Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Напишите пожалуйста, выразительные средства из стихотворения " о красоте человеческих лиц". О красоте человеческих лиц

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

    Шотландский поэт Роберт Бернс в своем стихотворении «Честная бедность» рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. В стихотворении противопоставлены бедные,...

    Александр Александрович Блок-это поистине великий выдающийся поэт XX столетия.Мне кажется, правы те,кто говорили,что истинный поэт-лишь тот,кто живет одной жизнью с Родиной,разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья,тот,кто в своих произведения...

  1. Новое!

    Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по...

  2. Известно, что «Из Пиндемонти» - оригинальное произведение, а не перевод. Сначала стихотворение было озаглавлено иначе- «Из Пиндемонти» имя этого французского поэта Пушкин вычеркнул, скорей всего, из опасения, что русские читатели могли подумать, будто...

  3. Новое!
Найдите пожалуйста выразительные средства из стихотворения В.Маяковского "Необычайное приключение летом на даче",пожалуйста)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!»
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Выписать возможные художественно-выразительные средства из стихотворения Бальмонта "Я в этот мир пришел..."

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

Классик русской литературы сравнивал глаза человека с зеркалом, в котором отражается душа. Само по себе это несложное оптическое устройство красивым не бывает, речь идти может лишь о его качестве (ровности поверхности и материале внутреннего покрытия). В крайнем случае, говорить можно о раме - она, как правило, соответствует стилю убранства помещения. Красота появляется, когда в зеркало кто-то заглядывает. Или не появляется. Интересно поговорить о красоте человеческих лиц. Анализ жизненного пути, пройденного человеком, позволяет по трудноуловимым признакам судить о его уме, честности, выпавших на его долю испытаниях и даже о том, насколько достойно он их преодолел. Поэт Н. А. Заболоцкий проводит собственные метафорические аналогии, сравнивая лица со зданиями и угадывая по ним жильцов-обитателей.

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей - все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой - полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Поэтическая физиогномистика

Нет, не так прост Заболоцкий. Сравнивая лица то с величественными порталами, то с высокими башнями, он не забывает и о лачугах, причем жалких, воспринимая их весьма критически. Кому понравится некрасивый и неопрятный дом? Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» вызывает воспоминание об известном афоризме другого классика, утверждавшего, что все должно быть прекрасным в человеке, в том числе и лицо, не говоря уже о мыслях. Именно думы человеческие расцвечивают это серебристое покрытие, либо насыщая его или теплом и светом, либо же погружая во мрак душевное зазеркалье. Хороший психолог становится и физиономистом, ему достаточно взглянуть на лицо, и он сразу понимает, кто перед ним - хитрец, лгун или честный малый. Так же легко он отличит умницу от глупца. Наверно, примерно так рассуждал Заболоцкий о красоте человеческих лиц. Анализ этого стихотворения приводит к выводу о том, что поэт был хорошим физиономистом.

Возраст

Если верить меткой французской поговорке, в молодости человек носит физиономию, полученную от Бога, в зрелости ту, что ему удалось себе «сделать», а в старости довольствуется той, что заслужил. Исходные внешние данные от личности не зависят, он может быть красивым или не очень, высоким или небольшого роста, но собственную судьбу и отношения с другими людьми создавать можно и нужно. Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» наводит на мысль о том, что написано оно человеком немолодым. Почему? Да потому, что в юные годы все падки на внешность, так уж устроена природа, в том числе и сексуальная. Только в зрелости человек чаще всего понимает, что есть качества важнее смазливости. К тому же по лицу, лишенному морщинок, читать труднее. А еще ведь есть люди, скрывающие свои мысли строже, чем какие-то сокровищницы. В отличие от истинных духовных «алмазных фондов», такие меры предосторожности предпринимаются для того, чтобы никто не узнал страшной тайны. В башнях с узкими бойницам и темницах с решетками обычно прячется пустота. Таковы метафоры, примененные поэтом в стихотворении «О красоте человеческих лиц». Анализ вполне соответствует грустным реалиям. Заболоцкий написал это стихотворение за три года до своей смерти. Было ему, правда, всего 52 года, но нелегкая жизнь обычно способствует приобретению богатого жизненного опыта.

Чьи окошки радовали Николая Алексеевича?

Сравнивая чье-то лицо с «малой хижинкой», поэт упоминает об окошках, из которых струится весеннее тепло. Жилище это определяется как неказистое и небогатое. Если бы тот (или та) узнал бы себя в таком портрете, то возможно, это вызвало бы даже определенную обиду. Кому хочется признавать себя неказистым? Анализ стиха Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» позволяет сделать предположение, что несмотря на ссылку на личный опыт («знал я когда-то»), обладатель столь прекрасных и теплых «окошек»-глаз останется для читателя неизвестным.

Восторженные финальные строки

В конце стихотворения Н. А. Заболоцкий полностью уходит от архитектурных аналогий. Его больше не интересуют ни башни, ни казематы, ни величественные дворцы - в них нет истинной красоты, как и в жалких неряшливых лачугах, чьи хозяева не заботятся о порядке и уюте. Он хочет просто высказать свое мнение о красоте человеческих лиц. Анализ финала однозначно указывает на приподнято-оптимистическое настроение автора в момент написания им этих строк. Его влекут небесные высоты, сияющие ноты, солнце и ликующие песни. Именно с такими возвышенно-художественными образами поэту хочется сравнивать самые прекрасные лица. Именно таких людей ему хочется видеть вокруг.

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

у. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари