Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интегрированное инклюзивное образование генезис и проблемы внедрения. Инклюзивное и интегрированное обучение

Место Россия, Чебоксары
Email [email protected]

Уважаемые коллеги!

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

организует

Всероссийскую научно-практическую конференцию

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ГЕНЕЗИС, ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

К участию в конференции приглашаются научные работники, преподаватели вузов, докторанты, руководители и педагоги образовательных учреждений, реабилитационных центров, а также молодые ученые: аспиранты, магистранты и студенты.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ:

1. Теоретические основы инклюзивного образования.

2. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.

3. Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию.

4. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.

5. Проблемы создания доступной образовательной среды детям с особыми потребностями в развитии.

6. Роль родителей в инклюзивном образовании детей.

7. Современные задачи, содержание и формы работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

8. Совершенствование педагогической подготовки студентов в контексте инклюзивного образования.

9. Применение ИКТ в инклюзивном образовании.

10. Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

11. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном пространстве.

12. Инклюзия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

13. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

15. Особенности межличностного взаимодействия в инклюзивном процессе.


Оставить заявку на участие

Поля, отмеченные * обязательны.

Необходимо исправить следующие ошибки:

  • dummy

Мы разные, но мы вместе» - так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования.

На сегодняшний день в России более 13 миллионов инвалидов, из них - 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных школах. Термин «инклюзивное образование» пришел к нам из Европы, в переводе с французского он означает «включающий в себя». Основная идея включения - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах, то есть это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду с той помощью, которая ему необходима.

Европейские страны уже давно работают по программам социализации детей инвалидов. Для России инклюзивное образование достаточно новое явление. В России ведется активная работа по реализации государственной программы «доступная среда», согласно этой программе школу оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми. Отдельной задачей стоит подготовка педагогов к психологическому принятию такого ребенка в свой класс, и квалифицированная переподготовка его для работы с «особенными» детьми. Не каждый учитель общеобразовательной школы сможет принять ребенка с умственной отсталостью в свой класс, по одной такой простой причине, что он не умеет работать с таким ребенком. В свою очередь массовые школы не готовы принять детей с разными тяжелыми нарушениями, ведь каждому такому ребенку должны быть созданы специальные необходимые условия для его обучения в этой школе, а каждый педагог должен обеспечить индивидуальный коррекционный подход для работы с ним. Если учитель не сможет организовать условия для образования ребенка с особыми потребностями вместе со всеми детьми в классе, то этот ребенок не получит образовательного результата, поэтому учителей необходимо подготавливать для работы с такими детьми.

Хороший педагог не только обеспечивает программу и работает с детьми, но и видит их особенности, находит индивидуальный подход к каждому ребенку, имеет в своем багаже разные варианты подходов к детям, разные способы подачи материалов, разные формы проверки знаний у детей. Система инклюзивного образования подразумевает специально подготовленных педагогов, разработку адаптивных программ в соответствии со стандартом государственного образования, работу с родителями, создание безбарьерной среды.

В Российской практике на сегодняшний день считается, что наиболее эффективно и возможно это тьюторское сопровождение ребенка. Тьютор - это специалист, который помогает ребенку с особенностями развития адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Тьютор это новая специальность в отечественном образовании, понятие тьюторства пришло к нам из Великобритании. Тьютор находятся рядом с ребенком в течении всего учебного дня, сидит с ним за одной партой, способствует включению ребенка в учебный процесс помогая ребенку раскрыться и освоить учебный материал, отводит ребенка на обед, занимается физической культурой и т.д. Тьютор не вмешивается в работу ребенка, а только направляет его если нужно. Кроме того, он помогает выстраивать отношения школьника с другими детьми, что немаловажно. На практике чаще всего тьюторами работают специальные педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, родители ребенка с особенностями развития. Учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов, в России пока нет, но существуют ресурсные центры инклюзивного образования, где проводятся курсы повышения квалификации, а так же, специальные курсы по тьюторскому сопровождению.

Говоря об инклюзии нельзя исключать необходимость существования и коррекционных школ, ведь в России существует значительный опыт специализированных школ, а их всего восемь видов, каждый вид отвечает за какую-то конкретную особенность развития детей с нарушениями. Для каждого ребенка должна быть подобрана та среда, в которой он максимально мог бы развиваться. Нельзя взять любого ребенка и поместить его в любое общеобразовательное учреждение, ведь это может создать большие проблемы, как для самого ребенка, так и для этой среды, соответственно, тот класс и то учреждение, в которое пойдет этот ребенок, должны ему подходить.

Детям с синдромом Дауна (мозаичная форма), с синдромом Аспергера (легкой степени) так же как и детям с задержкой психического развития рекомендуется обучаться в массовых общеобразовательных школах, они гораздо лучше развиваются и адаптируются в условиях массовых школ, что нельзя сказать о детях со сложной структурой дефекта.

Дети с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в специализированном коррекционном подходе в специальных реабилитационных учреждениях, которые помогли бы им адаптироваться. Если ребенку ставить задачи не доступные ему он не будет развиваться, не дотягиваясь до поставленной цели. Нельзя не учитывать и тот факт, что число размещенных детей в одном классе коррекционной школы не должно превышать 12 человек, в то время как в инклюзивной школе 25 учеников в классе, а сейчас и того больше. Учитель просто физически не сможет уделять больше времени и внимания ученикам со сложными дефектами, поэтому в Российской системе должно сочетаться и инклюзивное и коррекционное образование. В действующем законе Российской Федерации «Об образовании» есть пункт, в котором говорится, по заключению ПМПК только с согласием родителей допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), то есть у родителей есть выбор отдать своего ребенка в коррекционную школу или в инклюзивную.

Специальное образование должно принести в обычную массовую школу свои методы, приемы, способы работы с такими детьми, общее образование в свою очередь, должно включить этих детей, принять, обеспечить все необходимые условия для того чтобы дети были не просто вместе, а могли получать образование, быть успешными в результатах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, при этом они могут и не иметь инвалидности. Создавая комфортные условия для «особенных» детей, нельзя забывать о создании таких же комфортных условий и для «обычных» детей. Необходимо психологически подготовить каждого ребенка к тому, что они будут учиться в одном классе с «особыми» детьми, к тому, что они должны будут помогать таким детям, и быть терпимее по отношению к ним. Общество необходимо готовить к социальной инклюзии. Нужно создать систему пропаганды ценностного отношения к гражданам Российской Федерации, создать безбарьерную систему, чтобы ребенок с церебральным параличом мог въехать в обычную школу (если у него сохранный интеллект что позволяет ему учиться в инклюзивной школе), создать образовательные стандарты, которые были бы выстроены по каждому конкретному уровню развития ребенка. С раннего возраста необходимо проводить диагностирование детей, для того чтобы выбрать правильный образовательный маршрут.

Опыт западных стран показал, что дети, которые с раннего детства росли вместе с детьми не совсем похожими на них, через какое-то время перестают относиться к ним как к чему-то необычному, по сравнению с теми детьми, которым не приходилось раньше сталкиваться. Дети в инклюзивных школах заметно отличаются добротой, отзывчивостью, заботой о друге, терпимостью к «особенным» детям, в свою очередь дети с ОВЗ чувствуют себя такими же, как и здоровые, помогают друг другу, вместе развиваются.

Идея безбарьерной среды очень важна, это идея включающего общества, которое не вытесняет людей не похожих на большинство других, а наоборот, старается изменить жизненные условия людей и социальные правила так, чтобы люди имели право на отличие и жили вместе. Это психологический момент образования, который требует, прежде всего, психологического принятия другого человека, ведь каждый десятый ребенок в России в той или иной мере имеет «особенности развития». Говоря об инклюзивном образовании, очень важно понимать, каких целей мы хотим добиться в результате того, что мы дадим ребенку аттестат. Мы хотим, чтобы он овладел знаниями, или мы хотим, чтобы он умел жить с другими детьми. Тут инклюзия выполняет обе задачи. Говоря о социализации таких детей, мы имеем в виду способность ребенка быть полезным, как себе, так и обществу, заниматься тем делом, которым ему интересно, а главное - быть самостоятельным.

Цель инклюзивного образования в социализации и адаптации детей с особенностями развития в обществе, в подготовке их к поступлению в ВУЗ, к получению профессии и работы в этом обществе, а главное жить вместе со всеми и быть независимым. Задачей иклюзивного образования, как и социальной инклюзии, является разработка новых образовательных стандартов, которые были бы адаптированы под разные нарушения развития. Школы должны быть оснащены необходимым оборудованием и приспособлениями (лифт, пандусы, специальные книги для слабовидящих детей, наушники и звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих детей и т.д.), педагоги должны пройти квалифицированную переподготовку для работы с такими детьми. Необходимо развить систему диагностики, которая направляла бы ребенка именно в те учреждения, которые им подходят, развить систему тьюторства.

Важный момент инклюзивного образования это доступность. В законе об инклюзивном образовании есть пункт, который дает право ребенку с ограниченными возможностями здоровья пойти в школу по месту жительства. Это принцип территориальной доступности, когда родителям уже не придется возить своего ребенка в школу, преодолевая огромные расстояния, затрачивая много сил и времени на дорогу. Конечно же, мы понимаем, что стоимость инклюзивного процесса велика, и России придется вложить много денег для того чтобы инклюзивное образование развивалось, но зарубежные эксперты учат нас смотреть дальше, видеть будущее этих людей и говорить про то, что они будут жить, смогут быть полезными своему обществу и самому себе, и качество этой жизни и есть цель инклюзивного образования.

Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном и психологическом развитии . Инклюзивное образование представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями: - посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи; - находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста; - имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели; - обеспечиваются необходимой поддержкой. Одной из задач инклюзивного образования является создание психологически комфортной образовательной среды в процессе педагогического общения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Комфортное состояние рассматривается как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей

Для реализации субъект-субъектных отношений в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть в педагогическом коллективе формируется модель «идеального педагога», которая содержит такие характеристики учителя, как: - профессиональное мастерство в преподавании; - общая информированность; - психическое и физическое здоровье; - креативность и направленность на нововведения; - гибкость в мышлении и поведении; - авторитетность и личностная успешность; - стремление к самореализации; - коммуникабельность; - знание индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей учащихся; - внимательность и рефлексивность; - чуткость и тактичность; - требовательность в сочетании со справедливостью; - альтруизм и эстетичность; - стрессоустойчивость; - чувство юмора и меры; - трудолюбие и результативность.

Несмотря на большой перечень профессиональных качеств учителя, одним из самых важных профессиональных качеств является его стрессоустойчивость . Фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально- психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. Толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми. А также - из готовности выстраивать свой собственный мир настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для взаимодействия с другими. Формирование готовности педагога к инклюзивной педагогической практике включает в себя такие личностные характеристики, как: Секция 3 Особенности подготовки будущих педагогов для реализации инклюзивного образования 12 - осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; - способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития; - организации педагогической деятельности в условиях сотрудничества; - умение свободно ориентироваться в системе приемов и способов педагогической деятельности . Критериями готовности педагога к инклюзивной педагогической практике могут служить: - осознание необходимости инновационной деятельности; - уверенность в том, что принятое к внедрению новшество даст позитивный результат; - согласованность личных целей с инновационной деятельностью; - готовность к преодолению неудач; - технологическая оснащенность; - позитивная оценка своего предыдущего опыта в сфере инклюзивной деятельности; - способность к профессиональной рефлексии; - вооруженность необходимыми знаниями, умениями, навыками; - гибкость мышления и поведения в зависимости от ситуации; - склонность к творчеству и предвосхищение искомого педагогического результата еще на стадии выбора стратегии воздействия . Таким образом, развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Оптимальный процесс формирования психологической готовности педагога к интеграции детей может быть построен на основе включения в учебный план программы, которая способствовала бы повышению интереса педагогов к инклюзивной практике, формированию у них навыков самостоятельного приобретения знаний и применения их при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Формированию толерантности, положительного отношения, эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья, снятию психологического напряжения и формированию положительной мотивации к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.

Участниками образовательного пространства являются: дети; родители; педагоги; специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники доп. образования). Родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Обучение и социализация детей в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.

Главные преимущества инклюзивного образования:

  1. Понимание обществом проблем инвалидности;
  2. Уверенность в себе;
  3. Общение со сверстниками;
  4. Полноценное образование;
  5. Адаптация и интеграция в общество;
  6. Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.

Сравним «обычное» образование и специальное образование.

«Обычное» образование - "Обычный" ребенок (круглые колышки для круглых отверстий); Обычные педагоги; Обычные школы.

Специальное образование - Особый ребенок (квадратные колышки для квадратных отверстий); Специальные педагоги; Специальные школы.

Интегрированное образование.

Ребенку необходимо адаптироваться к требованием системы (превращение квадратных колышков в круглые).

Система остается неизменной (Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым).

Инклюзивное образование .

Все дети разные, все дети могут учиться. Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол. Здесь происходит адаптация системы к потребностям ребенка.

Равные возможности для каждого!

Эффективность этого взаимодействия во многом зависит от скоординированности и целенаправленности усилий всех звеньев данной системы, а также от согласованности действий специалистов разного профиля, смежных министерств: здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки.

Статья посвящена проблеме готовности педагогов общеобразовательных школ к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы как одного из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса. Здесь представлены данные, иллюстрирующие основные параметры профессиональной и психологической готовности учителей к включению «особого» ребенка в общеобразовательный процесс. Описываются профессиональные трудности педагога массовой школы, связанные с дефицитом знаний о специфике развития детей с особыми образовательными потребностями, методы и технологии работы с ними, а также психологические трудности их эмоционального принятия. Особое внимание авторы уделяют вопросам развития системы комплексной поддержки педагогов общего образования, вступающих в инклюзивный процесс, со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии. В статье поднимается вопрос о необходимости разработки комплекса программ для динамической оценки параметров процесса инклюзии в общеобразовательных учреждениях, одним из которых, по мнению авторов, следует рассматривать готовность учителя к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92. Скопировать

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное (включающее) образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для любого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями .

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) задача инклюзивной школы – пострить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность .

Литература

  1. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.
  2. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
  3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р . Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов, 2006.
  4. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р . Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов, 2002.
  5. Щербакова А. М., Шеманов А. Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психо- логическая наука и образование. 2010. № 2.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. http://mon. gov.ru/pro/fgos/noo/pr_fgos_2009_of_1n_01.pdf
  7. Ясвин В. А . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
  8. Lipsky D. К ., Gartner A. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform // W. Stainback and S. Stainback (Eds). Controversial issues confronting special education: Divergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1991.

Инновационные технологии в инклюзивном образовании

Т.В. Гребенникова

ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» г. Курск

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Следовательно, в образовательном пространстве должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной коррекционной и психологической помощи детям с ОВЗ, интегрированным в ОУ (Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1).

В настоящее время в российской системе образования (авторы концепции Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко - ИКП РАО) выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе:

  1. Комбинированная интеграция (по виду образовательная).
  2. Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная).
  3. Временная интеграция (по виду социальная).
  4. Смешанная интеграция (по виду образовательная).

Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает ОУ наравне со сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т.д.).

К сожалению, частичная или полная реализация любой из перечисленных выше форм интеграции может повлечь за собой следующие проблемы и риски:

  1. Административная и профессиональная неготовность к принятию инклюзивных практик.
  2. Отсутствие вариативности образовательных стандартов.
  3. Недостаточность механизмов реализации инклюзивной практики.
  4. Недостаточность методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и соответствующего ему технологического и психолого-педагогического сопровождения.
  5. Трудности взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.

Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом педагогов-дефектологов.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. (Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4).

В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания (Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51-59).

Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода, так как:

  1. в большинстве детских садов создана хорошо подготовленная развивающая среда;
  2. различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;
  3. игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;
  4. дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии;
  5. большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоционально-позитивном контексте.

Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех детских садах, где работают изолированные группы компенсаторного типа (логопедические, для детей с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями) (Зубарева, Т. Г. Организация деятельности ПМПк в учреждении. – С. 19-27).

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование .

Инновационная деятельность направлена на решение следующих задач:

  1. создание условий для получения полноценного образования без территориальных, интеллектуальных ограничений;
  2. создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
  3. корректировка ПМП-сопровождения на основе инклюзивных подходов;
  4. обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребенка;
  5. обеспечение доступа к дополнительному образованию в образовательном учреждении;
  6. создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.

Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

  1. Интерактивные технологии, которые позволяют:
  • наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;
  • незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
  • создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения (Зубарева, Т.Г. Содержание работы учителя-логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения С. 37-40).

2. Дистанционные технологии

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

В то же время необходима реализация системы поддержки всех участников образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью многофункционального интерактивного сенсорного комплекса. С его помощью можно решать такие проблемы, как психофизиологическое развитие, коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, проведение различных комплексов, направленных на реализацию коррекционных и развивающих мероприятий.


Рабчун И. В.

Украина, Киев, Киевский национальный университет имени Т. Шевченка, магистр

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ PDF

Abstract.

The article deals with the essence and peculiarities of inclusive education. It presents the theoretical analysis of the term «inclusion» and «integration» of children with special needs into the inclusive educational. In Ukraine as well as in the most countries of the world the conception of inclusive education is used to people with special needs the number of children which needs special education is growing. Such children need integration into active social life. It is underlined that many state documents concerning the education of children with special needs are adopted. In the article it stressed that the aim of inclusive education is to realize the rights of children with special needs to education, their integration into society. Inclusive education is expected to create educational аіr due to the needs and possibilities of everу child regadless of its peculiarities of mental and physical development, it must realize equal attitude to all people. This is the main aim of the development of national educational system.

Keywords: inclusion, inclusive education, integration, psychological problems of teaching children, adaptation.

References

1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010. С. 104-116.
2. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
3. Міщик Л. Інклюзивна освіта як умова соціалізації дітей-інвалідів у процесі навчання [Електронний ресурс] Л. Міщик. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Znpkhist/2012_5/12mliupn.pdf. – Назва з екрана.
4. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).
5. Основи інклюзивної освіти: навч.-метод. посіб. / А. А. Колупаєва, О. М. Таранченко, І. О. Білозерська та ін.; за заг. ред.А. А. Колупаєвої. – К. : А. С. К., 2012. – 308 с.
6. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 - С. 5-12.
7. Софій Н. З. Концептуальні аспекти інклюзивної освіти/ Інклюзивна школа: особливості організації та управління: навч.-метод. посіб. / кол. авторів: А. А. Колупаєва, Ю. М. Найда, Н. З. Софій та ін. ; за заг. ред. Л. І. Даниленко. – К., 2007. – 128 с

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари