Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Наличие в цветках нектара заметная окраска венчика. У ветроопыляемых растений выработались свои приспособления, отличающиеся от насекомоопыляемых

Существует немало классификаций растений, но одной из основных является та, которая основывается на характере опыления. С этой точки зрения культуры делятся на несколько больших групп: ветроопыляемые, опыляемые животными (преимущественно насекомыми, поэтому будем называть такие растения насекомоопыляемыми) и водой (гидрофилия, наблюдается нечасто, поэтому рассматриваться не будет). У представителей всех этих групп имеет место перекрестное опыление, т. е. перенос пыльцы со сторонней помощью (противоположность самоопыления).

Чтобы выяснить, что представляют собой ветроопыляемые растения, нужно вначале разобраться с особенностями и отличиями каждой группы.

Растения, как мы только что выяснили, могут опыляться как от ветра, так и с помощью насекомых.

Ветроопыляемые культуры, их признаки

Начать следует с того, что растения, которые входят в эту группу (их еще называют анемофильными), при определенных обстоятельствах могут опыляться и насекомыми, хотя подобное случается нечасто. Такие растения отличаются многочисленными мелкими ветками, а также тем, что способны вырабатывать большое количество пыльцы (каждый экземпляр производит по нескольку миллионов пыльцевых зерен). У многих культур (таких, к примеру, как шелковица или лещина) образование цветков начинается еще до того, как распустятся листья.

Сами цветки зачастую невзрачны и собраны в небольшие соцветия. У метелки, например, это сложный колосок. В соцветии образуется множество легких и мелких пыльцевых зерен.

Обратите внимание! Как правило, культуры, опыляемые ветром, произрастают группами. Более того, к ветроопыляемым растениям относятся не только деревья (береза, ольха и проч.), но также травы (осока, тимофеевка) и кусты.

Насекомоопыляемые культуры

Отличительной чертой этих растений (к слову, их еще называют энтомофильными) является то, что они цветут уже после того, как появляются листья. Немаловажную роль здесь играют температурные условия: когда повышается температура, то появляются насекомые, которые и переносят пыльцу. Кроме того, у всех насекомоопыляемых культур имеются нектарники.

К самым распространенным представителям группы относится верба. Цветение вербы может наблюдаться как до, так и после образования листвы. Но раннее цветение никак не связано с ветроопылением – к такому «приему» растения прибегают исключительно для борьбы с конкурентами за насекомых-опылителей.

Таблица. Сравнительная характеристика ветро- и насекомоопыляемых культур

Особенности цветков Анемофильные растения Энтомофильные растения
Нектар Отсутствует
Венчик Отсутствует (или, как вариант, выглядит невзрачно) Яркий
Запах Отсутствует Имеется у большей части представителей
Месторасположение тычинок Открытое (пыльники располагаются на больших нитях) Внутри цветков
Пыльца Маленькая, сухая, в большом количестве Липкая и крупная, в небольшом количестве
Рыльца пестиков Крупные Небольшие

Пыльники анемофильных культур выносятся за пределы цветков. Рыльца у пестиков большие и «лохматые», что позволяет улавливать пылинки, которые летают в воздухе. Также у таких растений имеются специальные приспособления, если можно так выразиться, благодаря которым пыльца не расходуется напрасно, а попадает преимущественно на рыльца других представителей своего вида.

А сейчас ознакомимся более детально с особенностями культур, опыляемых ветром.

Особенности анемофильных растений

Для всех представителей этой группы характерны такие признаки:

  • невзрачные или малозаметные цветки (объясняется тем, что они не должны привлекать насекомых);
  • маленькие и сухие пыльцевые зерна;
  • большая длина нитей, на которых свисают пыльники.

Теперь подробнее. Главная особенность всех ветроопыляемых культур – это непривлекательность цветков, проявляющаяся в отсутствии нектара, запаха и ярких красок. При этом пыльцевые зерна, которые развиваются в больших количествах, имеют чрезвычайно малые размеры: вес одной пылинки в среднем составляет 0,000001 мг. Приведем небольшое сравнение: пылинка тыквы – растения, опыляемого пчелами – весит в тысячу раз больше, т. е. порядка 0,001 мг. Одно только соцветие конского каштана способно сформировать 42 миллиона зерен, в то время как соцветие ржи – в десять раз меньше (4 миллиона 200 тысяч). К особенностям пыльцы анемофильных растений можно отнести еще и то, что она, будучи полностью лишенной клеящих веществ, зачастую еще и имеет гладкую поверхность.

Обратите внимание! У ветроопыляемых культур нет нектара, но их нередко посещают насекомые, питающиеся пыльцой. Тем не менее, в качестве переносчиков такие насекомые играют лишь незначительную роль.

Какие растения могут опыляться ветром?

Ниже приведены представители ветроопыляемых культур.

  1. Семейство березовых. Самым распространенным представителем семейства в Европе и Азии является береза бородавчатая, которая цветет в начале весны и отличается сложными соцветиями-сережками (последние применяются в медицине).

  2. Осина и тополь. Это единственные представители семейства ивовых, которые не имеют нектарников. Все остальные опыляются насекомыми.

  3. Однодомное растение, имеющее однополые цветки. Цветение сережек наблюдается еще до того, как появляется листва.

  4. Все представители семейства опыляются с помощью ветра. К самым распространенным из них относится грецкий, серый и черный орех, а также кария.

  5. Ольха. Это дерево также цветет до появления листьев. Но, что характерно, некоторые виды ольхи зацветают в осеннее время, когда опадают листья. Сережки в данном случае являются однополыми.

  6. Семейство буковых. Однодомные ветроопыляемые культуры, самой известной из которых является дуб. К слову, в природе есть свыше 500 разновидностей дуба, причем все они начинают цвести одновременно с появлением листьев. Также в семейство входит каштан съедобный (не стоит путать с каштаном конским) и, собственно, сам бук.

  7. У этой однодомной культуры сережки также начинают распускаться одновременно с появлением листвы.

  8. Представитель семейства злаковых, включающий в себя шесть видов, из которых культивируется всего один.

  9. Травы. К ветроопыляемым травам относятся, прежде всего, злаковые культуры, подорожник, осока, крапива, хмель и конопля.

Обратите внимание! В списке приведены лишь самые распространенные представители анемофильных растений, поэтому нельзя считать полным.

Процесс опыления ветром

Распространение ветром пыльцы вряд ли можно считать управляемым процессом. Поэтому вероятность того, что зерна попадут на рыльца собственных цветов, достаточно велика. Самоопыление, как известно, для таких растений нежелательно, в связи с чем у цветов широко развились различные приспособления, которые этому препятствуют. Так, чаще всего рыльца и пыльники созревают не одновременно. По той же причине у некоторых ветроопыляемых культур раздельнополые цветы.

Большая часть деревьев, опыляемых описываемым образом, цветет в начале весны, т. е. до распускания листвы – это также является приспособлением, препятствующим самоопылению.

Особенно ярко это выражается у орешника и березы. И неудивительно, ведь густые листья были бы серьезным препятствием на пути движущихся пыльцевых зерен.

Стоит упомянуть и об остальных приспособлениях. Тычинки большинства злаковых растений начинают очень быстро расти при раскрывании цветов, причем скорость роста может достигать 1-1,5 мм/мин. Спустя время длина тычинок в три-четыре раза превышает изначальную, они выходят за пределы цветка и свешиваются вниз. И лишь после того, как пылинки оказываются снизу, они растрескиваются. При этом сам пыльник слегка изгибается, образуя своего рода чашу, куда пыльца и ссыпается. Как результат – зерна не падают на землю, а спокойно ждут порыва ветра, чтобы покинуть пыльник.

Обратите внимание! У некоторых злаков цветоножки перед цветением растопыриваются, формируя между собой угол до 80°. Благодаря этому пыльца выдувается ветром. По окончании периода цветения цветки возвращаются в исходное положение.

Также положение соцветия может меняться у граба, тополя и березы. Поначалу соцветия «смотрят» вверх, но перед раскрыванием пыльников стержень сережки выдвигается, а сами они (соцветия) свешиваются. Цветки отдаляются друг от друга и вместе с тем становятся доступными для ветра. Пыльцевые зерна падают на чешуйки нижних цветков, откуда и сдуваются.

У некоторых анемофильных растений (по аналогии с энтомофильными) имеются «взрывчатые» цветки. Так, у одной из разновидностей крапивы тычинки в период созревания напрягаются настолько, что после раскрывания резко расправляются и избавляются от зерен лопнувших пыльников. В такие моменты над цветками наблюдаются густые облачка пыльцы.

Также отметим, что пыльца ветроопыляемых культур может рассыпаться не всегда, а лишь при условии благоприятной погоды. На улице должно быть относительно сухо, ветер должен быть слабым или средним. Зачастую для опыления больше всего подходят утренние часы.

Заключение

В итоге хотелось бы несколько слов уделить высадке ветроопыляемых культур. Сразу оговоримся, что смешивать такие растения не нужно, поскольку у каждого вида свои приспособления и принципы. Все злаки, как отмечалось выше, являются анепофильными и все они зацветают только после того, как на деревьях появляется листва. Но злаковые не «одиночки», они растут группами – причем большими – в степях, лугах и т. д. (иными словами, на открытом пространстве).

А вот с кустами и деревьями дела обстоят иначе: эти культуры, произрастая в лесах, находятся друг от друга на некоторой дистанции.

Видео – Перекрестное опыление ветром

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка

Тема: Семенные растения

Известно, что свёкла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

1)Листья используются в медицине. 2)В корнеплоде содержатся питательные вещества.

3)Опыление перекрёстное насекомыми.

4)В результате селекции выведены разнообразные сорта культурной свёклы.

5)Плод - сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.

6)Свёклу употребляют в виде салатов, винегретов, свекольников для улучшения пищеварения и работы кишечника.

Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

2)Моховидные

3)Покрытосеменные

4)Хвощевидные

Что развивается из вегетативной почки цветкового растения?

1)цветок или соцветие 2)стебель с листьями и почками

3)сочные или сухие плоды 4)зародыш семени с эндоспермом

4. Какой орган растения относят к вегетативным органам?

1)лист 2)семя 3)цветок 4)плод

Растение, изображённое на рисунке, относится к отделу

2)покрытосеменные

3)папоротникообразные

4)зелёные водоросли

Установите соответствие между приспособлением к опылению у растений и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

А)наличие нектара в цветках Б)яркая окраска венчика

В)зацветают до появления листьев Г)цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д)цветки имеют запах Е)цветки мелкие, собраны в соцветие сложный колос

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

1)насекомыми 2)ветром

Выберите три признака растений из класса Двудольные и запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.

1)дуговое жилкование листьев 2)мочковатая корневая система

3)сетчатое жилкование листьев 4)параллельное жилкование листьев

5)две семядоли в семени 6)стержневая корневая система

Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.



1)зона всасывания 2)зона деления 3)корневой чехлик 4)зона роста 5)зона проведения

9. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?

1)древесина 2)камбий 3)луб 4)сердцевина

На рисунке изображена аптечная ромашка. Под каким номером расположена схема, соответствующая расположению цветков в её соцветии?

Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения.

РАСТЕНИЕ

А)папоротник щитовник мужской Б)лилия тигровая

В)ландыш майский Г)лук репчатый

Д)пырей ползучий Е)тюльпан лесной

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА

1)корневище 2)луковица

Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам

1)верхушечным 2)возобновления 3)генеративным 4)спящим

Вставьте в текст «Цветок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

Самая заметная часть цветка – это венчик, состоящий часто из отдельных (А). Обычно венчик окружён (Б), состоящей из чашелистиков. В центре цветка расположены его главные части – (В) и пестик. Части цветка, расположенные вокруг этих образований, называют (Г).

1)околоцветник 2)прицветник 3)лепесток 4)соцветие

5)завязь 6)тычинка 7)цветоложе 8)чашечка

Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?

А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.

Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

1. Установите соответствие между признаком организмов и царством, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК ЦАРСТВО
А) по способу питания в основном автотрофы 1) Растения
Б) имеют вакуоли с клеточным соком 2) Животные
В) клеточная стенка отсутствует
Г) в клетках имеются пластиды
Д) большинство способно передвигаться
Е) по способу питания преимущественно гетеротрофы

2. Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО
А) оболочка клеток содержит хитин 1) Грибы
Б) клетки содержат хлоропласты 2) Растения
В) в клетках накапливается гликоген
Г) размножаются с помощью мицелия
Д) имеют автотрофный тип питания
Е) в экосистеме выполняют роль редуцентов

3. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят
ОДНОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ ЦАРСТВО
А) хлорелла 1) Бактерии
Б) туберкулёзная палочка 2) Грибы
В) обыкновенная амёба 3) Растения
Г) инфузория-туфелька 4) Животные
Д) дрожжи
Е) стрептококки
Ж) хламидомонада

4. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом 1) неклеточная (вирусы)
Б) отсутствие плазматической мембраны 2) клеточная (бактерии)
B) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

5. Установите соответствие между группой бактерий и её значением в природе и жизни человека
ГРУППА БАКТЕРИЙ ЗНАЧЕНИЕ
А) туберкулезные 1) участвуют в повышении плодородия почвы
Б) молочнокислые 2) вызывают заболевания человека
В) нитрифицирующие 3) используются в производстве
Г) азотфиксирующие
Д) уксуснокислые

7. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен
ПРИЗНАК ГРУППА
А) тело представляет собой таллом (слоевище) 1) низшие
Б) имеют вегетативные и генеративные органы 2) высшие
В) некоторые имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

8. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли
Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные
В) не имеют органов и тканей
Г) имеют вегетативные и генеративные органы
Д) имеют приспособления к опылению, распро­странению плодов и семян
Е) тело состоит из одной или множества сход­ных клеток

9. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные
Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные
В) некоторые растения содержат водонос­ные клетки, в которых запасается вода
Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен
Д) половое поколение (гаметофит) преобла­дает над бесполым (спорофитом)
Е) спорофит преобладает над гаметофитом

10. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
A) наличие ризоидов 1) Моховидные
Б) наличие водоносных клеток 2) Папоротниковидные
В) образование спорангиев на листьях, называемых вайями
Д) преобладание половою поколения (гаметофита) над бесполым (спорофитом)
Д) развитие заростка

11. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) в большинстве — травянистые растения 1) Папоротниковидные
Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные
В) размножаются спорами
Г) размножаются семенами
Д) процесс оплодотворения не связан с вод­ной средой

12. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные
Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные
В) имеют семязачаток
Г) образуют пыльцу
Д) для оплодотво­рения необходима вода

13. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому его относят
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) образуют шишки 1) Папоротниковидные
Б) семязачатки открыто расположены на чешуях 2) Голосеменные
В) размножение связано с водой
Г) большинство – травянистые растения
Д) заростки – тонкие зелёные пластинки

14. Установите соответствие между признаком растения и отделом растений, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) образование плодов 1) Папоротниковидные
Б) образование пыльцы в тычинках 2) Покрытосеменные
В) двойное оплодотворение
Г) половое поколе­ние представлено заростком
Д) размножение спорами

15. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) наличие генеративных органов – цветков 1) Папоротниковидные
Б) отсутствие плодов 2) Покрытосеменные
В) размножение спорами
Г) образование пыльцы
Д) оплодотворение происходит на заростке
Е) процесс оплодотворения не зависит от наличия воды

16. Установите соответствие между особенностью размножения растений и отделом, для которого она характерна
ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ ОТДЕЛ
А) размножаются спорами 1) Папоротниковидные
Б) происходит двойное оплодотворение 2) Цветковые
В) споры образуются в тычинках и пестиках
Г) на заростке образуются мужские и женские половые органы
Д) семена образуются внутри плода
Е) споры образуются на листьях в споран­гиях

17. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) двойное оплодотворение 1) Голосеменные
Б) есть плоды с семенами 2) Покрытосеменные
В) жизненные формы: деревья, кустарники и травы
Г) травянистые формы растении практически не встречаются
Д) у большинства листья игловидные (хвоя)

18. Установите соответствие между признаком покрытосеменного растения и классом, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ КЛАСС
А) семена с двумя семядолями 1) Однодольные
Б) мочковатая корневая система 2) Двудольные
В) сетчатое жилкование листьев
Г) трёхчленный тип строения цветка
Д) жизненные формы: деревья, кустарники, травы
Е) раннее отмирание главного корня, развитие придаточных корней
Ж) стержневая корневая система
3) параллельное или дуговое жилкование листьев
И) листья только простые
К) цветки пятичленного типа

19. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО
А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные
Б) плоды — стручки или стручочки 2) Паслёновые
В) плоды — ягода или коробочка
Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно
Д) органы большинства растений содержат ядовитые вещества

20. Установите соответствие между признаком и процессом жизнедеятельности растения, к которому его относят
ПРИЗНАК ПРОЦЕСС
А) осуществляется в клетках с хлоропластами 1) фотосинтез
Б) происходит во всех живых клетках 2) дыхание
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества

21. Установите соответствие между характеристикой и процессом растения, к которому её относят
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС
А) синтезируется глюкоза 1) фотосинтез
Б) окисляются органические вещества 2) дыхание
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый’ газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии

22. Установите соответствие между тканью и сё принадлежностью к организмам растений или животных
ТКАНЬ ОРГАНИЗМЫ
А) покровная 1) растения
Б) эпителиальная 2) животные
В) соединительная
Г) механическая
Д) мышечная
Е) образовательная
Ж) проводящая
З) основная

23. Установите соответствие между строением, значение ткани растения и её типом
СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ТИП ТКАНИ
А) образована некрупными живыми клетками 1) образовательные
с очень тонкими оболочками 2) запасающая
Б) клетки с крупными вакуолями
В) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
Г) расположена в точках роста корней и побегов
Д) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Е) заполняет промежутки между проводящими и механическими тканями
Ж) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
З) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

24. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВИДЫ ТКАНЕЙ
А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток 1) покровные
Б) имеют устьица, чечевички 2) проводящие
В) образованы клетками удлинённой формы, сообщающимися между собой
Г) обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды
Д) осуществляют газообмен и испарение воды
Е) включают сосуды и ситовидные трубки

25. Установите соответствие между органом растения и группой, к которой его относят
ОРГАН ГРУППА
А) корень 1) вегетативные
Б) цветок 2) генеративные
В) стебель
Г) семя
Г) лист
Д) плод

26. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми
Б) заметная окраска венчика 2) ветром
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльца­ми пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

27. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения
СТРОЕНИЕ СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
А) сочный околоплодник 1) животными
Б) наличие крючочков 2) ветром
В) наличие парашютиков
Г) наличие крылаток
Д) кожура яркой окраски

28. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ
А) выделяют в особое царство 1) грибы
Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники
В) имеют плодовое тело
Г) по способу питания – автогетеротрофы

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

30. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС
А) синтез органических веществ 1) испарение
из неорганических на свету 2) фотосинтез
Б) обеспечение растения энергией
В) защита растения от перегрева
Г) обеспечение транспорта воды и минеральных веществ
Д) выделение кислорода в атмосферу

31. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится.
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) размножение не связано с водой 1) Моховидные
Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

32. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА ГРИБОВ
А) образуют плодовые тела 1) шляпочные
Б) образуют на концах гифов головки со спорами 2) плесневые
В) развиваются на пищевых продуктах
Г) используются для получения антибиотиков
Д) вступают в симбиоз с корнями растений

33. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ
А) Жизненная форма – кустарник или дерево 1) Папоротниковидные
Б) Споры развиваются в спорангиях на листьях 2) Голосеменные
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Придаточные корни развиваются от корневища.
Д) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Е) Из споры развивается пыльцевое зерно.

34. Установите соответствие между особенностью ткани растения и её видом.
ОСОБЕННОСТЬ ВИД ТКАНИ
А) обеспечивает вставочный рост у злаков 1) образовательная
Б) защищает от колебаний температур и повреждений 2) покровная
В) образует камбиальный слой в стебле
Г) обеспечивает газообмен
Д) формирует восковой слой на своей поверхности
Е) имеет множество мелких клеток с большим ядром

35. Установите соответствие между характеристикой строения клетки и организмом, для которого она свойственна.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМ
А) клетка не содержит митохондрий 1) бактерия
Б) имеются хлоропласты 2) одноклеточная водоросль
В) имеется кольцевая хромосома
Г) клеточная стенка состоит из клетчатки
Д) наследственный материал расположен в цитоплазме
Е) основная часть ДНК расположена в ядре

36. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) преобладание в цикле развития спорофита 1) Голосеменные
Б) наличие предростка (протонемы) в цикле развития 2) Моховидные
В) наличие стержневой корневой системы
Г) прикрепляется к почве ризоидами
Д) произрастает в нижнем ярусе леса
Е) образует древесный ярус леса

37. Установите соответствие между признаком и объектом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТ
А) наследственный материал представлен нуклеоидом 1) бактерия
Б) нуклеиновая кислота защищена капсидом 2) вирус
В) не имеет собственного обмена веществ
Г) минерализует мёртвые органические остатки
Д) имеет клеточную стенку из полисахаридов

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари