Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такой пестель павел иванович. Пестель Павел Иванович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Декабрист, член Союза спасения, Союза благоденствия (входил в состав Коренного совета), организатор и глава Южного общества, автор «Русской правды».

Павел Иванович Пестель родился 24 июня (5 июля) 1793 года в в семье сенатора Ивана Борисовича Пестеля (1765-1843).

До 12-летнего возраста П. И. Пестель воспитывался дома, в 1805-1809 годах вместе с братом В. И. Пестелем учился в Дрездене. По возвращении в в 1810 году был определен в Пажеский корпус (числился пажом с 1803 года), с декабря 1810 года числился камер-пажом. Из корпуса был выпущен прапорщиком в Лейб-гвардии Литовский полк в декабре 1811 года.

П. И. Пестель принимал участие в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении он был тяжело ранен, за что был награжден золотой шпагой за храбрость. В январе 1813 года П. И. Пестель был произведен в подпоручики. В 1813-1814 годах он участвовал в заграничных походах русской армии, с августа 1813 года поручик П. И. Пестель являлся адъютантом генерала от кавалерии графа П. Х. Витгенштейна.

П. И. Пестель участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и австрийским Леопольда 3-й степени), при переправе через Рейн (был награжден баденским орденом Карла Фридриха), Бар-сюр-Об, Труа (был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и прусским орденом «За заслуги»).

В августе 1814 года П. И. Пестель был переведен в Лейб-гвардии Кавалергардский полк с оставлением в должности адъютанта. С сентября 1814 года он находился в Митаве (ныне в Латвии) при П. X. Витгенштейне, в августе 1817 года был произведен в штабс-ротмистры.

С февраля 1818 года П. И. Пестель находился во 2-й армии в Тульчине (ныне на Украине), в июле 1818 года был произведен в ротмистры. В декабре 1819 года был произведен в подполковники с переводом в Мариупольский гусарский полк. Позднее был переведен в Смоленский драгунский полк с отчислением от должности адъютанта, но оставлен при штабе 2-й армии по делам, связанным с греческим восстанием (трижды командировался в Бессарабию).

С ноября 1821 года и до своего ареста в декабре 1825 года полковник П. И. Пестель командовал Вятским пехотным полком, расквартированным в местечке Липцы (ныне на Украине).

В 1817 году П. И. Пестель стал одним из учредителей Союза благоденствия, составил для него устав. Именно он в 1818 году организовал в Тульчине ложу Союза благоденствия, добился принятия его членами республиканской программы, обосновал необходимость цареубийства и уничтожения всех членов императорской семьи. В 1821 году П. И. Пестель основал Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, он скоро стал во главе заговорщиков. Силой своего красноречия он позднее убедил и Северное общество действовать в духе Южного. Благодаря его энергии в канун декабря 1825 года программы обоих тайных обществ объединяла установка на вооруженный переворот.

Выражением политических взглядов П. И. Пестеля была составленная им «Русская правда», где описывалось устройство страны после победы заговорщиков. Предлагалось разрушить православную церковь, физически уничтожить всю императорскую семью и ввести в республиканскую форму правления. Цареубийство в его планах было только началом широкой программы репрессий, призванных укрепить новую власть.

П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 (25) декабря 1825 года по доносу А. И. Майбороды, в тот же день он был отрешен от командования полком. В январе 1826 года он был доставлен в , содержался в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
П. И. Пестель был осужден вне разрядов и 11 (23) июля 1826 года приговорен к повешению. 13 (25) июля 1826 года он был казнен на кронверке Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с , С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на острове Голодай в (могила утеряна).

Лю-те-ра-нин. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, за-тем обу-чал-ся в Дрез-де-не под руководством А.Е. Зей-де-ля (1805-1809 годы), в Па-же-ском кор-пу-се в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1809-1811 годы), слу-шал курс по-лит-эко-но-мии профессора Санкт-Пе-тербургского института К.Ф. Гер-ма-на (1816-1817 годы). Слу-жил в лейб-гвардии Ли-тов-ском (1811-1814 годы), Ка-ва-лер-гард-ском (1814-1819 годы), Ма-риу-поль-ском гу-сар-ском (1819-1821 годы), Смо-лен-ском дра-гун-ском (1821 год), Вят-ском пехотном (с 1821 года; его ко-ман-дир) пол-ках; адъ-ю-тант генерала от кавалерии графа П.Х. Вит-ген-штей-на (1813-1821 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1812 году), член лож «Со-еди-нён-ных дру-зей» (1812-1817 годы), «Сфин-кса» (1817 год) и «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1819 годы) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Уча-ст-ник Отечественной вой-ны 1812 года (тя-же-ло ра-нен в Бо-ро-дин-ском сра-же-нии, на-гра-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость») и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской армии 1813-1814 годов . Член тай-ных об-ществ - Сою-за спа-се-ния (при-нят, по сло-вам Пестеля, в конце 1816 - начале 1817 годах; уча-ст-во-вал в на-пи-са-нии ус-та-ва об-ще-ст-ва), Сою-за бла-го-ден-ст-вия . Ор-га-ни-за-тор тай-но-го Юж-но-го общества (1821 год). В 1821 году три-ж-ды по при-ка-зу начальника шта-ба 2-й ар-мии П.Д. Ки-се-лё-ва по-се-щал Бес-са-ра-бию с це-лью сбо-ра све-де-ний о со-бы-ти-ях в Мол-дав-ском княжестве, в том числе о дея-тель-но-сти там А. Ип-си-лан-ти, всту-пил в Ки-ше-нё-ве в ма-сон-скую ло-жу «Ови-дия».

На фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов П. по-влия-ли связь с ма-со-на-ми и его пре-бы-ва-ние во Фран-ции в 1814 году, где по-сле рес-тав-ра-ции мо-нар-хии Бур-бо-нов бы-ла со-хра-не-на и при-зна-на, по сло-вам Пестеля, за «бла-гие ве-щи» зна-чительная часть «ко-рен-ных по-ста-нов-ле-ний» Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века . Пер-во-на-чаль-но Пестель вы-сту-пал за ус-та-нов-ле-ние в Рос-сии кон-сти-туционной мо-нар-хии. Од-на-ко в начале 1820 года вы-ска-зал-ся за рес-пуб-ли-ку (док-лад о различных ви-дах прав-ле-ния на со-б-ра-нии Ко-рен-ной упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в квар-ти-ре Ф.Н. Глин-ки в Санкт-Пе-тер-бур-ге) и ца-ре-убий-ст-во (на сле-дую-щем за-се-да-нии на квар-ти-ре И.П. Ши-по-ва). По-ла-гал, что рес-пуб-ли-ка мо-жет на-дёж-нее га-ран-ти-ро-вать ра-вен-ст-во ме-ж-ду людь-ми.

Ав-тор про-ек-та про-грам-мы Юж-но-го общества - «Рус-ской прав-ды, или За-по-вед-ной го-су-дар-ст-вен-ной гра-мо-ты ве-ли-ко-го на-ро-да рос-сий-ско-го, слу-жа-щей за-ве-том для усо-вер-шен-ст-во-ва-ния Рос-сии и со-дер-жа-щей вер-ный на-каз как для на-ро-да, так и для Вре-мен-но-го вер-хов-но-го прав-ле-ния» (впер-вые опубликована в 1906 году, пол-но-стью - в издании «Вос-ста-ние де-каб-ри-стов», том 7, 1958 год). В её ос-но-ву Пестель по-ло-жил идею максимальной по-ли-тической, со-ци-аль-ной, национальной и куль-тур-ной уни-фи-ка-ции. Счи-тал не-об-хо-ди-мым по-сле осу-ще-ст-в-ле-ния в Рос-сии государственного пе-ре-во-ро-та по при-ме-ру яко-бин-ской дик-та-ту-ры во Фран-ции ус-та-но-вить дик-та-ту-ру Временного ре-во-люционного пра-ви-тель-ст-ва, ко-то-рое бы ру-ко-во-дство-ва-лось в сво-ей по-ли-ти-ке «Рус-ской прав-дой…». Рос-сия долж-на бы-ла стать «еди-ным и не-раз-де-ли-мым» го-су-дар-ст-вом, со-стоя-щим из 53 гу-бер-ний (де-ли-лись на уез-ды и во-лос-ти) со сто-ли-цей в Ниж-нем Нов-го-ро-де, ко-то-рый пе-ре-име-но-вы-вал-ся бы во Вла-ди-мир (в честь ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча). Гра-ни-цы Рос-сии Пестель оп-ре-де-лял ис-хо-дя из пра-ва «бла-го-удоб-ст-ва», под ко-то-рым он по-ни-мал пра-во боль-ших го-су-дарств под-чи-нять се-бе со-сед-ние ма-лые на-ро-ды, не-спо-соб-ные от-стаи-вать свою не-за-ви-си-мость.

Пра-вом на-род-но-сти (пра-вом на са-мо-сто-ятельное по-ли-тическое бы-тие) Пестель на-де-лял толь-ко по-ля-ков, другие на-ро-ды Рос-сии долж-ны бы-ли пол-но-стью рас-тво-рить-ся в еди-ной об-ще-русской на-род-но-сти. С этой це-лью Пестель на-ме-ре-вал-ся от-ме-нить на-зва-ния на-ро-дов и пле-мён, объ-я-вить всех гра-ж-дан Рос-сии рус-ски-ми, а русский язык - един-ст-вен-но воз-мож-ным язы-ком (под-ле-жал бы об-нов-ле-нию на об-ще-славянской ос-но-ве; все за-им-ст-во-ван-ные сло-ва пред-ла-га-лось за-ме-нить не-оло-гиз-ма-ми со славянскими кор-ня-ми или ар-ха-из-ма-ми из древнерусского язы-ка). Пред-по-ла-га-лось пре-вра-тить ко-че-вые пле-ме-на в осед-лые, пе-ре-се-лить ев-ре-ев (по под-счё-там Пестеля, свыше 2 миллионов человек) из Рос-сии че-рез Ос-ман-скую им-пе-рию в Па-ле-сти-ну, а не-ко-то-рые на-ро-ды Кав-ка-за (так называемые буй-ные) - не-мно-го-чис-лен-ны-ми груп-па-ми во внутренние гу-бер-нии Рос-сии (вме-сто них по-се-лить рус-ских; так называемые мир-ные кав-каз-цы долж-ны бы-ли ос-тать-ся на мес-те и под-чи-нить-ся об-ще-российским за-ко-нам).

Ис-хо-дя из тео-рии раз-де-ле-ния вла-стей, Пестель пред-ла-гал пе-ре-дать за-ко-но-дательную власть Народному ве-чу, ис-пол-ни-тель-ную - Дер-жав-ной ду-ме (оба ор-га-на пла-ни-ро-ва-лось из-би-рать на 5 лет, ка-ж-дый год 1/5 часть их со-ста-ва под-ле-жа-ла сме-не), су-деб-ную («блю-сти-тель-ную») - Вер-хов-но-му со-бо-ру (в со-ста-ве 120 человек, из-би-рав-ших-ся по-жиз-нен-но). Пестель вы-сту-пал за унич-то-же-ние всех со-сло-вий, ус-та-нов-ле-ние все-об-ще-го ра-вен-ст-ва гра-ж-дан пе-ред за-ко-ном, вве-де-ние гражданских сво-бод, а так-же из-би-рательного пра-ва с 20 лет для лиц муж-ско-го по-ла (на мес-тах Зем-ские народного со-б-ра-ния долж-ны бы-ли из-би-рать сво-их пред-ста-ви-те-лей в На-ме-ст-ные народные со-бра-ния 3 сте-пе-ней - во-ло-ст-ные, уезд-ные и гу-берн-ские). При-зна-вал ес-те-ст-вен-ным де-ле-ние об-ще-ст-ва на бо-га-тых и бед-ных, од-на-ко вы-сту-пал за соз-да-ние оди-на-ко-вых эко-но-мических ус-ло-вий для всех гра-ж-дан пу-тём пе-ре-рас-пре-де-ле-ния зем-ли (де-ли-лась бы на 2 рав-ные час-ти - об-ще-ст-венную, ко-то-рая под-ле-жа-ла еже-год-но-му рас-пре-де-ле-нию ме-ж-ду семь-я-ми, и ча-ст-но-вла-дель-че-скую).

Идеи Пестеля вы-зва-ли не-од-но-знач-ные оцен-ки де-каб-ри-стов. Чле-ны Юж-но-го общества в це-лом при-ня-ли «Рус-скую прав-ду», чле-ны Се-вер-но-го общества её от-верг-ли. На-ка-ну-не вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, 13(25) декабря 1825 года, Пестель был аре-сто-ван по до-но-су ка-пи-та-на Вят-ско-го пехотного пол-ка А.И. Май-бо-ро-ды. В начале 1826 года дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом над де-каб-ри-ста-ми при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти.

В отечественной ис-то-рио-гра-фии Пестель рас-смат-ри-вал-ся как пред-ше-ст-вен-ник со-циа-лис-тов (А.И. Гер-цен , В.И. Се-мев-ский, М.М. Ко-ва-лев-ский, Н.С. Ру-са-нов и др.) или как дик-та-тор яко-бин-ско-го ти-па (М.А. Ба-ку-нин, Н.П. Пав-лов-Силь-ван-ский, С.Н. Чер-нов и др.).

Име-нем Пестеля на-зва-ны ули-цы в Ев-па-то-рии, Ка-лу-ге, Кие-ве, Ли-пец-ке, Мо-ск-ве, Рос-то-ве-на-До-ну и Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Ис-точники:

Де-ло П. И. Пес-те-ля // Вос-ста-ние де-каб-ри-стов. Ма-те-риа-лы. М.; Л., 1927. Т. 4.

Политические программы декабристов

Правление Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: "Орден русских рыцарей" (1815), "Союз спасения" (1818), "Союз благоденствия" (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель (1793–1826) в целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает "Русскую правду" в качестве теоретической программы дальнейших действий.

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого П.И. Пестель был осужден "вне разрядов" и приговорен к смертной казни.

В своих социальных взглядах Пестель исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то "государство входит в состояние насильственное и болезненное". Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия.

Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.

Духовные законы известны из Священного Писания: они "связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной".

Естественные законы вытекают из требований природы и нужд естественных.

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Гражданские законы составляются таким образом, чтобы интересы отдельного индивида не противоречили интересам всего общества в целом. Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью законов, а не личных прихотей правителей.


Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как "зловластие", приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения неизменных и коренных законов (естественных, духовных и положительных) "требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью". В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Критика абсолютной монархии как формы правления сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием Благоденствия государства и его подданных.

"Русская правда" предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации.

Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей.

Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а, следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В "случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем "священным и неприкосновенным". Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый "россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость".

Переход "из нынешнего состояния" к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика.

В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государством с разделением "всего пространства на 10 областей и 3 удела". Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии – из уездов, а уезды – из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.

Столицу русского государства П.И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.

Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены "во всех сословиях".

В "Русской правде" уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.

Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.

Проведение всех необходимых для установления "нового строя" мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором, учреждаемым сроком на десять–пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.

Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

В последнее время многочисленные публикации авторов «исторических фэнтези» на тему, «Какой могла бы быть Россия» совсем загнали рядового гражданина в тупик. Тяга к ниспровергательству коснулась и образа декабристов. Политическая программа Пестеля была объявлена чуть ли не «фашистской», а сам декабрист предан анафеме.

Не претендуя на истину в последней инстанции, автор это поста пытается кратко изложить основы политической программы одного из лидеров движения декабристов.

Родился в Москве в семье крупного чиновника. Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления, которого П. И. Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни. По своим философским взглядам П. И. Пестель был материалистом и атеистом.

В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общества.

Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на основе законов.

Всё законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские. Духовные законы известны из Священного Писания. Естественные законы вытекают из требований природы и нужд. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть».

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге - гибель самого государства. Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Социальная программа Пестеля радикальна. Но в чем его «радикальность»? Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля - главный источник «пропитания человечества». План П. И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников .

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную); и частную . «Первая представляет собственность общественную, вторая -собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П. И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми, -- считал Павел Пестель. -- И если найдется среди дворян такой изверг, который будет противиться мерам Верховного правления по отмене крепостного права, надо такого злодея безизъятно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага Отечества и изменника… Личная свобода - есть первое и важнейшее право каждого гражданина… Однако освобождение крестьян без земли (т.е. предоставление им только личной свободы.- прим.) я считал и считаю совершенно неприемлемым.

Таким образом, аграрный проект Пестеля давал крестьянам значительно больше земли, чем три десятилетия спустя, в 1861 году, дала правительственная реформа. То есть проект Пестеля на основе его крестьянской реформы открывал путь именно буржуазному развитию страны. Впрочем, дело не ограничивалось только крестьянским вопросом. Важно, что, по замыслу Пестеля, в государстве должны быть решительно уничтожены все сословия, в том числе и дворянское. Провозглашается принцип: священное и неприкосновенное право собственности. Объявляется полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания, широкая и неограниченная свобода торговли.

Да, я - убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия, -- писал Павел Пестель. -- Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции .

Политическим идеалом П. И. Пестеля является республика. «Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».
В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная - Державной думе, а надзор за их деятельностью - Верховному собору, которому принадлежит блюсти тельная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола., достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Народное вече (Верховная власть) - однопалатный орган, избираемый сроком на пять лете ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече представляет собой «одно целое и на каморы не разделяется - вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (основные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».

Исполнительная власть - Державная дума - состоит из пяти человек, избираемых, сроком на пять лет; одиниз нихсроком на один год избирается президентом. Державной думе принадлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальствоДержавной Думы».

Верховный собор (Блюсти тельная власть) - состоит из 120 человек, именуемых Боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещаетими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу.

Собор имеет серьезные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. Таким образом, по мысли Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля федерацией с разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.
Проект организации и деятельности Временного правительства во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного и конституционного правлений» (1793).

Вместе с тем, многие исследователи декабризма отмечают, что примерно за два года до восстания, в сознании Пестеля произошел некий переворот.

Я, верующий, лютеранин, не был до того в храме пять лет, не исповедовался. Конституция моя и дело тайного общества - вот всё, чем я жил, а вера будто куда-то отлетела от меня, -- писал Пестель, находясь в Петропавловской крепости. -- А если вера, то и душа. Один холодный рассудок. Алгебра-геометрия! Ах да, еще и арифметика, когда считали мы с Поджио будущих наших жертв!.. Полно! Мой ум стал, верно, льдом, но вдруг душа ожила, проснулась, и я ужаснулся. И захотелось мне покаяния. Да, впервые за те самые пять лет вошел я в храм, был у исповеди и святого причастия. И легче стало. Путь увидел. И решил тогда же: всё, удалюсь от тайного общества. А другие пусть сами решают, как им быть: продолжать ли или, как я, бороться с бесами в душе своей…

Из журналов Следственного комитета (заседание XVIII, 1826-го года генваря 3-го дня): «Комендант С.-Петербургской крепости генерал-адъютант Сукин, войдя в присутствие, объявил, что при полковнике Пестеле, присланном для содержания в крепости, найден яд… Яд взял он с собою для того, чтобы, приняв оный, спасти себя насильственною смертию от пытки, которой опасался… Вообще казался откровенным и на все почти вопросы отвечал удовлетворительно; многие показания, на него сделанные, признал справедливыми, многие - совершенно отверг…»

Из приговора:«…Предлагал ввесть республику посредством революции; доказывал необходимость истребления государя императора и всей августейшей фамилии, рассуждал о средстве исполнения сего и с хладнокровием считал по пальцам самые жертвы. По совершению сего ужаснейшего злодеяния намеревался принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, составленное из членов общества, и облечь оное неограниченной властию… Он открыл сношения с Польским тайным обществом… обещая Польше независимость… и требуя взаимного содействия, одинакового правления и истребления цесаревича. Одобрял и готовился содействовать начатию возмущения в 1824 году при Белой Церкви с покушением на жизнь государя, потом намеревался непременно начать открытые действия в 1826 году и предварял о том Северное общество…»

Пестель Павел Иванович , декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества декабристов. Республиканец. Автор «Русской правды». Арестован (по доносу) 13 декабря 1825. Повешен.

Военная карьера

Отец - крупный чиновник, занимал должности петербургского почт-директора, сибирского генерал-губернатора. По вероисповеданию Пестель был лютеранином. Воспитывался дома, затем в Дрездене и в петербургском пажеском корпусе, получил блестящее и разностороннее образование. В 1811 выпущен из корпуса в лейб-гвардии Литовский полк, участвовал в Отечественной войне 1812. В Бородинском сражении был тяжело ранен, долго лечился от раны и вернулся в армию только в мае 1813, а в августе был назначен адъютантом к генералу П. Х. Витгенштейну, при котором участвовал в заграничных походах 1813-14, был в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге, имел боевые награды. В качестве поощрения в августе 1814 переведен в лейб-гвардии Кавалергардский полк, но с оставлением при Витгенштейне, который очень ценил способности и деловые качества своего адъютанта. Это определило служебные перемещения Пестеля, сопровождавшего генерала при всех его новых назначениях. С осени 1814 по конец 1815 Пестель находился в Митаве, зимой 1816 вернулся в Петербург, где вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук у профессора К. Ф. Германа, состоял в масонских ложах «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей». К этому же времени относится и вступление Пестеля в «Союз Спасения». Он написал устав Союза, изобиловавший формальной регламентацией (по типу масонской), что вызвало недовольство членов и стало одной из причин преобразования Союза Спасения в Союз Благоденствия.

Лидер Южного общества

В феврале 1818 Витгенштейн был назначен главнокомандующим 2-й армией со штаб-квартирой в Тульчине и забрал с собой любимого адъютанта. Когда началось восстание греческих этеристов. Пестель трижды командировался в Бессарабию для выяснения обстановки; составленные им доклады были представлены , заслужили высокую оценку и в какой-то степени определили политику России по отношению к Греции. В 1821 Пестель получил в командование Вятский пехотный полк, считавшийся худшим во 2-й армии, и вскоре довел его до образцового состояния. Среди современников Пестель славился блестящими способностями и огромным интеллектом; по отзывам сослуживцев, он мог бы быть министром или командующим армией.

Пестель был одним из организаторов ячейки Союза Благоденствия в Тульчине, а затем, после роспуска Союза на Московском съезде 1821 (Пестель на съезде не был), отказался его признать и стал главным инициатором создания Южного общества. Возглавлял Тульчинскую управу, был членом южной Директории и признанным лидером общества. Пестель являлся сторонником введения в России республики (а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов), по его инициативе несколько заседаний Южного общества было посвящено обсуждению необходимости в ходе революции убийства царя и всей императорской фамилии, чтобы избежать как реставрации, так и гражданской войны с приверженцами царствующего дома. Пестелем был написан конституционный проект «Русская Правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий. «Русская Правда» включала такие демократичные меры, как наделение землей освобождаемых крестьян, избирательное право без имущественного ценза. Вместе с тем Пестель считал, что в результате революции власть должна перейти к Временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями без жесткого ограничения срока его действий. Это усугубляло подозрения ряда петербургских декабристов относительно бонапартистских устремлений честолюбивого Пестеля, поэтому лидеры Северного общества не торопились объединиться с Южным. По-видимому, с 1824 Пестель переживал внутренний кризис и терял интерес к деятельности тайного общества. Он был противником немедленного начала вооруженного выступления, на чем настаивал С. И. Муравьев-Апостол.

Пестель принял в тайное общество своего подчиненного капитана Вятского полка А. И. Майбороду, которому доверял. Майборода же 25 ноября 1825 сделал донос, в котором изложил все, что знал о Южном обществе. Пестель был арестован первым из декабристов 13 декабря 1825 в Тульчине и после обыска и допроса 27 декабря был отправлен в Петербург. Приговорен к смертной казни и повешен.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари