паныч заблудился. Пытаясь найти дорогу, он выходит к болоту и видит сказочную избушку. Решив, что там живет лесник, он заходит туда. Но по обстановке, в которой рассказчик оказывается, понимает, что это изба той самой Мануйлихи. Сама Мануйлиха была похожа на Бабу-Ягу, как в описаниях в русских сказках.

      Ведьма была не рада незваному гостю и хотела, чтобы он побыстрее ушел. Но молодой человек уговаривает ее погадать ему за деньги. До того еще, как старуха закончила гадать, в избу вошла красивая темноволосая молодая девушка, которая была не похожа на остальных деревенских девушек. Она называется Олесей, объясняет молодому человеку как добраться до дому и разрешает их еще раз навестить.

      Сверхъестественные способности Олеси

      Весной, как только лесные тропинки стали проходимыми, молодой барин решил снова дойти до избушки Мануйлихи. Девушка была рада видеть гостя, чего нельзя было сказать о ее бабушке. Рассказчик хочет, чтобы Олеся ему погадала, но она отказывается и объясняет ему, что уже раскладывала на него.

      Карты ей сказали, что он человек добрый, но слово свое не всегда держит, падок на женщин. Жизнь его будет несчастлива и никого он не сможет полюбить. А в этом году в него влюбится женщина с темными волосами, но ее любовь принесет ей только горе. Молодой человек не верит, что он способен принести кому-то столько неприятностей. Но молодая ведьма заверяет его, что ее слова непременно сбудутся. Олеся признается, что может видеть некоторые вещи и без карт, например, скорую смерть человека. Эти способности передаются в их семье от матери к дочери.

      Вечером девушка решает проводить гостя. По дороге она рассказывает о том, что когда-то ее бабушка исцеляла людей, могла найти клады и много другого. Молодой человек не верит, что человек может обладать такими способностями и просит девушку продемонстрировать их. Олеся поранила его и с помощью заговора остановила кровотечение. Затем она говорит ему идти впереди себя и не оборачиваться. Молодой человек все время идет и спотыкается. Во время прощания, Олеся спрашивает имя гостя. Именно тогда оно в первый раз появляется в повести — Иван Тимофеевич.

      Случай с урядником

      После этой прогулки, Иван Тимофеевич часто бывает в гостях у бабушки и внучки. Между молодым человеком и Олесей возникла крепкая привязанность. Он все время пытался понять, откуда и как появились способности девушки. Как-то в разговоре, барин случайно сказал, что если она захочет выйти замуж, то ей надобно будет венчаться в церкви. Олеся отвечает, что ей нельзя посещать церковь, потому что она ведьма.

      Однажды во время своего очередного визита Иван Тимофеевич видит, что Олеся чем-то расстроена. На все вопросы барина девушка не отвечала. Мануйлиха рассказывает, что к ним приходил урядник и велел покинуть эти места. Он отказался брать деньги, предложенные старухой. Тогда паныч решает пригласить к себе Евпсихия Африкановича и угостить водкой. Он уговаривает его не трогать бабушку и внучку и дарит ему ружье.

      Отношения между Иваном Тимофеевичем и Олесей

      После произошедшего случая с урядником, между девушкой и рассказчиком возникла неловкость в отношении. Они перестали гулять, но он не переставал думать о девушке. Но находясь рядом с ней, рассказчик чувствует смущение и неловкость. Внезапно он заболевает «полесской» лихорадкой.

      Шесть дней он боролся с болезнью. После своего выздоровления, молодой барин отправляется к Мануйлихе. Увидев девушку, он вдруг осознает насколько она стала ему дорога и близка. Олеся провожает его и говорит, что старалась держаться на расстоянии от него потому что хотела избежать своей судьбы. Но не вышло, и девушка признается ему в своих чувствах и целует его. Иван Тимофеевич говорит, что тоже любит ее. Разлука из-за его болезни сделала их чувства еще более сильными.

      Месяц длилась их чудесная сказка, но подошло время, когда молодому человеку нужно было уезжать. Он все чаще стал думать о том, что нужно сделать предложение Олесе. Иван Тимофеевич говорит девушке, что ему уже нужно покинуть деревню и делает ей предложение выйти за него замуж. Олеся отвечает, что ничего не получится, потому что у ней нет образования и она незаконнорожденная. Но молодой человек догадывается, что она опасается венчания в церкви. Но девушка решает ради любви перебороть свои страхи и предлагает встретиться в церкви на следующий день.

      Расставание Олеси и Ивана Тимофеевича

      Выбранный влюбленными день оказался праздником святой Троицы. Молодого человека задержали дела, и когда он прибывает на место, встреченный им по дороге конторщик Мищенко рассказывает о том, что деревенские девушки поймали ведьму, но ей удалось уйти.

      Это Олеся все-таки решилась пойти в церковь, и когда служба окончилась, ее обступили женщины и начали оскорблять девушку. Ей удалось вырваться из толпы, а они стали вслед кидать камни. Тогда молодая ведьма пообещала им, что они об этом пожалеют. Иван Тимофеевич немедля поехал к Мануйлихе.

      В избушке он увидел, что девушка находится без сознания. Мануйлиха ругает молодого человека, что это из-за него Олеся решила пойти в церковь. Когда Олеся приходит в себя, то сообщает возлюбленному, что им нужно расстаться, потому что теперь ей и бабушке придется покинуть эти места. Во время прощания, девушка признается ему, что очень хотела бы от него ребенка и ей жаль, что этого не случилось.

      Вечером началась сильная гроза вместе с градом, который побил жителям все их посевы. Ярмола дал совет барину быстрее уехать из деревни, дескать, люди уверены, что это дело рук Олеси. При этом они недобрым словом вспоминали и самого Ивана Тимофеевича.

      Молодой человек быстро собирает свои вещи и едет к избушке Мануйлихи, чтобы предупредить бабушку и внучку. Но там никого не оказалось, были только следы спешных сборов. Иван Тимофеевич уже хотел было уйти, как его взгляд упал на нитку красных коралловых бус — это все, что ему осталось на память об Олесе и их волшебной истории любви.

    Тест по повести Олеся

    Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

    Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни. Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи. Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

    Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья. Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке. Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

    Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась. Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна. Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

    Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов. Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих. Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

    Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина. Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать. Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

    Характеристика персонажей

    Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

    Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья. Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой. Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

    Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

    Знакомы ли вы с – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

    Обратите внимание на известное произведение , изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

    Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

    Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

    В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

    Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

    Символы в повести

    Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

    5 (100%) 3 votes

    Полный вариант 2-3 часа (≈40 страниц А4), краткое содержание 3-5 минут.

    Главные герои

    Олеся, Иван Тимофеевич

    Второстепенные персонажи

    Ермола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович

    Повесть «Олеся» Куприна является важной частью школьной программы, поэтому, если вы читали ее летом и Вам необходимо вспомнить основные моменты, предлагаем вам качественное краткое содержание книги.

    Сюжет повести разворачивается в малороссийской деревне, в окрестностях Волынского Полесья. В деревню приезжает молодой писатель-барин по имени Иван Тимофеевич. Этот городской житель страдает от ужасной хандры и, надеясь развеять скуку, пытается найти общий язык с крестьянами, но безуспешно. Стать сельским лекарем не получается, попытка сделать своего слугу грамотным оборачивается ничем. И тогда барину-писателю остаётся лишь ходить на охоту.

    Охота стала единственным занятием, способным рассеивать тягостную скуку городского жителя. Однажды, когда вечером началось ненастье, барин узнаёт от своего слуги-повара нечто невероятное: оказывается, сильный ветер поднялся из-за чар некой колдуньи. Кто она такая? По словам рассказчика, жила эта ведьма некогда в деревне, и изрядно портила кровь крестьянам. А когда от её заклятия у одной крестьянки заболел и умер ребёнок, жители деревни прогнали ведьму взашей, и уничтожили её дом.

    После разговора со слугой прошло три дня. Вновь барин-писатель поехал на охоту. Но обратной дороги найти не удалось – незадачливый охотник заплутал, и умудрился попасть в дом, где жила ведьма Мануйлиха (недаром слуга о ней говорил). Поговорив с ведьмой, и узнав благодаря картам о своей судьбе, барин вскоре встречает молодую девушку Олесю. Оказывается, она внучка старой ведьмы (молодая колдунья, наверное). Охотник узнаёт о том, как можно вернуться в село, а затем обещает заглянуть в избушку.

    Вскоре наступает весна. Барин сдержал своё слово, и заглянул в избу. Старая ведьма нелюбезно встретила гостя. Почему так? Барин серьёзно озадачен. Олеся говорит о том, что бабушка боится сельского урядника – этот человек не раз угрожал суровой карой за занятия колдовством. Хотя это скорее всего не угрозы, а предупреждения.

    Затем начинается разговор о гадании на картах, о том, сбудется или нет то, о чём карты расскажут. Молодая колдунья уже знает о том, что карты нагадали барину недоброе, и не очень-то хочет гадать при нём. Однако Иван Тимофеевич хочет узнать о том, что именно карты рассказали. После долгих уговоров Олеся соглашается рассказать об этом, но предупреждает, что правда будет «малость» неприятной. И барин-охотник узнаёт поистине шокирующие факты про себя.

    Оказывается, он не умеет любить – всему виной сердечная леность (беда иных городских жителей). Характер у него слабый, а значит, и слова на ветер бросает. Привязанность к колдуньям обернётся для Ивана Тимофеевича большими неприятностями. Богатства ему не видать, о женитьбе нечего и мечтать, в жизни будет слишком мало радости и полным-полно скуки. Однажды барин даже захочет покончить с собой.

    А как же ближайшее время? Оказывается, карты нагадали девушке большую беду из-за любви к барину. Хотя охотник и рад бы посмеяться, да только не до смеху: оказывается, Олеся могла точно предсказать, какая смерть ждёт людей. Не очень весёлое открытие. А чуть позе Иван Тимофеевич на своём примере убедился, что девушка – талантливая колдунья. Олеся попросила барина почаще заходить к ней в гости. охотник согласился.

    И начались частые визиты Ивана Тимофеевича в «избушку на курьих ножках». Постепенно понял молодой барин, что в его сердце пришло светлое чувство – любовь. Во время одной из бесед он упомянул о своём родном городе – Петербурге. Молодая колдунья узнала о том, что это за город, и сказала без обиняков, что лучше уж жить в лесу, нежели в городе. Затем начался разговор о женитьбе – а это свадьба, и не где-нибудь, а в церкви.

    Когда завязался разговор о свадьбе в церкви, Олеся сказала, что её в церковь не пустят. Иван Тимофеевич удивился – разве это хорошо? По словам молодой колдуньи, подобный запрет – не такая уж плохая вещь. А всё потому, что род колдовской оказался проклят, на нём лежит печать дьявола (вот и ответ на вопрос).

    Однажды барин приезжает в избушку и замечает, что и старая колдунья, и её внучка чем-то встревожены. Девушка отказывается рассказывать о том, что случилось, и тогда её бабушка решает сказать правду. Оказывается, дело плохо: заходил сельский урядник, и ультимативно требовал, чтобы колдунья и её внучка уходили прочь. Разговор барина с урядником кончился тем, что старую ведьму и молодую колдунью оставили в покое.

    Да только между Иваном Тимофеевичем и Олесей как будто пробежала чёрная тигрица – их отношения разладились. Однажды молодого барина свалила ужасная болезнь – малярия. Провалявшись неделю в постели, охотник выздоровел. Окрепнув, барин вернулся к возлюбленной. Их встречи под луной, разговоры и поцелуи продолжались целый месяц.

    Между тем приближался тот роковой час, когда Ивану Тимофеевичу надо было возвращаться в Петербург, по делам. Но влюблённый барин оттягивал неизбежную разлуку – слишком тягостно было думать об этом. И однажды барин-охотник договорился с молодой колдуньей о том, что они встретятся в сельской церкви. После разговора Иван Тимофеевич спокойно шёл домой, и вдруг его охватило неприятное предчувствие: вдруг стрясётся беда?

    Увы, предчувствие оправдалось. Барин узнаёт неприятную новость: Олеся была в церкви, и столкнулась с враждебностью прихожанок. Молодую колдунью побили и даже попытались вымазать дёгтем (безобразный малороссийский обычай), и тогда она пообещала обидчицам большие неприятности.

    Во время последней встречи с возлюбленной барин искренне раскаивается в ужасной ошибке. Молодая колдунья утешает барина, и они прощаются, уже навсегда. Иван Тимофеевич возвращается в село Переброды, и вскоре на него обрушивается нечто вроде Божьей кары: гроза с градом. Селяне недовольны, барину надо срочно уезжать в Петербург.

    Перед отъездом Иван Тимофеевич заглядывает в избушку и находит там прощальный подарок Олеси – её красные бусы.

    Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

    – У, какой ветер, паныч, на дворе, – сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. – Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

    – Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

    – Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и – а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

    Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, – думал я, сидя в вагоне, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

    Но… или перебродские крестьяне отличались какой-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, – отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай Бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки – старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

    Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки – хотя это сначала казалось мне неприятным – я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

    Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

    Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне это не полагается… Что у тебя болит?»

    – В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть сере́дине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

    – Давно это у тебя сделалось?

    – А я знаю? – отвечает она также вопросом. – Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

    И сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

    – Да вы не беспокойтесь, – посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, – сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю – нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» – «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!..» Нюхает… «Что, легче?» – «Як будто полегшало…» – «Ну, так и ступай с Богом».

    К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

    Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно. Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

    Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

    – Что тебе, Ярмола? – спросил я.

    – Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так… Нет, нет… не так, как вы, – смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь… – Мне бы только мое фамилие…

    – Зачем это тебе? – удивился я… (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде: жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: – Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

    – А видите, какое дело, паныч, – ответил Ярмола необыкновенно мягко, – ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда бумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что… никто не может… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано… То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

    Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, – такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, – этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

    – Ну скажи, Ярмола, – «ма». Просто только скажи – «ма», – приставал я к нему. – Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну, говори – «ма»…

    Тогда Ярмола глубоко вздыхал, клал на стол указку и произносил грустно и решительно:

    – Нет… Не могу…

    – Как же не можешь? Это же ведь так легко. Скажи просто-напросто – «ма», вот как я говорю.

    – Нет… не могу, паныч… забыл…

    Все методы, приемы и сравнения разбивались об эту чудовищную непонятливость. Но стремление Ярмолы к просвещению вовсе не ослабевало.

    – Мне бы только мою фамилию! – застенчиво упрашивал он меня. – Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук – и больше ничего.

    Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить.

    По вечерам, окончив топку печей, Ярмола с нетерпением дожидался, когда я позову его.

    – Ну, Ярмола, давай учиться, – говорил я.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Салат с кукурузой и мясом: рецепт
    Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
    Мыс крестовый лиинахамари