Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как разгадать и изменить свой жизненный сценарий? Исправляем сценарий жизни.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Присмотревшись внимательно к событиям, которые с нами происходят, можно заметить определенные закономерности.

Повторяющиеся события - знак присутствия в нашей жизни сценария, то есть существующего в подсознании жизненного плана, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Как выявить тенденции, которые говорят о наличии сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно, без помощи психотерапевта или консультанта.

Проанализировать повторы

Проанализируем повторяющиеся события нашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо нашей воли? Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет. При этом постараемся быть максимально объективными, сосредоточимся не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т. д.), а на собственных действиях. Это поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядеться к себе

Обратим внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…» Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, любят повторять: «Победа за нами, успех нам обеспечен, в другой раз я сделаю лучше». Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Вспомнить любимую сказку

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомним, кто в детстве был нашим любимым героем, какие книжки мы зачитывали до дыр. Вспомним, как мучили родителей, заставляя их по несколько раз перечитывать одно и то же. Возможно, мы найдем удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и каким-то любимым героем. Может быть, он незаметно для нас управляет нашей жизнью?..

ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЕМ

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поста вить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия». Но можно вспомнить и другие высказывания, например «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий

Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Он рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово - выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.

Расстаться с однозначными установками

Важно научиться слышать самого себя. Обратим внимание, что и как мы повторяем своему ребенку или подчиненным. Например, мы любим говорить: «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не получишь МВА».

Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе необязательно связано с МВА. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь мы можем сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами»

Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом фильме ужасов. Какие наши действия провоцируют эти повороты судьбы? Кто выступает в роли провокаторов - какие слова, поступки? Вычислив провокаторов, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и будем получать то, что получали всегда.

Составить свой личный свод ограничений

Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должен взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Вступить в диалог и получить «разрешение»

Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда человек освобождается от сценария - это похоже на чудо, говорят: «Его как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР?

Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - это тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно себя чувствуют даже в неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это не удивительно - бессознательное следование сценарию позволяет экономить силы и время.

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ интересен тем, что дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Присмотревшись внимательно к событиям, которые с нами происходят, можно заметить определенные закономерности.

Повторяющиеся события - знак присутствия в нашей жизни сценария, то есть существующего в подсознании жизненного плана, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Как выявить тенденции, которые говорят о наличии сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно, без помощи психотерапевта или консультанта.

Проанализировать повторы

Проанализируем повторяющиеся события нашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо нашей воли? Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет. При этом постараемся быть максимально объективными, сосредоточимся не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т. д.), а на собственных действиях. Это поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядеться к себе

Обратим внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…» Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, любят повторять: «Победа за нами, успех нам обеспечен, в другой раз я сделаю лучше». Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Вспомнить любимую сказку

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомним, кто в детстве был нашим любимым героем, какие книжки мы зачитывали до дыр. Вспомним, как мучили родителей, заставляя их по несколько раз перечитывать одно и то же. Возможно, мы найдем удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и каким-то любимым героем. Может быть, он незаметно для нас управляет нашей жизнью?..

ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЕМ

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поста вить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия». Но можно вспомнить и другие высказывания, например «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий

Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Он рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово - выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.

Расстаться с однозначными установками

Важно научиться слышать самого себя. Обратим внимание, что и как мы повторяем своему ребенку или подчиненным. Например, мы любим говорить: «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не получишь МВА».

Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе необязательно связано с МВА. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь мы можем сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами»

Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом фильме ужасов. Какие наши действия провоцируют эти повороты судьбы? Кто выступает в роли провокаторов - какие слова, поступки? Вычислив провокаторов, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и будем получать то, что получали всегда.

Составить свой личный свод ограничений

Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должен взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Вступить в диалог и получить «разрешение»

Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда человек освобождается от сценария - это похоже на чудо, говорят: «Его как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР?

Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - это тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно себя чувствуют даже в неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это не удивительно - бессознательное следование сценарию позволяет экономить силы и время.

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ интересен тем, что дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Каждый день каждый из нас делает сотни выборов. Мы выбираем, что нам одеть сегодня, позвонить ли вчерашнему незнакомцу или дождаться звонка от него, отдавать ли ребенка в садик или еще подождать, сменить ли работу, дом, жизнь?.. И чем сложнее, глобальнее выбор, тем не только нам труднее его сделать – давит груз ответственности, но и тем несвободнее мы в своем выборе. Нам кажется, что это мы выбираем мужей, работу, стиль жизни, но чаще всего просто следуем невидимому сценарию, а потом говорим – судьба. Судьба ли? Кто пишет этот сценарий? Можно ли его изменить – изменить свою судьбу? И надо ли?

1.Рождение сценария

Жизненный сценарий начинает писаться еще задолго до нашего рождения. Иногда тогда, когда наша мама, будучи еще совсем юной, решает, что ее дочь обязательно станет балериной, или папа с детства мечтает о фамильном бизнесе, который будет переходить от поколения к поколению. Иногда тогда, когда при рождении нас называют в честь бабушек, великих событий или великих соотечественников – груз этого имени будет сопровождать ребенка всю жизнь. Но вероятнее всего самые яркие страницы нашего жизненного сценария напишутся в первые пять лет жизни. Именно в этом возрасте запечатлевается в детской памяти пресловутые «можно и нужно» и «плохо, нельзя». Уже с этих юных лет ребенок подсознательно знает, в каком возрасте создаст семью, сколько будет иметь детей, какой будет у неё муж, а у него жена, знает, что надо (или не надо) много учиться, трудиться, доверять или не доверять людям, как мужчина должен относиться к женщине, женщина к мужчине, оба – к детям, а бывает, что навсегда обретает любовь к классической музыке или к футболу. И все это не столько со слов и тем более нравоучений старших, сколько с их реального поведения. И поэтому, сколько не объяснять малышу, что девочек нельзя обижать, если папа бьет маму – результат предсказуем. Другим источником впитывания жизненных ролей является отношение старших и ровесников к ребенку. Те дети, которых в детстве любили, которым доверяли, в которых верили, обычно становятся успешными и во взрослой жизни. А вот мамино «с тобой всегда одно и то же», «ходячая беда», папино «лентяй», «бездельник» или обидная детская кличка могут на всю жизнь оставить неблагоприятное психологическое тавро. Особенно часто достается нежеланным детям и детям из неполных семей.

Что же дальше? А дальше к нашему сценарию дописываются все новые странички. В младших классах мы осваиваем роли отличников и двоечников и определяем свою профессиональную компетентность, в подростковом – свою роль в обществе: лидер или ведомый, в юношеском – свою способность любить, быть близким с другим человеком. К 21 году сценарий уже завершен. Что это значит? Можем мы его изменить? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте еще раз подчеркнем его «авторов»:

  • поведение родителей – один из наиболее сильных факторов, который определяет модель семьи (отношения с лицами противоположного пола, воспитание детей) и отношение к обществу, действует по принципу черное-белое: если родительская модель очень негативна, то «я таким никогда не буду» (что правда легче сказать, чем сделать), в остальных случаях сходство поведения детей и родителей поразительное (т.н. родительское проклятие или благословение);
  • установки родителей по отношению к ребенку – второй очень важный фактор, к которому чрезвычайно чувствителен ребенок в первые годы жизни, часто определяет успешность во взрослой жизни по принципу «я способен настолько, насколько верят в это мои родители», часто позиция неудачника имеет свои корни именно в этих установках;
  • отношение сверстников – влияет на протяжении всего детства и юности, но в раннем детстве определяется как «кто они – другие дети? интересно мне с ними?», в подростковом – «свой или чужой? я веду или меня ведут?», в юношеском – «насколько близко я могу быть с другим человеком?», в соответствии с этим мы отвечаем себе на вопрос «Кто Я?»;
  • личный опыт – это все наши успехи и неудачи, по которым мы определяем свои возможности и своё место в жизни.

2. Последствия и продолжение.

Итак, примерно к 21 году жизни у каждого из нас складывается полноценное представление о том, кто мы, откуда и куда идем. Но это еще не все. До 28 лет сценарий будет модифицироваться под влиянием значимых окружающих событий – женитьбы или замужества, рождения детей, кардинальных перемен в карьере. Однако с такими значимыми событиями везет не всем. Конечно, не исключено, что ворвавшийся в жизнь ветер перемен изменит направление нитей судьбы, но большинству из нас приходиться быть фаталистами и периодически повторять пресловутое: «Я так и знала», разводясь с мужем или наблюдая, как менее достойные коллеги идут вверх по служебной лестнице, в то время как вы все топчетесь на месте. Но в этом возрасте происходит важное с точки зрения формирования событие – сценарий становится «вашим».

Время от времени современная наука поражает нас удивительными данными о нахождении все новых генов. Оказывается, как утверждают ученые-генетики, есть специальные гены, ответственные за склонность к воровству, алкоголизм и даже за количество разводов. Не споря с учеными коллегами, психологи выдвигают свою версию такого наследства. Эта версия основана как раз на наличии жизненных сценариев.

Тема жизненных сценариев впервые стала разрабатываться известным психологом Альфредом Адлером. Он считал, что сценарий закладывается в течении первых пяти лет жизни и потом не подлежит трансформации, за исключением специально направленной психотерапевтической работы над ним. Сценарий рассматривался им как определенный образ жизни, который базируется на одном или нескольких базовых постулатов, таких как «я – неудачник» или «главное в жизни – карьера». У взрослого человека информация о базовом постулате его жизни хранится как первое детское воспоминание. Поэтому Адлер разработал метод исследования ранних детских воспоминаний. Метод заключается в следующем:

1.Вспомните самое раннее свое детское воспоминание. Возможно, вспомнить удастся не сразу, позвольте себе пройтись в обратном порядке по своим воспоминаниям из детства, пока не доберетесь до самого первого. Если вы не уверенны в истинности этого воспоминания, вам кажется, что оно может быть вашей фантазией, то это не страшно. Важно другое – это должно быть именно ваше воспоминание, то, что вы помните, а не вам рассказывали о вашем детстве.

2.Теперь, когда воспоминание определенно, сосредоточьтесь на нем. Прокрутите его несколько раз в голове, постарайтесь обратить внимание на мелкие детали, на всех его персонажей. Определите, хотя бы приблизительно, сколько вам лет было, где происходит действие.

3.Ответьте, можно даже письменно, на следующие вопросы: Кто главный взрослый человек в вашем воспоминании и какова его роль? Какие у вас желания (потребности) в этом воспоминании и насколько они удовлетворены? Есть ли у вас цель и что (кто) вам помогает ее достичь? Какая ведущая эмоция (настроение) в вашем воспоминании?

Расшифровка воспоминания такова. Взрослый человек – это тот человек, который имел наибольшее влияние на формирование вашего жизненного сценария. Другими словами тот, чьи установки вы воспринимали как догмы, чье мнение о вас было главным для формирования собственного мнения о себе. Чаще всего это мама, папа, бабушка. Но бывает, в роли взрослого выступает мало знакомый человек. Тогда возможен вариант, что люди этой профессии, социального статуса или внешнего вида оказывали особое влияние на вашу жизнь. Желание, эмоция, цель – это соответственно, ваши ведущая потребность по жизни, то, к чему вы будете стремиться и какими эмоциями насыщать свою жизнь. Например, если в воспоминании вы сидите за столиком в детском саду и с аппетитом едите манную кашу, то во взрослой жизни у вас есть склонность быть оптимистом, стремиться удовлетворять жизненные потребности (еда, секс, деньги, рождение детей) и жить конкретными целями сегодняшнего дня.

Итак, если Вы все время все теряете, то, скорее всего потому, что сами решили , что Вы – Маша-растеряша, если Вас все время бросают мужчины, то возможно, Вы сами не верите в то, что можете быть счастливы в семейной жизни – потому ли, что Ваша мама никогда не была счастлива, или потому, что вы с детства знаете, что вы – плохая девочка и недостойны счастья. Проблем столько, сколько сценариев, сценариев столько – сколько индивидуальных судеб, судеб, которые пишем мы сами. Итак, не стоит отчаиваться. Ниже – не рецепт быстрого решения всех своих проблем, но способ разорвать сценарий в том месте, где он заводит вас в тупик, и написать свое продолжение. Главное, доверяйте себе и помните, что автор вашей жизни – меняете ли вы что-то в ней или просто плывете по течению – всегда только Вы.

Шаги по преодолению нежелательного сценария:

1.Подумайте, есть ли в вашей жизни события или ситуация, которые постоянно повторяются или же длительно наблюдаются в вашей жизни и не устраивают вас. Например: вам никогда не предлагают руководящую должность, вы в семье в роли домохозяйки, не можете построить серьезных отношений с мужчиной – на определенном этапе они обязательно рушатся, все ваши мужья – козлы, конфликт с ребенком-подростком, в самый ответственный момент у вас обязательно что-то приключится, по жизни вы – жертва и т.д. и т.п.

2.Постарайтесь понять, что вам дает такая ситуация. Даже тогда, если то, что с Вами происходит, делает вас несчастной или трагично, в любом случае зачем-то вам это нужно . В психологии есть понятие вторичной выгоды – это невидимая польза определенной, часто негативной ситуации. Эта польза чаще всего не осознается человеком, но именно она и не дает сил разорвать круг. Например, жену постоянно бьет муж, но она от него не уходит – возможно, потому что такие ссоры это единственная возможность достижения близости между ними, а в остальное время супруги холодны друг к другу. Есть и более сложные вещи, например, в компании друзей вы всегда козел отпущения. Но возможно, это единственная роль, которую вы умеете выполнять, а если бы вы в какой-то момент разучились (я говорю именно разучились, потому что по тем или иным причинам вы сами вводите себя в роль козла отпущения, а другие уже пользуются вами созданным образом), то стали бы просто не нужным, затерялись в толпе? Принять, что ты получаешь пользу от чего-то негативного всегда очень сложно, поэтому вот несколько вопросов, которые помогут вам:

  • Что хорошего в том, что это с тобой происходит?
  • Что плохого в том, что это с тобой происходит?
  • Что появилось бы хорошего в твоей жизни, если бы этого не было?
  • Что появилось бы плохого в твоей жизни, если бы этого не было?

3.Если вы определились с предыдущим пунктом, пора подумать, готовы ли вы что-то менять. Для этого просто представьте, что до сегодняшнего дня вы как-то жили в этой жизни, выполняли какие-то социальные роли. И нравится это вам или нет, но вы привыкли к этой жизни, привыкли к тому, что вы так живете и ваши родные, близкие, знакомые, так вы умеете . Стоит ли починка выделки?

4.Даже если предыдущий пункт заставил вас сильно задуматься, попытайтесь сделать следующий шаг – понять, почему так происходит, иными словами, кто, когда и как записал эту страницу в ваш сценарий. Попытайтесь вспомнить, когда впервые замкнулся этот круг, или когда началась эта вереница событий. Когда вы приняли это решение – или кто-то его принял за вас – не быть успешной, счастливой, красивой (или быть неудачницей, жертвой, стервой, вечным ребенком…). В этом вам поможет начало статьи, где расписаны основные источники таких решений. Определившись, постарайтесь понять, что это решение в вашей жизни? Решение «я недостойна счастья» и «я воспитываю так, как это делала моя мама» — разного поля ягоды. Полностью изменить свою жизнь и свой сценарий (особенно если это сценарий родительский – т.е. очень ранний), вам скорее всего не удастся, да и надо ли – ведь это уже ваш способ жизни. А вот откорректировать – всегда можно.

5.Ответьте на вопрос – что лично вы делаете для того, чтобы эта ситуация продолжалась (повторялась). Что бы ни происходило, но это вы позволяете этому происходить. Постарайтесь понять – как? Вы можете действовать или бездействовать, но в любом случае вы делаете какой-то выбор (помните, в начале статьи речь шла о том, что сценарий – это предопределенный выбор, т.е. мы делаем выбор, не делая его, это значит, что разорвать сценарий можно только увидев, что выбор действительно есть и осознанно его сделать).

6.Последний шаг, это понять, что нужно делать или не делать для того, чтобы жизнь пошла по новому кругу, направление которого зададите вы уже сознательно, осознанно. Именно в сознательности по-сути и кроется весь секрет. На самом деле, ваш жизненный сценарий никуда не денется – заложился он-то еще до 21 года. Но разобравшись в нем, Вы возьмете вожжи своей жизни в свои руки, вы сможете ею управлять. Не зря же говорят: «Кто владеет информацией, владеет и миром». Успехов вам на пути овладения собо

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. "Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем (Э. Берн). Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (то есть приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции трансактного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:
1)родительские указания;
2)подходящее личностное развитие;
3)решение в детском возрасте;
4)действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший способ это осмыслить рассмотреть связи и сходство между ними.
1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченном количестве тем.
2. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий. Но для диалога, произнесенного определенным образом, необходимо, чтобы выработалась соответствующая этому диалогу мотивация. Как в театре, так и в реальной жизни реплики произносятся так, чтобы реакция их оправдывала и дальше развивала действие. Если герой заменит текст и состояние "Я", то партнеры будут реагировать иначе. Например, если во время представления Гамлет вдруг начнет читать строки из другой пьесы, тогда Офелия тоже должна будет заменить свой текст, чтобы сделать происходящее осмысленным. Но ведь тогда все представление пойдет иначе.
3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, прежде чем будет готов для драматического представления. В театре существуют чтение, прослушивания, репетиции и прогон перед премьерой. А жизненный сценарий запускается еще в детском возрасте в той примитивной форме, которая называется «протоколом». Здесь уже другие исполнители. Они ограничены в семье кругом родителей, братьев, сестер, а в интернате или детском доме - кругом товарищей и воспитателей. Все они играют свои роли, ибо каждая семья (или детский дом) представляет собой институт, в котором ребенок чаще всего не получает уроков особой гибкости. В период отрочества ребенок встречается с большим количеством людей. Он интуитивно ищет тех партнеров, которые сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль, предполагаемую их сценарием). В это время подросток дорабатывает свой сценарий с учетом своего окружения. Интрига остается той же самой, но действие слегка меняется. В большинстве случаев это нечто вроде пробного представления. Благодаря ряду таких адаптаций сценарий приобретает определенную форму, он уже как бы готов для самой "большой сцены" - финального акта. Если это был так называемый хороший сценарий, то все благополучно заканчивается "прощальным обедом". Если же это был плохой сценарий, то "прощание" может звучать с больничной койки, с порога тюремной камеры или из психиатрической больницы.
4. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть роли хороших людей и злодеев, счастливцев и неудачников. Кого считать хорошим или плохим, кого счастливцем, а кого неудачником, определяется весьма специфично для каждого сценария. Но совершенно ясно, что в каждом из них присутствуют эти четыре типа, объединенные иногда в две роли. Например, в ковбойском сценарии хороший парень почти всегда бывает победителем, а злодей - неудачником. Победитель обычно выживает, а неудачник погибает или наказывается. В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и Принцессами, а неудачников - зовут Лягушками. Задача анализа состоит в превращении Лягушек в Принцов и Принцесс. Чтобы это осуществить, психотерапевт должен выяснить, что представляет в сценарии пациента хороших людей или злодеев. Далее надо выяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться превращению его в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо став бравым неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии, тогда как превратившись в победителя, он должен будет отказаться от сценария частично или полностью и начинать все сначала. Этого люди обычно опасаются.
5. Сцены в жизненном сценарии человека определяются и мотивируются заранее, точно так же, как и театральные. Простейщий пример: ситуация, когда кончается бензин в бензобаке автомобиля. Его владелец всегда определяет это за день-два вперед по показаниям счетчика, он соображает: "Надо заправиться", но... этого не делает. Фактически не бывает, чтобы бензин кончился мгновенно, если в машине все исправно. Однако в сценарии неудачника это почти всегда постепенно надвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходят весь свой жизненный путь, ни разу "не оставшись без бензина". Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. То же может случиться, если "герой" вдруг войдет в сценарий какого-нибудь незнакомца, например хулигана, убийцы, автолихача. Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагичность жизненного пути. Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

Возможны четыре основные жизненные сценария:
1) "Я" - хороший, "Все ОНИ - хорошие, жизнь - хороша" - сценарий "победителя";
2) "Я" - плохой, "ОНИ" - плохи, жизнь - плоха" - сценарий "побежденного", неудачника;
3) "Я" - хороший, но "ОНИ" - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "озлобленного пессимиста";
4) "Я" - плохой, а "ОНИ" - хорошие - сценарий "комплекса неполноценности".
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций.

1. Идеализация действительности 7. Убежденность
2. Крушение надежд 6. Решительность
3. Вызов всему 5. Осознание (неповиновение)
4. Уход от дел

Рис. 6.8. Типы жизненных позиций

Идеализация действительности - это позиция новичка, для нее характерны ожидание, энтузиазм, вера в то, что у них буквально все пойдет хорошо (типична для начального этапа карьеры, при вступлении в брак).

Когда у человека возникает осознание углубляющегося разрыва между преувеличенными ожиданиями и желаниями, с одной стороны, и реальными обстоятельствами - с другой, его начинают посещать чувства беспокойства и тревоги, он начинает задавать себе вопросы: "Что, в конце концов, происходит? Куда я качусь?" - это типичные признаки юозиции "Крушения надежд".

Наступает период, полный тревоги и нерешительности, вызванный растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось. Продолжающееся разрушение надежд (происходящее, кстати, весьма нередко просто из-за ложных страхов и собственной нерешительности) приносит все большее чувство тревоги, раздражения, гнева, желание активного бунта, протеста, суть которого можно выразить примерно в следующих словах: "Думаю, мне придется заставить их тут все поменять, раз никто не решается это сделать". В основе этой позиции неповиновения лежит гнев и вызов.

Существует два уровня проявления позиции неповиновения: скрытое и явное. Ни та, ни другая не является конструктивной, однако скрытое неповиновение оказывается особенно непродуктивным в долгосрочной перспективе. Уход от дел - эта жизненная позиция формируется, когда человек начинает чувствовать, что больше не имеет смысла даже пытаться как-то изменить ход вещей. Часто люди отходят от дел на работе или у себя в семье, физически продолжая якобы принимать участие в деятельности коллектива или семьи. Люди, занявшие такую позицию, как правило, становятся брюзгливыми, мстительными, предпочитают одиночество, начинают испытывать все больший интерес к спиртному, легко раздражаются, с усердием выискивают у окружающих недостатки. Описанная жизненная позиция чревата серьезными последствиями не только для того, кто ее исповедует, но и для окружающих: дело в том, что может стать заразной болезнью, причем помочь в этом случае в силах лишь следующая по порядку жизненная позиция.

Люди занимают жизненную позицию Осознания, когда они видят, что они должны пожелать измениться, когда возникает чувство ответственности и желание изменить что-то в себе. Следует дать себе реальный отчет в том, кто вы есть на самом деле и осознать, что существует весьма реальная возможность того, что дела пойдут совсем плохо, если мы не изменим что-то в самих себе.
Решительность - активная жизненная позиция, вы решились совершить реальные действия в выбранном направлении, в душе возникает бодрящее, освежающее ощущение, снимающее стресс, вы чувствуете прилив сил, энергии. Убежденность - приходит к нам, когда мы перестаем ожидать совершенства от своей работы, своих семейных отношений, от отношений с окружающими и тем не менее хотим, чтобы дела наши шли хорошо. Появляется активное, постоянно действующее желание улучшить сегодняшнее положение дел. Работа становится выполнимой, а человеческие отношения - продуктивными, когда мы сознательно отказываемся от "неба в алмазах", становимся плечом к плечу и вместе идем к поставленным целям.

Последовательность, в которой жизненные позиции объективируются у разных людей, не является раз и навсегда установленной. Однако так или иначе эти жизненные позиции оказывают - совершенно определенное влияние на все, что делает тот или иной человек.
Жизненные позиции и жизненные ценности (то, что наиболее важно и ценно в жизни, что необходимо для удовлетворенности жизнью) у людей различны, от того различна и их жизнь. Чтобы взять контроль над своей жизнью в свои руки, человеку необходимо проанализировать свою жизненную позицию, жизненные цели.

Ответьте сами себе на такие вопросы:

1) Какая позиция характерна именно для меня в настоящий момент (для каждой сферы жизни: на работе, в семье, в неформальном общении)?
2) Какой была моя жизненная позиция в каждой из этих трех сфер на протяжении последних двенадцати месяцев?

Обсудите ответы на эти вопросы с кем-нибудь из тех, кто хорошо вас знает и окажется в состоянии открыто не согласиться с вами. Так вы точнее оцените реальное положение вещей. Затем покажите стрелкой, какую жизненную позицию вы хотели бы занять в будущем.

Моя жизненная позиция

1) на работе
2) в семье
3) в неформальном общении

1.Идеализация действительности 7.Убежденность

2.Крушение надежд 6.Решительность

3.Вызов всему 5.Осознание

4. Уход от дел

Проанализируйте расхождения между прежними ожиданиями, сегодняшней реальностью и надеждами на будущее:

1.Перечислите все ваши прежние ожидания (все, на что вы надеялись прежде).
2.Оцените ваше настоящее положение.
3.Укажите по пунктам, чего вы ждете (чего бы вам хотелось) от будущего.
4.Определите для себя, какие изменения вы можете произвести в ваших надеждах на будущее, в вашей нынешней ситуации, а также в вашем будущем. Особо отметьте те из них, которые вам действительно посильны.
5.Обсудите эти предполагаемые изменения с вашим хорошим другом.
6.Отсчитайте в своем деловом календаре 30 дней и распишите по дням, какие цели вы перед собой ставите:
а)напишите себе напротив завтрашнего числа: "Работать с полной отдачей сил";
б)напишите себе напротив послезавтрашнего числа "Беззаветно верить в достижимость поставленной цели";
в) напишите себе напротив следующего числа "Моментально определять необходимые компоненты успеха";
г)напишите себе напротив четвертого дня: "Действовать решительно и творчески";
д)напишите эти же слова в том порядке, в каком вам самим это покажется наиболее разумным, напротив всех остальных дней этого месяца.
7.Реализуйте намеченное. Если вам требуются, как вам кажется, еще дополнительные силы и ресурсы для выполнения намеченного, обратитесь к психологу, он может вам помочь мобилизовать сознательные и бессознательные ресурсы вашей психики (в психологии разработаны для этого специальные приемы).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари