Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Комплексно волновой урок казиник. Михаил казиник о современном образовании и о школе будущего

болонский процесс музыкальный образование

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

Болонский процесс и музыкальное образование

Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, а на уроке по хору все практически полностью забывается, несмотря на кажущуюся близость предметов. Такая разорванная школа просто исчерпала себя и сегодня не может существовать. Объем информации каждые 3 года увеличивается вдвое, возрастают темпы, с которыми ее необходимо усвоить. Невозможно сегодня представить учителя, учащегося всему, ведь все знает только Интернет, уровень информации которого весьма и весьма разношерстный.

Кроме того, в последние годы Болонский процесс все ближе «подбирается» к системе музыкального образования, которое является индивидуально-ориентированным по своей сути. Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010. Пришло время выработать свое отношение к ее введению или отказе от нее, как не отвечающей достаточно унифицированной предметной специфике музыкального образования и воспитания.

Готовя данную статью я опиралась на источники Московской государственной консерватории, в частности на доклад ректора Московской гос.консерватории А.Соколова на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010), доклад проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории К.Зенкина «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.», статьи и мастер-классы профессора Драматического иснститута г.Стокгольма, скрипача М.Казиника, а также ряд других источников (в основном это аудиорасшифровки докладов, размещенных Московской консерваторией в Интернете).

Ректор Московской государственной консерватории А.Соколов, будучи достаточно долго связанным с полемикой вокруг Болонской системы (в свое время он был министром по делам культуры и массовых коммуникаций РФ), детально останавливается на всех больных точках применения Болонской системы в условиях музыкального образования.

Музыкальное образование является трехуровневым (ДМШ, училище, консерватория). Как отмечает ректор МГК А.С.Соколов, двухуровневое высшее образование, будучи прямолинейно спроецированным на традиции и потребности вузов немузыкального образования порождал серьезные проблемы, понятные настоящим профессионалам. Многими была занята оборонительная позиция под лозунгом: «Не навреди!»

Болонская система призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса, выбора специальности, места обучения и образовательных дисциплин. Она рассчитана на среднестатистического студента в среднестатистической ситуации в условиях установок европейско-американской культурной традиции. (К.Зенкин)

Применение этой системы затруднительно в условиях заметно отличающихся от установленной нормы, конкретно в сфере профессионального музыкального образования. Задача музыкального образования иная чем в других областях. В системе музыкального воспитания и образования есть четкая установка на формирование целостной творческой личности, особое творческое единство практической, артистической, творческой, научно-теоретической составляющих, значимость личностных характеристик в образовательном процессе - устойчивое формирование исполнительских школ.

В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования.

Пожалуй, единственное, что мы можем взять из Болонской системы - инновационный подход к технологиям обучения, а, следовательно, и введение новых технических средств обучения учеников, студентов. Необходим институт электронной музыки, научно-учебные центры по проблемам акустики, звукорежиссуры, информационных технологий, психологии восприятия и творчества и многое другое. В Московской консерватории многое из этого уже имеется. (К.Зенкин). Консерваториям давно пора реализовывать свой университетский потенциал. Московская консерватория имеет статус профильного университета, что никоим образом не поменяло ее сути в подготовке музыкальных кадров высшего уровня профессионального музыкального мастерства. Профильные университеты необходимы. Кроме того, необходимо закрепить научную организацию в структуре консерваторий.

Музыковеды должны получать последипломное образование у своих же научных руководителей, а не в академии по переподготовке научно-педагогических кадров, значение которых в музыкальном профессионализме незначительно.

Для тех, кто желает более детально ознакомиться с докладами ректора МГК А.Соколова и проректора по научной работе МГК К.Зенкина я могу адресовать к порталу youtube.com, страничке Московской консерватории MoscowConservatory, где размещены все звучавшие доклады.

Начало осмысления комплексно-волнового метода обучения детей было связано с подготовкой доклада на тему «Методико-педагогические принципы обучения детей в ДМШ. Болонский процесс и его проекция на музыкальное образование», который я выполнила в апреле 2013 года. В нем я частично показала возможность такого подхода к обучению детей, но, рамки темы не позволили в полной мере раскрыть данный тезис. Этот метод предложен скрипачом, экспертом концерта Нобелевского комитета М.Казиником. Комплексно-волновые уроки уже проводятся в разных концах СНГ: России, Литве, Латвии. Подобная школа начата и в Болгарии, проводятся Летние мастер-школы по возможностям введения такого метода.

Когда-то школа задумывалась как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так. Зачастую она формирует у учеников фрагментарное - клиповое мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Что, если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. На возможности такого подхода неоднократно акцентирует наше внимание скрипач М.Казиник.

Примером такого урока может стать урок по специальности, на котором ученик узнает, что скрипка похожа на человека по строению, струна звучит и рождается звук (звук это колебания, волна - физика), чтобы струна зазвучала - по ней надо провести смычком, предварительно покрыв волос канифолью (специально обработанная еловая или сосновая смола - химия). Скрипка является инструментом, в который мастер при изготовлении закладывает строй, выстраивая деки на определенные ноты. Качество звука зависит от того, насколько точно мы выстроим скрипку, и звучание струны попадет в резонанс с колебанием определенной конструктивной части инструмента (акустика). Все это можно сообщить ученику на паре уроков, а то и на одном. Он это легко усвоит.

Уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Целью статьи является показ комплексно-волнового метода как эффективного средства обучения детей в Детской музыкальной школе (да только ли в ней?), а также осмысление Болонского метода, как диктуемой системы обучения молодых специалистов, возможности его применения в системе музыкального воспитания и образования.

Мы должны задаться целью сформировать мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. Так мы введём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.

Человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

Мы - наследники величайшей, многотысячелетней культуры, идеи, которая поднималась, обрастала, жила и формировалась. Если мы это забудем - туда нам и дорога. Если мы не бросим все силы, чтобы сделать культуру в приоритете - они обречены. Пока культура не будет выше идеологии, выше политики и выше религии - ничего не будет. В искусстве нет движения от простого к сложному, снизу вверх. Искусство, это свидетельство Вселенной, высшего разума, но не в заведениях, где о них говорят, а в духе цивилизации, человека Античности. Нам нет разницы, в каких домах жили, например, греки, мало что сохранилось до сегодняшнего дня, но их вклад в мировую культуру поистине грандиозен.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего, в которое попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Мы рискуем прийти именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой. Возделывание культуры - борьба за жизнь. Сон разума порождает чудовище. Чудовище рождается, когда разум спит.

В 2005 году М.Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии или физики, а с музыки, в ней скрыты все формулы, все тайны науки, все тайны бытия, через музыку постигается мир». Эйнштейна спросили, как воспринимать мир. Он сказал, что как слоеный пирог. Это очень похоже на фугу - в каждом слое свой мир, своя консистенция, свое время, тональность и т.д.

Теория относительности - формула музыкальной фуги, созданной за 200 лет до Эйнштейна. А кто знает, что сам Эйнштейн тщательно изучал произведения Баха, чтобы познать законы их строения. Вершина музыкальной полифонии - фуга. В каждом слое свое время и своя тональность.

Если перейти к Болонской системе, то понятно, что в системе музыкального воспитания ее применение крайне затруднительно. У нас другая специфика обучения - индивидуализированное взаимодействие ученика и учителя в классе по специальности или с группой учащихся 12-14 человек на уроках теоретических дисциплин.

В высшем звене после длительных споров был сохранен специалитет - базовый уровень образования в вузах культуры. Это была нелегкая победа, поскольку под напором Министерства образования и науки в решающий момент устояли только две старейшие консерватории - Петербургская и Московская. Ректоры остальных музыкальных вузов подчинились судьбе, дав согласие на безальтернативные бакалавриат и магистратуру.

При сохранении специалитета бакалавриат стал пониматься, таким образом, как зона эксперимента, определяемая самим вузом. Не выплескивая мести из своего ребенка, вуз продолжал идти путем естественной эволюции, а не предписанной революции. Такая склонность всегда была свойственна нашим наиболее авторитетным специалистам, посвятивших себя приобщению к профессии новых поколений.

Важно согласованно сыграть на опережение, предлагая идеи, которые дадут возможность упредить ошибку законотворчества, это значительно легче, чем потом тратить колоссальные силы на ее исправление.

В этой связи необходимо окинуть взором нашу традиционную систему непрерывного музыкального образования, оценив ее дальнейшую перспективу.

Начнем с фундамента - начального образования:

Известна критическая ситуация, сложившаяся с Детскими музыкальными школами, вследствие отнесения их к категории дополнительного образования, т.е фактического уравнивания ДМШ с клубами по интересам и доморощенными кружками-однодневками.

Попав под нож образовательной реформы, ДМШ перестали гарантировать выполнение важнейшей возложенной на них двуединой задачи:

1.Общее музыкальное образование школьников, хотя бы частично компенсирующее фактическое отсутствие музыкальной подготовки в общеобразовательных школах и гимназиях, иначе говоря, воспитание нашей будущей слушательской аудитории в филармонических залах.

2.Профессиональная селекция среди учащихся, выявление особоодаренных детей и индивидуальный подход к их обучению с ориентацией на дальнейшее продолжение обучения в музыкальном училище.

Сегодня самая трудная задача - отстоять статус ДМШ, обеспечив их нормальное функционирование, как в крупных городах, так и в провинции.

Подробнее А.Соколов останавливается на среднем звене. Сочетание начального и среднего музыкального образования характерно для музыкальных школ-десятилеток или 11 леток, которые, как правило, являются питомниками высших учебных заведений. Их основная задача - подготовка абитуриентов в вуз. На пути к аттестату зрелости проводится весьма строгий отбор по профессиональным критериям. Это конкурсные классы с отсевом неуспевающих учащихся. Весьма важна координация методик и учебных программ в среднем и высшем звеньях, взаимодействие педагогических кадров школы и вуза. Примером может служить недавно отметившая свое 75-тилетие ЦМШ при Московской государственной консерватории, директор которой традиционно включается в состав ученого совета консерватории. Пока это относительно стабильное звено в системе непрерывного музыкального образования.

Сложнее с училищами, часть из которых тоже является питомниками вуза, это училища при консерваториях, а часть работает автономно. Налицо фактическое неравенство училищ по обеспечиваемому уровню подготовки, по педагогическим кадрам, материальному обеспечению учебного процесса. За последние четверть века возникло довольно много новых училищ в малых городах. Им еще предстоит доказать свою профессиональную квалификацию, состоятельность, что уже достигнуто рядом старых провинциальных училищ: таких как Коломенское, Электросталь, Воронежское и другие.

Подготовленные училищами и школами-десятилетками музыканты нередко отличаются высочайшим уровнем мастерства. Это очевидное свидетельство фактического уровня подготовки в нашем среднем звене, аналога которому нет за рубежом.

Остаются нерешенными проблемы и послевузовского образования. Споры об ассистентуре-стажировке, как специфической для творческих вузов форме аспирантуры велись между Министерством культуры и Министерством образования еще в 90-е годы. Воз и ныне там.

Ситуация лишь ухудшилась. В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования. Ими будет потрачено немало сил на разработку нового положения об аспирантуре искусств давно представленного на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Пока глас вопиющего в пустыне не услышан.

Естественно, в дальнейшем будет осмысливаться и Болонская система, и волновая методика. Сегодня я постоянно общаюсь с автором комплексно-волнового метода М.Казиником, смотрю снятые им передачи и фильмы, постоянно смотрю видео докладов и мастер-классов российских высших учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий (старейшие музыкальные вузы, имеющие стабильную, накопленную за многие годы техническую, методическую и научную базы), Российской академии музыки им.Гнесиных, мастер-классы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, Московского государственного университета.

(К. В. Зенкин о проблемах консерваторского образования профессор, проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории). «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.».Выступление на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.)

Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.

Идеи выдающихся мастеров

Михаил Казиник

Михаил Казиник - искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

По мнению Казиника, сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы, используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

«Что будет, если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым?»

Казиник скорее учит не тому, как воспитать гения, а тому, как его не загубить. Музыкант уверен, что гениями не становится, а рождаются. Дух детской гениальности для Михаила Казиника проявляется в целостном восприятии мира (которое и нужно сохранить), когда дорога в детский сад – это не просто пять минут по асфальту, а целое путешествие, где можно вдруг увидеть ворону, лужу или рябину, которая стояла здесь уже «сто лет», но «открылась» ребёнку только сегодня.

Методика комплексно-волнового урока

Методика комплексно-волнового урока, которую предлагает Михаил Казиник построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Здесь главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще.

Комплексно-волновые занятия в школе «7 ключей» города Челябинск

Методика комплексно-волнового урока или «Школа будущего» была использована в школе «7 ключей» г.Челябинск.

На комплексно-волновом уроке «Дождь» ученики 3 «а» класса изучали это явление природы со всех сторон: его разновидности и особенности, дождь, изображенный музыкантами, поэтами и художниками, пытались найти в дожде плохие и хорошие стороны. Ребята и сами попытались изобразить дождь – в рисунках, описать дождь в эссе, сказках, рассказах и даже стихах. Дождь изучали даже на уроках физкультуры! «Спорт в одной капле» – так звучала тема уроков физкультуры в бассейне.

«Под знаком солнца» - тема комплексно-волнового урока для второклашек, на котором ребята решали астрономические задачи, делали научные открытия и изобретения. Они учились вычислять продолжительность светового дня и «приручать» солнечных зайчиков. Ребята освоили солярные (солнечные) символы и теперь точно знают, как изобразить солнце, не рисуя его. С солнышком в музыке ребята познакомились, исполняя заклички под аккомпанемент народных инструментов, и даже смастерили свое солнышко, которое освещает теперь всю школу!

Успех команды «дети + учителя» в школе «7 ключей» был достигнут также и на комплексно-волновом уроке «Бесконечность» . Три группы 8-летних ученых 4 часа подряд искали бесконечность вокруг себя: в музыке Моцарта и Баха, в английском алфавите, в суффиксах, в полосках бумаги, лазерных указках и даже шнурках. Настоящая бесконечность была обнаружена во Вселенной, ее и нарисовали все вместе (групповая работа).

За доказательствами бесконечности движения ребята обратились к физике. Преподаватель физики, как настоящий волшебник, сначала продемонстрировал ребятам вечные двигатели, но, тут же разоблачил их. Но это не беда – ведь именно такое домашнее задание получили наши второклассники. Изобретение вечного двигателя и создание своего собственного личного созвездия – идеи для проектов. Домашнее задание получили и родители, им необходимо будет сегодня подумать о том, как, используя предметы быта, показать ребенку, что такое бесконечность.

Используемые материалы были взяты с сайта Михаила Казиника и сайта школы «7 ключей»

Школа, в которой ищут вечность, на уроке физики говорят о фугах Баха, геометрию изучают с помощью картин Кандинского, опоздания оправдывают фантастическими историями и очень много смеются, радуются, веселятся - это школа «Семь ключей». Успешная, знаменитая на весь мир российская школа.

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей», вел Алексей Семёнычев, президент Ассоциации развития семейного образования-АРСО , организатор Форума «Открой Мечту! Детские проекты от идеи до успеха» , спикер, блогер .

Комплексно-волновая школа

Алексей Семёнычев: Давайте поговорим про вашу школу «Семь ключей»? Насколько в вашей школе воплощено то, что вы хотите видеть в образовании?

Михаил Казиник: В деталях скрыто целое. Например, я приезжаю в Челябинск, где школа, в которой я принял большое участие, и не могу сказать, что это целиком моя школа. Там работает моя методика, мои уроки ассоциативного комплексно-волнового мышления.

И вот я прихожу, мне говорят: «Михаил Семенович, первый визит во 2-й «А». Они вас ждали так долго, сказали, что хотят видеть Михаила Казиника в своем классе!» Значит, сначала зайдем во 2-й «А».

Мы заходим в этот класс. И я вижу детей, которые изобретают что-то, возятся, сопят, делают, все время в какой-то работе… Один ребенок вскакивает, бежит ко мне, обнимает меня за ногу, прижался и стоит. Я чувствую, как его сердечко бьется. Я стою и не знаю, что делать. С одной стороны, оттолкнуть его тоже не хочется, а в другой стороны, я же пришел ко всем детям, а он меня «захватил» и все. И вдруг смотрю, эти маленькие обезьянки выстроились в очередь и говорят: «Максим, не будь эгоистом. Все хотят обнять Михаила Семеновича», — и начался ритуал, когда каждый подходит и обнимает меня, прижимается. Понимаете, почему? Потому что они знают, что этот дядя седовласый придумал их школу, в которой они счастливы.

Они знают, что их соседи, ровесники, которые ходят в другие школы, им завидуют, говорят: «Повезло вам. Что у вас было на уроке? - А мы искали вечность».

АС: Это первый класс?

МК : Первый, второй. «Что у вас было на уроке?». — «А мы делали аппликации, как Андерсен, и потом придумывали сказки. Это было про Данию».

Понимаете, то есть Дания возникает в контексте гения, а не сама по себе. Сама по себе она нужна будет, если вы бизнесмен — вы поедете и получите нужную информацию по бизнесу в Дании. Если вы турист, вы прочтете, наведете все необходимые справки и составите маршрут — вам будет нужна Дания как география, как история. Но если вы хотите знать дух Дании, то дух Дании — это Андерсен. Он — душа Дании. Почему он появился в этой стране? Вот самый важный вопрос, ответ на который нужно дать. Не то, что Андерсен был в Дании, а почему именно он появился в Дании. Почему Достоевский появился в России? Почему он не появился во Франции? Это очень интересно.

Поэтому моя школа комплексно-волновая. Каждое явление дает лучи: можете представить понятие, форму, идею, слово — то, что дает лучи во все науки, во все сферы. Если вы берете зерно, то это зерно как посев, как Библия, как мысль…

Зерно — это мысль… Давайте учиться формулировать лаконичные мысли.

Вот я сейчас попробую высказать мысль очень продолжительно, а вы попробуйте ее в нескольких словах переиначить. Это тяжело.

Мы работаем над риторикой. Почему? Потому что дети должны уметь словесно отличать ложь, видеть актера, который играет на них, и отличать его от человека, который действительно человечен. Поэтому мы придумываем всевозможные формы.

У нас никто не считает «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10» — это скучно. Одному ребенку я даю задание: «Скажи «один», поскольку ты самый главный человек в классе, так, чтобы никто не смел рта открыть. Попробуй». Он собирает и пробует: «Один!». Я говорю девочке рядом: «Вот теперь ты должна сказать «два». Видишь, какой он сильный? Видишь, какой он авторитарный? Он всех забил, да? А ты ведь красивая, нежная, и вообще он к тебе неравнодушен.

Ну-ка, скажи «два» так, чтобы он тебя не побил и не спорил с тобой». Она готовится. Я говорю: «Понимаешь, для тебя сейчас судьба решается. Ты должна так сказать». Она: «Два». А третий мальчик видит, что есть уже другое мнение, он более робкий в классе, он так робко говорит: «Три». А там еще один, он торгует, он говорит: «Четыре, пять». Знаете, и так далее. То есть, даже счет — это образы, это параллельный театр.

И вот когда начинается школа, то воспитанные мною педагоги владеют совершенно другой постановкой голоса, понимаете?

Потому что нет ничего страшнее того, что мы называем лекция — монотонное произношение слов. Это ужас. Это нужно быть гением, чтобы понять, что лектор говорил в течение полутора или двух часов.

А для этого есть приемы, есть принцип остранения — странное начало урока, принцип парадокса — парадоксальное начало урока — все, что я разработал для учителей. После того, как мы с ними поработаем неделю, школу можно запускать.


Бал в честь Дня учителя в школе «Семь ключей», 2017 г.

Дети - актёры, учителя - актёры

АС: Неужели каждый учитель может освоить эту методику?

МК : Практически каждый, потому что эта методика куда более естественна, чем методика клипового сознания.

Чем в прежние, докомпьютерные, доинтернетные времена отличался учитель географии от учителя, например, истории? Тем, что у учителя географии дома полочка и написано «Методика преподавания географии в 6-м классе». У учителя истории такая же полочка — «Методика преподавания истории в 6-м классе». Тогда другого выхода не было. Тем они и отличались: у одного методика истории, у другого — методика географии.

Сегодня, если вы скажете нормальному учителю географии, что учитель истории заболел, и попросите географа прийти и поговорить о французской революции, то нормальный географ буквально в течение 40-45 минут вытащит из интернета всю информацию. Если нужно, в Вашингтонскую библиотеку залезет, если нужно — в Парижскую, скачает произведения великих французских композиторов, и готово! Он сделает это интереснее, чем учитель истории, потому что он свободен от методического, закомплексованного, больного сознания.

У меня такое когда-то еще в Советском Союзе было. Я прихожу в ресторан: гороховый суп, который я очень люблю, на второе — морковные котлеты, на третье — компот. Называется «Комплекс № 1». Во втором комплексе молочный суп, который я ненавижу, но зато второе блюдо —вкусные мясные котлеты, а не морковные. Я говорю: «Мне, пожалуйста, гороховый суп из первого». — «Нельзя, потому что у нас в комплексе». Я говорю: «Комплексы для вас, но не для меня. Я пришел к вам». Понимаете, в советские годы было трудно порой сказать простые вещи. Вот эти комплексы так и остались в школе.

Но всё дело в самой методике. Ее смысл в том, что клиповое сознание должно окончиться, потому что учитель истории, придя в класс, даже не спросил у детей: «Что у вас было передо мной, какой урок?» и «О чем вы говорили на географии?». А ведь, в принципе, они должны вместе работать, учитель истории и учитель географии. Почему?

Потому что история — это время, география — это место, а искусство и наука, культура и наука — это заполнение места и времени. Все очень просто.

Более того, ассоциативное мышление, суть Нобелевского мышления, научного мышления, культурного мышления — ассоциации, связи явлений, одного с другим.


Выборы президента школы «Семь ключей». 2017 г.

Это то, что сейчас финны осознали — подход к одному и тому же явлению с точки зрения истории, с точки зрения математики, с точки зрения физики, с точки зрения логики, с точки зрения культуры. Даже предмет у них сейчас появляется такой: «Работа в кафе», на английском языке. Они проходят принципы общения в кафе, как вы должны общаться с клиентом — устраивают настоящий театр. Я такой театр у себя в школе сделал 1000 раз, когда и дети актеры, и учителя актеры, потому что школа — это колоссальнейший, радостный, переливающийся всеми красками театр мира. Настоящий театр! «Весь мир — театр», — помните, что Шекспир сказал, — «а все мужчины, женщины, дети — в нем актеры». Я с этим согласен. Это еще и формула школы.

Школа — это не скучная зубрилка клиповой географии, клиповой физики. В моей школе учителя работают вместе. Они могут целый день вести один урок, что они, собственно, и делают у меня — урок «Дания».

Один урок на целый день

АС: А за какой срок можно научить человека вашей методике?

МК: Я встречаюсь с ними от трех полных дней до недели. В конце мы создаем первые комплексно-волновые уроки. Более того, если даже школа по какой-нибудь причине не может составить такое расписание, что 3 или 4 учителя вместе ведут однодневный урок, то сами учителя начинают понимать главный метод.

Учитель физики приходит и начинает с парадокса близнецов, начинает с рассказа о фуге Баха, потому что Эйнштейн сказал, что если бы не было фуг Баха, он бы не понял, что E = mc2. И я каждому учителю предлагаю вот такие мыслеформы, такие линии связей и понятий, бесконечного количества связей.

Но единственное, что я скажу — моя школа не конфессиональная, не религиозная. Она античная. Она не политизированная, в ней не обсуждаются политические вопросы, в ней нет государственной идеологии, потому что государство не может следовать за своими вождями и все время менять идеологию.

Поэтому есть совершенно другое, куда более глубокое явление, которое связано с чувством юмора и с панорамным видением мира.

В моей школе очень много смеются, веселятся, радуются. Самое замечательное — это задать остроумный вопрос. Самое прекрасное — это получить остроумный ответ.

Музыка и искусство занимают в ней важнейшую, колоссальную роль, и я сразу приучаю детей не к тому, что вот это — классицизм, а это — авангард. А почему люди не понимают авангард? Потому что нет непрерывности.

Я пишу об этом в своей книге «Буравчик»: Васнецов, «Царевна-лягушка». Говорю: «Ну-ка, расскажите мне». Начинают рассказывать сказку про Василису Прекрасную, всю эту историю с Василисой и так далее. Я говорю: «Так, ребята, вы мне пересказываете сказку, а у Васнецова — это не картинка в книжке, это отдельная картина, которая висит в музее. Ну-ка, смотрите внимательно. Сюжет сказки в данном случае не играет роли. Какая главная линия в картине?».

Дети смотрят и говорят: «Волнистая». Я говорю: «Точно! Волна в рукавах, волна на столе, волна в узорах, волна в горнице, волна в лебединых шеях. Смотрите, кругом волна. Даже сапоги — волновые складки — русские хромовые, красные, сафьяновые». И так далее. То есть, все волна, видите? Посмотрите. Ищите волны, ищите. Все построено на волне, потому что сказку иллюстрировать — это одно дело, а писать картину, великое произведение искусства — это другое. Васнецов все закодировал.

Теперь переворачиваем. Дальше — Кандинский. «А здесь что? Внимательно». Дети смотрят внимательно. Я говорю: «Внимательно, внимательно, внимательно». Смотрят: «А! Здесь все линии пересекают все предметы». Точно. Так и называется «Секущая линия». Теперь смотрите, что это такое? - «Это секущая, это биссектриса, это…», и начинается.

Вот что Кандинский сделал. Он здесь всю геометрию выложил, всю стереометрию.

В первой картине линии были волнистые, а здесь — секущие, пресекающие, втыкающиеся, входящие и так далее.

Теперь смотрите, где золотое сечение у Васнецова? ». - «Вот». - «А что здесь? Самая главная фигура, самая главная линия. А у Кандинского посмотрите. Так что, Васнецов договорился с Кандинским?». - «Нет». - «А почему?». - «А потому что золотое сечение — это действие, это закон, это божественная пропорция».

После этого я ставлю картину Малевича, выходит мальчишка 11-ти лет и дает такой феноменальный анализ этой картины, что взрослые теряются, потому что искусствоведы знаменитые не могут увидеть того, что увидел мальчишка.

Я им сказал:

— Вы когда-нибудь засекали, сколько времени продолжается проход человека мимо картины в музее? 3-4 секунды. Представляете, мастер думал, глубоко творил, грунтовал холст, потом создавал рисунок, исходил из каких-то главных точек, потом колорит пошел, владение маслом… Эта картина — его душа, его тайна, его смысл. Он хочет что-то более важное передать людям, чем просто изображение. Потому что изображение мы сами видим.
— Ага, понятно.
— Как вы теперь считаете, не оскорбление это для художника, когда человек 3 секунды идет мимо картины, слегка повернув голову влево или вправо?.
— Конечно.
— Давайте остановимся. Давайте попробуем сделать так, чтобы художник порадовался. Он же бессмертен. Он за нами, допустим, сейчас наблюдает, когда мы смотрим его картину. Давайте ему покажем, как мы чувствуем картину. Давайте мы ему расскажем, какой он замечательный, как мы его поняли глубоко.

Здесь много компонентов: добра, любви, игры, театральной игры и так далее.

Гений - парадоксов друг

Предлагаю другой момент детям, говорю:

— Вот, опоздал у нас один мальчишка на урок. Это хорошо или плохо — опоздать?.
— Плохо.
— Давайте это «плохо» переведем в «хорошо». Теперь я вам всем предлагаю: вы все опоздали на урок. Я вас всех прощаю при условии, что вы придумаете очень интересную историю со смыслом, с идеями, с мыслями, почему вы опоздали.

Вы себе не представляете — можно написать том! Это столько юмора, столько радости, столько веселья!

Например, одна девочка говорит: «Будильник прогремел так громко, неожиданно, что я вскочила и ударилась головой о стенку. У меня волосы стали дыбом. Мне пришлось потратить время на приведение прически в порядок, поэтому опоздала».

Другая девочка говорит: «Была такая лунная ночь, я проснулась посреди полянки далеко за городом».

Мальчик говорит: «Вы знаете, какие нынче телефоны? Они, как люди, требуют все время денег. А у меня кончились деньги, и мой телефон не прозвонил. Я ему не дал, я на смски потратил все деньги». И

ли еще одна девочка, 15-16-летняя, говорит: «Вы знаете, видит Бог, я спешила в школу, но я встретила Анну Каренину, и она как стала мне рассказывать такие ужасы про свою судьбу. Я пыталась ей помочь как-то, чтобы она не бросилась под поезд. Вот я и задержалась».

Вы себе не представляете, как начинает срабатывать фантазия детей! Взрослые сидят в зале, а мои дети на сцене.

Взрослые думают, что это все подстроено, потому что не может 11-12-13-летний ребенок сразу сочинить фантазию. Еще как может!

В моей школе может, потому что мы с самого начала знаем: гений — парадоксов друг. Мы выявляем, что такое парадоксы, как они действуют, и пытаемся практически, на уроках говорить на парадоксальном языке.

И вы знаете, получается

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей» вел Алексей Семёнычев, президент

болонский процесс музыкальный образование


Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

Болонский процесс и музыкальное образование


Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, а на уроке по хору все практически полностью забывается, несмотря на кажущуюся близость предметов. Такая разорванная школа просто исчерпала себя и сегодня не может существовать. Объем информации каждые 3 года увеличивается вдвое, возрастают темпы, с которыми ее необходимо усвоить. Невозможно сегодня представить учителя, учащегося всему, ведь все знает только Интернет, уровень информации которого весьма и весьма разношерстный.

Кроме того, в последние годы Болонский процесс все ближе «подбирается» к системе музыкального образования, которое является индивидуально-ориентированным по своей сути. Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010. Пришло время выработать свое отношение к ее введению или отказе от нее, как не отвечающей достаточно унифицированной предметной специфике музыкального образования и воспитания.

Готовя данную статью я опиралась на источники Московской государственной консерватории, в частности на доклад ректора Московской гос.консерватории А.Соколова на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010), доклад проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории К.Зенкина «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.», статьи и мастер-классы профессора Драматического иснститута г.Стокгольма, скрипача М.Казиника, а также ряд других источников (в основном это аудиорасшифровки докладов, размещенных Московской консерваторией в Интернете).

Ректор Московской государственной консерватории А.Соколов, будучи достаточно долго связанным с полемикой вокруг Болонской системы (в свое время он был министром по делам культуры и массовых коммуникаций РФ), детально останавливается на всех больных точках применения Болонской системы в условиях музыкального образования.

Музыкальное образование является трехуровневым (ДМШ, училище, консерватория). Как отмечает ректор МГК А.С.Соколов, двухуровневое высшее образование, будучи прямолинейно спроецированным на традиции и потребности вузов немузыкального образования порождал серьезные проблемы, понятные настоящим профессионалам. Многими была занята оборонительная позиция под лозунгом: «Не навреди!»

Болонская система призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса, выбора специальности, места обучения и образовательных дисциплин. Она рассчитана на среднестатистического студента в среднестатистической ситуации в условиях установок европейско-американской культурной традиции. (К.Зенкин)

Применение этой системы затруднительно в условиях заметно отличающихся от установленной нормы, конкретно в сфере профессионального музыкального образования. Задача музыкального образования иная чем в других областях. В системе музыкального воспитания и образования есть четкая установка на формирование целостной творческой личности, особое творческое единство практической, артистической, творческой, научно-теоретической составляющих, значимость личностных характеристик в образовательном процессе - устойчивое формирование исполнительских школ.

В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования.

Пожалуй, единственное, что мы можем взять из Болонской системы - инновационный подход к технологиям обучения, а, следовательно, и введение новых технических средств обучения учеников, студентов. Необходим институт электронной музыки, научно-учебные центры по проблемам акустики, звукорежиссуры, информационных технологий, психологии восприятия и творчества и многое другое. В Московской консерватории многое из этого уже имеется. (К.Зенкин). Консерваториям давно пора реализовывать свой университетский потенциал. Московская консерватория имеет статус профильного университета, что никоим образом не поменяло ее сути в подготовке музыкальных кадров высшего уровня профессионального музыкального мастерства. Профильные университеты необходимы. Кроме того, необходимо закрепить научную организацию в структуре консерваторий.

Музыковеды должны получать последипломное образование у своих же научных руководителей, а не в академии по переподготовке научно-педагогических кадров, значение которых в музыкальном профессионализме незначительно.

Для тех, кто желает более детально ознакомиться с докладами ректора МГК А.Соколова и проректора по научной работе МГК К.Зенкина я могу адресовать к порталу youtube.com, страничке Московской консерватории MoscowConservatory, где размещены все звучавшие доклады.

Начало осмысления комплексно-волнового метода обучения детей было связано с подготовкой доклада на тему «Методико-педагогические принципы обучения детей в ДМШ. Болонский процесс и его проекция на музыкальное образование», который я выполнила в апреле 2013 года. В нем я частично показала возможность такого подхода к обучению детей, но, рамки темы не позволили в полной мере раскрыть данный тезис. Этот метод предложен скрипачом, экспертом концерта Нобелевского комитета М.Казиником. Комплексно-волновые уроки уже проводятся в разных концах СНГ: России, Литве, Латвии. Подобная школа начата и в Болгарии, проводятся Летние мастер-школы по возможностям введения такого метода.

Когда-то школа задумывалась как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так. Зачастую она формирует у учеников фрагментарное - клиповое мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Что, если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. На возможности такого подхода неоднократно акцентирует наше внимание скрипач М.Казиник.

Примером такого урока может стать урок по специальности, на котором ученик узнает, что скрипка похожа на человека по строению, струна звучит и рождается звук (звук это колебания, волна - физика), чтобы струна зазвучала - по ней надо провести смычком, предварительно покрыв волос канифолью (специально обработанная еловая или сосновая смола - химия). Скрипка является инструментом, в который мастер при изготовлении закладывает строй, выстраивая деки на определенные ноты. Качество звука зависит от того, насколько точно мы выстроим скрипку, и звучание струны попадет в резонанс с колебанием определенной конструктивной части инструмента (акустика). Все это можно сообщить ученику на паре уроков, а то и на одном. Он это легко усвоит.

Уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Школа должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Вся история, вся культура, все человечество всегда движутся вдоль единой линии, есть причинно-следственная связь, без которой школа мертва. Мы должны создать на уроке прецедент мышления, чтоб сформировать у детей волновое восприятие. Школа - это театр. Учитель же - и режиссёр, и сценарист, и актёр.

Целью статьи является показ комплексно-волнового метода как эффективного средства обучения детей в Детской музыкальной школе (да только ли в ней?), а также осмысление Болонского метода, как диктуемой системы обучения молодых специалистов, возможности его применения в системе музыкального воспитания и образования.

Мы должны задаться целью сформировать мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. Так мы введём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.

Человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

Мы - наследники величайшей, многотысячелетней культуры, идеи, которая поднималась, обрастала, жила и формировалась. Если мы это забудем - туда нам и дорога. Если мы не бросим все силы, чтобы сделать культуру в приоритете - они обречены. Пока культура не будет выше идеологии, выше политики и выше религии - ничего не будет. В искусстве нет движения от простого к сложному, снизу вверх. Искусство, это свидетельство Вселенной, высшего разума, но не в заведениях, где о них говорят, а в духе цивилизации, человека Античности. Нам нет разницы, в каких домах жили, например, греки, мало что сохранилось до сегодняшнего дня, но их вклад в мировую культуру поистине грандиозен.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего, в которое попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Мы рискуем прийти именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой. Возделывание культуры - борьба за жизнь. Сон разума порождает чудовище. Чудовище рождается, когда разум спит.

В 2005 году М.Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии или физики, а с музыки, в ней скрыты все формулы, все тайны науки, все тайны бытия, через музыку постигается мир». Эйнштейна спросили, как воспринимать мир. Он сказал, что как слоеный пирог. Это очень похоже на фугу - в каждом слое свой мир, своя консистенция, свое время, тональность и т.д.

Теория относительности - формула музыкальной фуги, созданной за 200 лет до Эйнштейна. А кто знает, что сам Эйнштейн тщательно изучал произведения Баха, чтобы познать законы их строения. Вершина музыкальной полифонии - фуга. В каждом слое свое время и своя тональность.

Если перейти к Болонской системе, то понятно, что в системе музыкального воспитания ее применение крайне затруднительно. У нас другая специфика обучения - индивидуализированное взаимодействие ученика и учителя в классе по специальности или с группой учащихся 12-14 человек на уроках теоретических дисциплин.

В высшем звене после длительных споров был сохранен специалитет - базовый уровень образования в вузах культуры. Это была нелегкая победа, поскольку под напором Министерства образования и науки в решающий момент устояли только две старейшие консерватории - Петербургская и Московская. Ректоры остальных музыкальных вузов подчинились судьбе, дав согласие на безальтернативные бакалавриат и магистратуру.

При сохранении специалитета бакалавриат стал пониматься, таким образом, как зона эксперимента, определяемая самим вузом. Не выплескивая мести из своего ребенка, вуз продолжал идти путем естественной эволюции, а не предписанной революции. Такая склонность всегда была свойственна нашим наиболее авторитетным специалистам, посвятивших себя приобщению к профессии новых поколений.

Важно согласованно сыграть на опережение, предлагая идеи, которые дадут возможность упредить ошибку законотворчества, это значительно легче, чем потом тратить колоссальные силы на ее исправление.

В этой связи необходимо окинуть взором нашу традиционную систему непрерывного музыкального образования, оценив ее дальнейшую перспективу.

Начнем с фундамента - начального образования:

Известна критическая ситуация, сложившаяся с Детскими музыкальными школами, вследствие отнесения их к категории дополнительного образования, т.е фактического уравнивания ДМШ с клубами по интересам и доморощенными кружками-однодневками.

Попав под нож образовательной реформы, ДМШ перестали гарантировать выполнение важнейшей возложенной на них двуединой задачи:

1.Общее музыкальное образование школьников, хотя бы частично компенсирующее фактическое отсутствие музыкальной подготовки в общеобразовательных школах и гимназиях, иначе говоря, воспитание нашей будущей слушательской аудитории в филармонических залах.

2.Профессиональная селекция среди учащихся, выявление особоодаренных детей и индивидуальный подход к их обучению с ориентацией на дальнейшее продолжение обучения в музыкальном училище.

Сегодня самая трудная задача - отстоять статус ДМШ, обеспечив их нормальное функционирование, как в крупных городах, так и в провинции.

Подробнее А.Соколов останавливается на среднем звене. Сочетание начального и среднего музыкального образования характерно для музыкальных школ-десятилеток или 11 леток, которые, как правило, являются питомниками высших учебных заведений. Их основная задача - подготовка абитуриентов в вуз. На пути к аттестату зрелости проводится весьма строгий отбор по профессиональным критериям. Это конкурсные классы с отсевом неуспевающих учащихся. Весьма важна координация методик и учебных программ в среднем и высшем звеньях, взаимодействие педагогических кадров школы и вуза. Примером может служить недавно отметившая свое 75-тилетие ЦМШ при Московской государственной консерватории, директор которой традиционно включается в состав ученого совета консерватории. Пока это относительно стабильное звено в системе непрерывного музыкального образования.

Сложнее с училищами, часть из которых тоже является питомниками вуза, это училища при консерваториях, а часть работает автономно. Налицо фактическое неравенство училищ по обеспечиваемому уровню подготовки, по педагогическим кадрам, материальному обеспечению учебного процесса. За последние четверть века возникло довольно много новых училищ в малых городах. Им еще предстоит доказать свою профессиональную квалификацию, состоятельность, что уже достигнуто рядом старых провинциальных училищ: таких как Коломенское, Электросталь, Воронежское и другие.

Привилегия училища или колледжа, как они сейчас называются, является выпуск дипломированного специалиста, имеющего право работать педагогом в ДМШ, а также быть концертным исполнителем, или продолжить свое образование в высшем звене.

Подготовленные училищами и школами-десятилетками музыканты нередко отличаются высочайшим уровнем мастерства. Это очевидное свидетельство фактического уровня подготовки в нашем среднем звене, аналога которому нет за рубежом.

Остаются нерешенными проблемы и послевузовского образования. Споры об ассистентуре-стажировке, как специфической для творческих вузов форме аспирантуры велись между Министерством культуры и Министерством образования еще в 90-е годы. Воз и ныне там.

Ситуация лишь ухудшилась. В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования. Ими будет потрачено немало сил на разработку нового положения об аспирантуре искусств давно представленного на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Пока глас вопиющего в пустыне не услышан.

Естественно, в дальнейшем будет осмысливаться и Болонская система, и волновая методика. Сегодня я постоянно общаюсь с автором комплексно-волнового метода М.Казиником, смотрю снятые им передачи и фильмы, постоянно смотрю видео докладов и мастер-классов российских высших учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий (старейшие музыкальные вузы, имеющие стабильную, накопленную за многие годы техническую, методическую и научную базы), Российской академии музыки им.Гнесиных, мастер-классы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, Московского государственного университета.

(К. В. Зенкин о проблемах консерваторского образования профессор, проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории). «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.».Выступление на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.)

Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Давление в любой гармонической волне можно записать в виде

Амплитуда и начальная фаза колебаний зависят только от координат точки. Например (см. гл. IX), в сферически симметричной расходящейся гармонической волне и Из (22.1) следует, что скорость частиц, сжатие и другие характеристики волны в каждой точке также меняются с течением времени по синусоидальному закону.

Для гармонической волны волновое уравнение упрощается - подставляя (22.1) в волновое уравнение (16.1), получим так называемое уравнение Гельмгольца

В уравнение Гельмгольца входят производные только по координатам; таким образом, для гармонических волн зависимость от времени можно исключить из уравнений.

Если (22.1) есть интересующее нас решение уравнения (22.2), то, как легко проверить прямой подстановкой, функция

тоже есть некоторое решение, а значит, так же изображает волну, как и (22.1). Решение (22.3) отличается от (22.1) только сдвигом фазы на четверть периода. Любая линейная комбинация этих двух решений также есть решение. Для расчетов особенно удобна следующая комплексная линейная комбинация:

Здесь введено обозначение При такой записи волны стандартная для всех точек гармоническая зависимость от времени оказывается представленной множителем не зависящим от координат. Например, плоская гармоническая волна, бегущая по оси х вправо, запишется в виде Обычно

для краткости записи временной множитель опускают. Отметим, что умножение на равносильное умножению на соответствует изменению фазы колебания или фазы волны на четверть периода.

Величину в (22.4) называют комплексной амплитудой колебания; она зависит только от координат и характеризует амплитуду и фазу колебаний среды в различных точках. Уравнению Гельмгольца удовлетворяют как полное решение (22.4), так и его комплексная амплитуда в отдельности. Вещественная же амплитуда уравнению Гельмгольца не удовлетворяет.

Введенные комплексные гармонические волны удобны при расчетах, потому что в них входит только одна (экспоненциальная) функция вместо двух различных тригонометрических функций (косинус и синус), переходящих друг в друга при дифференцировании и интегрировании. Следует, однако, иметь в виду, сами комплексные решения уравнения Гельмгольца не имеют никакого физического смысла. Действительно, всякая физическая величина, всякое показание прибора, например отсчет по тому или иному индикатору, всегда есть вещественное число. Физический смысл имеет только вещественная часть комплексной волны. Для перехода от комплексной волны к имеющей физический смысл вещественной волне необходимо предварительно восстановить опущенный временной множитель а затем взять от комплексной величины вещественную часть. Чтобы вещественная часть результата операций над комплексными волнами равнялась результату тех же операций над вещественными частями комплексных волн, эти операции должны быть линейными: допустимо сложение, вычитание волн, дифференцирование их по времени и по координатам. Но, например, вещественная часть произведения не равна произведению вещественных частей комплексных чисел. Поэтому энергию или мощность волны нельзя получить непосредственно перемножением комплексных величин, характеризующих волну, а приходится возвращаться к вещественной записи (см. гл. IV).

При изучении гармонических колебаний и волн весьма удобно пользоваться также отношениями комплексных величин. Для гармонического процесса такое отношение не зависит от времени (множители сокращаются). Фаза полученного отношения равна разности фаз делимого и делителя. Если обе величины одной природы, например падающая на препятствие волна и отраженная волна, то модуль отношения равен отношению вещественных амплитуд этих волн. Весьма полезными оказываются и отношения величин различной природы, например давления и скорости (так называемый импеданс) и т. д. В дальнейшем мы часто будем встречаться с такими величинами.

Дифференцирование по времени комплексной волны осуществляется умножением на интегрирование - делением на Например, комплексная скорость частиц в комплексной

волне равна, согласно (13.3),

Отсюда видно, в частности, что движение каждой частицы в гармонической волне - плоское: скорость частицы параллельна векторам а компоненты вдоль этих векторов сдвинуты по фазе на четверть периода. В разных точках плоскость движения, частиц может быть разной.

Так же удобна для расчетов и сопряженная (22.4) комплексная комбинация

где звездочка, как обычно, обозначает комплексно-сопряженную величину. Обе комбинации различаются знаком при однако часто говорят, что вторая комбинация соответствует отрицательной частоте: это связано с видом временного множителя, принимающего для второй комбинации вид который действительно можно получить из временного множителя первой комбинации изменением знака частоты. При расчетах с отрицательными частотами все комплексные величины также должны быть заменены сопряженными значениями, дифференцирование и интегрирование должно осуществляться умножением и делением на комплексная скорость выразится через сопряженное давление формулой

плоская волна, бегущая направо, запишется в виде и т. д. Все результаты линейных операций получатся комплексно сопряженными по отношению к результатам, исходящим из выражений для положительных частот. Заменяются на сопряженныевообще все функции от комплексных характеристик волн, в частности и отношения комплексных величин, характеризующих волну (например, коэффициент отражения, импеданс). Окончательные результаты всякого расчета также получатся комплексно сопряженными по отношению к результатам, исходящим из выражений положительных частот. С отрицательными частотами приходится встречаться, например, в разложениях волн в интеграл Фурье, распространенный на частоты от до в случае, когда разложение Фурье производится по комплексным экспонентам, а не по тригонометрическим функциям.

При переходе к вещественной части результат получится один и тот же независимо от знака частоты: волны, различающиеся только знаком частоты, совпадают как физические объекты, несмотря на различную математическую запись.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари