Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Итальянская поэзия. Петрарка, франческо Франческа петрарка

Среди произведений Петрарки - трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках: "Канцоньере" ("Книга песен", Canzoniere, 1327-1374; состоит из 2 частей, "На жизнь мадонны Лауры" и "На смерть мадонны Лауры", содержащих 366 стихов на итальянском языке: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала; в последней редакции 1373 сборник озаглавлен Rerum vulgarium fragmenta - "Отрывки на народном языке"), "Африка" (Africa, 1339-1342; эпическая поэма на латинском языке о 2-й Пунической войне), "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру" ("De coutemptu mundi" или "De secreto conflictu curarum suarum", 1342 - 1343; автобиография в виде диалога Петрарки с Блаженным Августином - философский трактат на латинском языке), "Триумф Любви" (Triumphus Cupidinis, 1342 - 1343; дидактическая поэма), "Триумф Целомудрия" (Triumphus Pudicitie, 1342 - 1343; дидактическая поэма), "Буколики" (Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum, 1346-1357; пастушеские эклоги аллегорического содержания), "Об уединенной жизни" (De vita solitaria, 1346; трактат), "О монашеском досуге" (De otio religioso, 1347; трактат), "Триумф Смерти" (Triumphus Mortis, 1350; поэма), "Триумф Славы" (Triumphus Fame, 1350; поэма), "Инвективы против врачей" (Invectiva contro medicum, 1351 - 1353), "О средствах против всякой фортуны" (De remediis ultriusque fortunae, 1353 - 1354; более 250 диалогов), "Старческие письма" (Seniles, 1361 - 1374; 125 писем, разбитых на 17 книг), "Триумфы" (1373; в окончательной редакции вошло шесть последовательных "триумфов": Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности), "Письмо к потомкам" (Epistola ad posteros, 1374; неоконченная автобиография в форме письма к потомству); трактаты, касающиеся этических вопросов: "De remediis utriusque fortunae", "De vita solitaria", "De otio religioso", "De vera sapientia"; "Письма без адреса" (Epistolae sine titulo); "De rebus memorandis libri IV" (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по рубрикам); "Vitae virorum illustrium" (биографии знаменитых римлян); письма ("Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV", "Epistolae seniles libri XVII"); "Путь в Сирию" (Itinerarium syriacum, путеводитель в Святую Землю), "Филология" (Filologia, комедия утрачена) (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.
Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.
В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.
Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций.
В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере (Canzoniere).
К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.
Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе.
Годы 1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine).
В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер, Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг, М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке.

    Петрарка - Франческо (Francesco Petrarca, 1304 1374) знаменитый итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов (см.). Сын флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленника Данте (см.). Р. в Ареццо. Изучал право в Монпелье и… … Литературная энциклопедия

    Петрарка - (Франческо Petrarco, 1304 74) знамен, итал. поэт игуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийскийнотариус Петракко ди Parenzo: изгнанный из Флоренции одновременно сДанте, за принадлежность к партии белых (гибеллинов).… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Петрарка

    Петрарка Ф. - Из Cycle of Famous Men and Women. c.1450. Detached fresco. 247 x 153 cm. Galleria degli Uffizi, Флоренция, Италия. Художник: Andrea di Bartolo di Bargilla (c. 1423 1457) Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304 1374) итальянский поэт,… … Википедия

    ПЕТРАРКА - (Petrarca), Франческо (1304–74) – итал. поэт и философ моралист, родоначальник итал. и европ. гуманизма. В произведении О моем собственном невежестве... (De sui ipsius et multorum aliorum ignorantia , 1367–68, опубл. 1492) и др. П. критиковал… … Философская энциклопедия

    Петрарка - (Petrarca) Франческо (20.7.1304, Ареццо, 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 в Болонье. В 1326 принял духовное звание,… … Большая советская энциклопедия

    Петрарка - Франческо (Petrarco, 1304 1374) знаменитый итальянский поэт и гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Parenzo, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии белых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ПЕТРАРКА - (Франческо П. (1304 1374) итал. поэт) Все двери заперты, и отданы ключи Тюремщиком твоей безжалостной царице. Петрарка Эпгрф. АБ901 (I,146); НАДПИСЬ НА КНИГЕ СОНЕТОВ ПЕТРАРКИ Загл. П914 (I,505); В дни ангела, гостей и сьест Склонясь н … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    ПЕТРАРКА - (Petrarca), Франческо (20.VII.1304 19.VII.1374) итал. гуманист и поэт. Изучал право в Монпелье и Болонье. В 1326 36 жил преим. в Авиньоне, где принял духовное звание (1326), затем во мн. городах Италии. Путешествовал по Европе (1332 33).… … Советская историческая энциклопедия

    Петрарка - Франческо (1304 1374), итал. поэт лирик, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Величайшее произведение П. Канцоны посвящено воспеванию любви к девятилетней девочке Лауре, к рую он впервые встретил в 1327 г. (

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.

Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» - вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта. Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.

В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право. Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.

Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство. Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна - приятель еще со времен учебы в университете).

В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.

Творчество

Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.


Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.

Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.


Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие - любовь, смерть - целомудрие, слава - смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.

Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.

Книги на латинском

К значимым произведениям Франческо, написанным на латинском языке, относятся следующие книги:

  • Автобиография «Epistola ad posteros» в формате письма к будущим поколениям. В этом творении Петрарка излагает историю своей жизни с внешней стороны (рассказывает о ключевых событиях, произошедших на его жизненном пути).
  • Автобиография «De contempu mundi», что переводится как «О презрении к миру». Это произведение автор написал в формате диалога с блаженным Августином. Вторая автобиография поэта рассказывает не столько о внешних проявлениях истории его жизни, сколько о его внутреннем развитии, борьбе между личными желаниями и аскетической моралью, и так далее. Диалог с Августином превращается в своеобразный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, в котором побеждает все-таки гуманизм.

  • Инвективы (гневные обличительные речи) по отношению к представителям культурной, политической, религиозной сфер. Петрарка был одним и первых творческих деятелей, способных смотреть на высказывания, учения и убеждения современности с критической точки зрения. Так, широко известна его инвектива против врача, который считал науку важнее красноречия и поэзии. Также Франческо высказывался против ряда французских прелатов (представителей высшего католического духовенства), против аверроистов (последователей популярного философского учения XIII века), римских ученых прошлых лет, и так далее.
  • «Письма без адреса» - произведения, в которых автор смело критикует развратные нравы Рима XIV века. Петрарка на протяжении жизни был глубоко верующим католиком, но он не испытывал благоговения перед высшими духовными санами, чье поведение считал неприемлемым, и не стеснялся открыто их критиковать. «Письма без адреса» адресованы то придуманным персонажам, то реальным людям. Идеи написания произведений в таком формате Франческо позаимствовал в Цицерона и Сенеки.
  • «Африка» - эпическая поэма, посвященная подвигам Сципиона. В ней также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Петрарки была Лаура, личность которой до сих пор доподлинно не установлена. После встречи с этой девушкой поэт на протяжении трех лет, проведенных в Авиньоне, надеялся поймать ее случайный взгляд в церкви. В 1330 году поэт переехал в Ломбе, а через семь лет купил имение в Воклюзе, чтобы жить неподалеку от Лауры. Приняв духовный сан, Петрарка не имел права жениться, однако не чурался плотскими связями с другими женщинами. История гласит, что у Петрарки было два внебрачных ребенка.

Сама Лаура, по видимости, была замужней женщиной, верной супругой и матерью одиннадцати детей. В последний раз поэт увидел возлюбленную 27 сентября 1347 года, а в 1348 году женщина умерла.


Точная причина смерти неизвестна, но историки считают, что это могла быть чума, из-за которой в 1348 году полегла значительная часть населения Авиньона. Кроме того, Лаура могла умереть из-за истощения, обусловленного частыми родами, и туберкулеза. Неизвестно, говорил ли Петрарка о чувствах, и знала ли Лаура о его существовании.

Поэты отмечают, что в том случае, если бы Лаура стала законной супругой Франческо, он вряд ли бы написал столько проникновенных сонетов в ее честь. К примеру, об этом говорили Байрон, а также советский поэт Игорь Губерман. По их мнению, именно удаленность возлюбленной, невозможность быть с нею позволили Петрарке написать произведения, оказавшие огромное влияние на всю мировую литературу.

Смерть

Еще при жизни Петрарки его литературные произведения были оценены публикой по достоинству, и в результате он получил приглашения на коронацию лавровым венком из Неаполя, Парижа и Рима (практически одновременно). Поэт выбрал Рим, где был венчан лавровым венком на Капитолии в Пасху 1341 года. Вплоть до 1353 года он жил в своем имении в Воклюзе, периодически покидая его для путешествий или проповеднических миссий.

Навсегда покинув это место в начале 1350-ых годов, Франческо решил поселиться в Милане, хотя ему предлагали работу на кафедре во Флоренции. Обосновавшись при дворе Висконти, он занялся исполнением дипломатических миссий.


Впоследствии поэт хотел вернуться в родной Авиньон, но напряженные отношения с авторитетными итальянскими семьями помешали ему это сделать. В результате он переехал в Венецию и поселился неподалеку от семейства своей незаконнорожденной дочери.

Но и здесь Петрарка не задержался надолго: он регулярно путешествовал по различным итальянским городам, а в последние месяцы своей жизни оказался в небольшой деревне Арква. Там поэт скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, когда до 70-летнего юбилея ему оставалось дожить всего один день. История гласит, что Франческо ушел в мир иной за столом, сидя над работой по жизнеописанию с пером в руке. Его похоронили на местном кладбище.

Библиография

  • Книга песен
  • Триумфы
  • О презрении к миру
  • Книга о знаменитых мужах
  • Письмо к потомкам
  • Письма без адреса
  • Буколические песни
  • Покаянные псалмы

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт эпохи Проторенессанса.

Детство и юность

Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.

Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом. По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам. Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.

Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль. Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.

В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Литературные труды

Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг. Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам. Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.

Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой. Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.

Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.

Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы. С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы. А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.

Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:

  • эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
  • книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
  • книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
  • трактат «О достопамятных событиях»;
  • «Покаянные псалмы»;
  • поэма «Триумф любви»;
  • поэма «Триумф целомудрия»;
  • сборник стихов «Без адреса»;
  • «Буколические песни»;
  • прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».

После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».

Последние годы жизни и смерть

Франческо мечтал возродить величие Древнего Рима. Он увлёкся авантюрной политикой Кола ди Риенци и стал вести проповеди о восстановлении Римской Республики. Тем самым испортил свои отношения с кардиналом Колонна и покинул Францию.

Поэт совершил длительное (почти четырёхлетнее) путешествие по Италии, за время которого завёл множество знакомств. Среди его новых друзей был итальянский лирик и писатель Джованни Боккаччо.

Петрарке предложили кафедру во Флоренции, но он отказался. Франческо поселился при дворе аристократического рода Висконти в Милане. Он выполнил несколько дипломатических миссий, а в 1361 году уехал из Милана. Поэт хотел переселиться в Авиньон или в Прагу, однако эти попытки оказались неудачными, и он остановился в Венеции у своей незаконнорождённой дочери.

Несмотря на безумную платоническую любовь, у Петрарки было много страстных физических связей с женщинами. Некоторые из них имели от поэта внебрачных детей. В 1337 году родился его сын Джованни, а в 1343 году – любимица дочь Франческа. Она ухаживала за отцом до самой смерти.

Последние годы поэта прошли в небольшом итальянском городке Падуя. Ему покровительствовал местный правитель Франческо да Каррара. У Петрарки был собственный дом, где он спокойно жил с любимой дочерью, зятем и внуками. Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки.
Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день. Его обнаружили утром, мёртвый он сидел за своим рабочим столом с пером в руке. Наверное, истинные поэты умирают именно так: выводя на бумаге свои последние строки потомкам.

В честь великого итальянца Петрарки на планете Меркурий назвали кратер, а именем его единственной и несбывшейся мечты – Лаура – был назван астероид, который в 1901 году открыл немецкий астроном Макс Вольф.

Здесь, во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание, и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз. Петрарка также известен первым, официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшемся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него посещали вершину Жан Буридан и древние жители этой местности. Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337–1353).

Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци, что испортило его отношение с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344–1345 и 1347–1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо) Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого Петрарка посетил по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362–67), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию («Canzoniere») и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения. Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет, разбив сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый «Canzoniere») на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта - Триумфы («Trionfi»), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству («Epistola ad posteros») излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином - «О презрении к миру» («De contemptu mundi»» или «De secreto conflictu curarum suarum», 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата («De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria» («Об уединённой жизни»), «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia»). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки. Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство. Особенно - в «Письмах без адреса» («Epistolae sine titulo»), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы - этого «нового Вавилона».

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам - своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания. Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения - инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия («Contra medicum quendam invectivarum libri IV»), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V («Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки («Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum») и полемический трактат против авероистов («De sui ipsius et multorum ignorantia»). Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях - «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» («О знаменитых мужах») - биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки («Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII»), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные - публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).

Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины («Itinerarium Syriacum») и латинская поэзия - эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории («Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum»), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854–1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863–1867). Полное издание биографий знамен. людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки - Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae».

По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки, законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В ее работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе В. Росси (первый президент) и Дж. Джентиле. Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo).

Афоризмы

Подобно тому, как тень не может родиться и держаться сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной.
***
Похвала полезна умному, вредна глупому.
***
Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренно и вполне, - такое желание не может оказаться безуспешным.
***
В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.
***
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
***
Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения.
***
Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами.
Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем.
***
Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу.
***
Можно и прекрасное любить постыдно.
***
Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое.
***
Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит.
***
Слава никогда не помогает мертвым. Живым она много раз была гибельна.
***
Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.
У кого много пороков, у того много и повелителей.
***
Унижать других гораздо худший вид гордыни, чем превозносить себя не по заслугам.
***
Чем больше скупость, тем больше жестокость.
***
Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека и что может в большей степени уподобить его Господу, как не служение людям по мере своих сил? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека.
***
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.

Список произведений

* «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
* «Trionfi» («Триумфы»)
* Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
* трактаты:
* «De remediis utriusque fortunae», 1360–1366
* «De vita solitaria», ок. 1346–1356
* «De otio religioso», 1346–1356
* «De vera sapientia»
* инвективы:
* «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
* «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
* «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
* «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
* «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
* «De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
* «Itinerarium ad sepulcrum Domini»
* Письма (Послания):
* «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325–1361.
* «Epistolae seniles», 125 письма, 1361–1374
* «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
* «Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342–1358
* «Variae» (Extravagantes), 65 писем
* «Epistole metricae», 1333–1361, 66 писем
* «Itinerarium Syriacum»
* Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346–1357, 12 стихотворений
* эпическая поэма «Африка», 1339–1342
* De gestis Cesaris
* Contra quendam magni status hominem
* Collatio laureationis
* «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
* Collatio coram Johanne rege
* Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
* Arringhe
* Orationes
* Testamentum
В честь Петрарки назван кратер на Меркурии. Нумерация страниц большой книги (сочинения итальянского поэта Петрарки) дана впервые индийскими цифрами в 1471 году.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари