Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто является архитектором спасской башни кремля. История Спасской башни Московского Кремля

Архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки - элемент декора - при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской , Троицкой и Боровицкой башнях.

Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами, через которые образ привезли в Кремль. Ворота получили название Спасских, за ними это название унаследовала и вся башня. Считалось, что с приходом к власти большевиков икона была утрачена. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа сохранился в Новоспасском монастыре , который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Первоначальное наименование башни - Фроловская - происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь также не сохранилась до наших дней.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время список над воротами считался утраченным (не сохранилось ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Сейчас рабочие счищают штукатурку, а затем демонтируют сетку, защищавшую икону Спаса от внешней среды. Затем эксперты, проведя анализ, определят состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни.

Кремлёвские куранты

При башне - знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было.

Высота Спасской башни до звезды - 67,3 м, со звездой - 71 м. Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы.

Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА


Беклемишевская (Москворецкая) , Константино-Еленинская (Тимофеевская) , Набатная и Спасская (Фроловская) башни Московского Кремля.

Васильевский спуск. , Набатная башня , Спасская (Фроловская) башня , Верхние торговые ряды (здание ГУМа) , собор Василия Блаженного.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня и ГУМ (Верхние торговые ряды).

Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Царская башня и Спасская (Фроловская) башня.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Красная площадь. Справа налево: Спасская (Фроловская) башня ,

Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.

Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты.

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год - ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)”.

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было первое шатровое завершение кремлевских башен. Нижняя часть здания была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Появились фантастические фигурки (“болваны”), наготу которых по приказу царя Михаила Федоровича стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Башня по праву стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля. К сожалению, при надстройке башни с ее фасадов были сняты белокаменные рельефы В.Д.Ермолина, выполненные еще для Фроловских ворот времени Дмитрия Донского. На них были изображены покровители московских князей - святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. (Фрагмент рельефа святого Георгия хранится сегодня в Третьяковской галерее).

В XVII веке к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля. В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российского государства - двуглавый орел. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 году часы вновь заменяются, а в 1851 году эти последние куранты XVIII века капитально ремонтируются братьями Н. и П. Бутеноп. В 1920 году при ремонте Спасской башни музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В.Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала.

Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году. В 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт. Звезда вращается от ветра, как флюгер.

Спасская башня имеет 10 этажей.

Высота башни - до звезды - 67,3 м. , со звездой - 71 м.

Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями
Дата постройки: 1491 год
Высота башни: со звездой 71 м.
На башне установлена рубиновая звезда и куранты
Координаты: 55°45"09.2"N 37°37"17.0"E

10-этажная Спасская башня была возведена при князе Иване III итальянским архитектором Пьетро Солари. Так как неподалеку находился храм Фрола и Лавра, не сохранившейся до наших дней, то изначально Спасскую башню называли Фроловской. Известная точная дата завершения строительства Спасской Башни - в 1491 году.

Вид на башню со стороны Большого Москворецкого моста

Образы над проездными воротами

Всего над проездными воротами было изображено 2 образа - Спас Смоленский украшал въезд в Кремль в начале 16 века, а уже со второй половины 17 века появился образ Спаса Нерукотворного со стороны Кремля. Царь Алексей Михайлович особым указом 1658-го года приказал изменить название Фроловских ворот на Спасские. Этот же год можно считать и годом присвоения башни нового названия - «Спасская».

Защитные сооружения старины

После постройки Спасской башни (в то время, когда она называлась ещё Фроловской) было решено защитить восточную сторону Кремля оборонительной линией. Для защиты въезда в Кремль на 4-х угольной Спасской башне была установлена отводная стрельница, довольно мощная по тем временам. Также дополнительную защиту обеспечивали «герсы» - железные решетки, закрывающие башню с 2-х сторон. Стоило нападавшим проникнуть в башню, герсы опускались и изолировали их от своей армии, а со специальной галереи в самом верху противник безжалостно уничтожался. Ворота стрельницы были дополнительно оборудованы подъемными мостами.

Вид на Спасские ворота

Спасские ворота - святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом - они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы . Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам - «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой - её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел , являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Северо-восточный фасад башни

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля - Боровицкую , Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни - Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую - Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики - в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного . И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа - лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески - образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон - однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение - 28 августа все того же 2010 года . 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского - это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Куранты - главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе - СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь - по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр - стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века - когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия - «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин - по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи - «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки - мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час - «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации .

Спасская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Она построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солярио в 1491 г. Об этом говорят надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных над проездными воротами башни. Со стороны Красной площади надпись сделана на латинском языке, со стороны Кремля - на русском языке славянской вязью: «В лето 6999 (1491) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (Милана.-Ред.).

Со Спасской башни началось строительство новых укреплений на восточной стороне Кремля. Первоначально башня называлась Фроловской стрельницей, как предполагают, - от церкви Фрола и Лавра. Башня имела четырехгранную форму и по высоте была равна примерно половине теперешней башни. Со стороны Красной площади к ней была пристроена отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Башня завершалась деревянной шатровой надстройкой, на которой висел часовой колокол. От отводной стрельницы через ров, проходивший по Красной площади, был перекинут цепной подъемный мост, замененный каменным в XVII в.

В 1625 г. часовой мастер «аглицкой земли» Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. Только что надстроенная башня сгорела, но через год была восстановлена.

Нижний четверик башни был завершен поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с золочеными флюгерами.

В нишах аркатурного пояса были установлены белокаменные статуи - «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки - одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1654 г. статуи обгорели и рассыпались.

Внутренние стены нижнего четверика - двойные. Между ними устроены обходные галереи и междуярусные лестницы. С верхней площадки нижнего четверика поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами - замечательным техническим новшеством того времени. Выше часов четырехгранник переходил в восьмерик с открытыми арочными звонами. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.
Фролошские ворота с древнейших времен считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе.

Через Спасские ворота проходили торжественные шествия духовенства, въезжали в Кремль цари, императоры и иностранные послы.

Здесь запрещалось проезжать на лошадях верхом и проходить с покрытой головой, даже цари обязаны были снимать шапку. Специальным царским указом в 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую. Новое название ее связано с изображением Спаса, написанного над ее воротами со стороны Красной площади.

Спасская башня неоднократно страдала от пожаров и поэтому часто ремонтировалась. Особенно большие ремонтные работы производились на башне в начале XIX в., после изгнания наполеоновских войск из Москвы, и во второй половине XIX в.

При реставрации 1946-1950 гг. на башне были восстановлены обветшавшие белокаменные детали и облицовка, позолочены флюгера и покрыт медью шатер.

С древнейших времен на Спасской башне существовали часы. Предполагают, что они впервые могли быть установлены сейчас же после постройки башни, в 1491 г. Однако упоминание в летописях о часовщиках Спасской башни относится только к XVI в.

Эти часы просуществовали до 1625 г., когда были заменены новыми. Их устанавливали под руководством Христофора Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов.

Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху - изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звонами, в которых размещались часовые колокола. К концу XVII в. башенные часы, установленные Галовеем, пришли в полную негодность. При Петре I в 1706-1709 гг. были установлены новые, голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые впоследствии неоднократно ремонтировались. Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в 1851-1852 гг. братьями Н. и П. Бутеноп. Об этом говорит надпись на часах: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве». Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона. При взятии Кремля в дни октябрьских боев 1917 г. Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина их исправил в 1919 г. мастер Н. В. Беренс. Мелодия «Интернационала» набрана на игральный вал заслуженным деятелем искусств М. М. Черемных.

Спасская башня (до 1658 - Фроловская) - наиболее известная из 20 башен Московского Кремля, выходит на Красную площадь вблизи Лобного места и Покровского собора. Шатёр башни украшают часы-куранты, сделавшие Спасскую башню собирательным символом Кремля и Москвы в целом.

Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы в зависимости от эстетических предпочтений.

Форма основания башни - четверик, который венчает многоярусное шатровое завершение с часами-курантами и богатым декоративным оформлением. Верхняя часть четверика украшена кружевным арочным поясом с башенками по углам и фигурами фантастических зверей, также в резном оформлении пояса можно обнаружить изображения цветов и ракушек, а над курантами - фигуры павлинов. Выше курантов расположена звонница, венчает башню шатёр с красной звездой на вершине.

Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.

История Спасской башни

В период правления Ивана III в Москве началась радикальная перестройка Кремля, в ходе которой в 1485-1495 годах взамен старых белокаменных стен и башен были возведены новые - из обожжённого кирпича. Строительство Спасской башни по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари из Милана стало начальным этапом возведения восточной линии укреплений Московского Кремля; до неё на этом месте находилась Фроловская стрельница. Так как под кремлёвскими стенами был вырыт ров, от башни через него перекинули мост.

В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:

В конце 16 века башню венчал деревянный шатровый верх с двуглавым орлом, но в 1624-1625 годах была проведена ещё одна перестройка: по проекту английского архитектора Христофора Галовея при участии московского мастера Бажена Огурцова над башней был возведён многоярусный верх в готическом стиле, украшенный обнажёнными фигурами-"болванами". Нагие фигуры на башне были восприняты неоднозначно, и по указу царя Михаила Фёдоровича для них были сшиты специальные кафтаны, однако, жить "болванам" в любом случае оставалось недолго - в 1628 году они сгорели при пожаре. В середине 17 века на вершину башни был вновь водружён двуглавый орёл - герб Российского государства, впоследствии установленный также на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

До Революции 1917 года слева и справа от Спасских ворот располагались часовни - сначала деревянные, затем отстроенные в камне, но в 1925 году они были снесены.

Изначально башню, как и предшествующую ей стрельницу, называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из ворот - вплоть до 1658 года, когда царь Алексей Михайлович повелел называть её Спасской, так как над Спасскими воротами были размещены иконы Спаса Смоленского (со стороны Красной площади) и Спаса Нерукотворного (со стороны Кремля).

Спас Смоленский и Спас Нерукотворный

Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.

Появление образа Спаса Нерукотворного на внутренней стороне ворот (со стороны Кремля) связано с эпидемией чумы, прокатившейся по России в середине 17 века. Москва сильно пострадала от эпидемии, но один из городов - Хлынов (совр. Киров) - она обошла стороной; пошли слухи, что причина избавления Хлынова от болезни - чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились жители города. В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича образ доставили в Москву. Разместив оригинал иконы в Новоспасском монастыре, с неё сделали два списка: первый отправили в Хлынов, второй разместили на внутренней стороне ворот Спасской башни. К сожалению, в советские годы образ был уничтожен, а оригинальная икона пропала; на сегодняшний день киот на внутренней стороне ворот Спасской башни остаётся пустым.

Куранты Спасской башни

- вероятно, самые известные часы России, ведь именно по ним россияне встречают Новый Год - перезвон кремлёвских курантов стал одной из самых ярких новогодних традиций мира.

Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:

Диаметр циферблата - 6,12 метра;

Длина минутной стрелки - 3,27 метра;

Длина часовой стрелки - 2,97 метра;

Высота римских цифр - 0,72 метра.

Часы имеют музыкальный механизм: в 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 исполняется гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодия хора "Славься" из оперы Глинки "Жизнь за царя".

Впервые часы на Спасской башне появились ещё в 16 веке и о них практически ничего неизвестно. В 1625 году по проекту Христофора Галовея старые часы заменили новыми, которые имели уникальное строение: часы отсчитывали дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка была неподвижна - вращался сам циферблат. В 1705 году по указу Петра I часы были переделаны на немецкий лад: с циферблатом на 12 часов, а в 1770 на башню установили английские часы. Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Бутенопами в 1851-1852 году.

Звезда Спасской башни

Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.

Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.

Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.

Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.

Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари