Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Идеи: как обновить старую вагонку. Чем обработать вагонку снаружи дома: выбор пропитки Покраска подготовка вагонки торцов здания

Покраска вагонки – задача несложная. Если иметь полную информацию обо всех деталях выбора и краски и ее нанесения, процесс будет максимально простым.

При покраске наружных деревянных стен нужно учитывать вид отделочного материала. Вагонка, имитация бруса, деревянный сайдинг – это один и тот же материал. Эти отделочные доски отличаются лишь толщиной и профилем. Для всех этих видов облицовки подойдут одни и те же краски, при нанесении которых может быть использована любая приемлемая техника.

Если стена возведена из бруса или оцилиндрованного бревна, требуется другой подход к выбору краски и способу ее нанесения. Об этом нужно знать прежде, чем решать, как и чем покрасить стены деревянного дома.

Не стоит опасаться того, что через 2-3 года понадобится подновить или перекрасить фасад. Если знать все правила и секреты процесса окрашивания, облицовочный слой не потеряет своих свойств и через 10 лет. Многие производители лакокрасочных материалов (ЛКМ) дают гарантию и на более долгий срок.

Важные моменты, о которых нужно знать

Большинство домовладельцев, не знакомых с нюансами выбора и нанесения краски, жалуются на то, что уже на следующий год после окрашивания, фасад теряет свою привлекательность. Отделочный слой начинает шелушиться и растрескиваться. Все эти неприятности можно предотвратить.

Но даже среди специалистов немногие знают о том, что для получения отличного результата нужно изменить сам подход к окрашиванию дерева. Эта работа требует столь же пристального внимания, как и покраска автомобиля. Для получения долговечного облицовочного покрытия нужно выполнить несколько действий:

  • тщательно подготовить дерево;
  • загрунтовать поверхность;
  • нанести столько слоев краски, сколько рекомендует ее производитель.

Рассмотрим каждый из этих процессов максимально подробно.

Как правильно подготовить древесину к окрашиванию

Просушка вагонки

Тщательная подготовка древесины включает несколько этапов. Первый из них – качественная сушка отделочного материала. Если вагонка будет сырой, краска не продержится на ней больше 1-2 лет. Уже на следующий сезон станут заметны ее шелушение и блеклость. Хозяин может решить, что в этом виноваты качество краски или неумелые руки рабочих, но на самом деле причина в неправильной подготовке древесины или игнорирование этого важного этапа.

Перед покраской доска должна быть сухой. Допустимая степень влажности 15-20%. Но не всегда можно добиться таких показателей, особенно для тех фасадов, которые уже облицованы. Мастера рекомендуют использовать такой способ: соорудить над стенами навес, защищающий их от дождя, и демонтировать его через 3-4 недели. За это время дерево потеряет достаточное количество влаги и можно будет приступать к отделочным работам.

Существует мнение, что процесс сушки древесины ускоряет нанесение на нее качественного антисептика глубокого проникновения. К таким относят Neomid 46 Bio.

Проникая в поры, состав замещает собой влагу и процесс ее испарения ускоряется. В этих целях можно использовать любой консервант, с помощью которого защищают дерево на период строительства дом. В среднем, эти составы действуют в течение 6-7 месяцев, после чего самопроизвольно разлагаются на биологически безопасные вещества.

Как проверить степень влажности вагонки

  1. Вырезают кусок полиэтиленовой пленки размером 40/40 см.
  2. С помощью скотча крепят его к вагонке так, чтобы не оставалось зазоров.
  3. Оставляют на 24 часа.
  4. Оценивают степень влажности внутренней стороны полиэтиленовой пленки.

Если поверхность полиэтилена влажная на ощупь, значит, вагонка не высохла. Такую древесину нельзя окрашивать.

Обработка вагонки

Важный момент подготовки к окрашиванию – шлифовка досок. В этой процедуре нуждаются все материалы среднего качества (сорт В и ниже). Зачастую на такой древесине можно заметить «ворсистые» участки, неровности профиля, перепады высот в области сучков. Все перечисленное является проблемными зонами, не устранив которые, невозможно получить качественно окрашенную поверхность.

Проще всего обработать облицовочный материал до того, как он будет уложен на стены. В этом случае можно использовать различные инструменты: фрезер с фрезой соответствующего профиля, УШМ с абразивным диском, рейсмус. Однако использование механического способа обработки не исключает необходимости в ручном труде. Все углубления и выступы профиля придется шлифовать с помощью наждачной бумаги.

Если вагонка уже закреплена на фасаде, для обработки древесины используют нейлоновую абразивную щетку и шлифмашинку. Процесс шлифования не быстрый, но он позволит не задумываться об отделке фасада в течение 8-10 лет.

Грунтование древесины

После того как вагонка обретет ровную и гладкую поверхность, древесину необходимо загрунтовать. Не стоит надолго откладывать этот процесс. Поэтому рекомендуется заранее определиться с видом грунтовки и приобрести ее требуемое количество. В этом деле есть важный момент: не рекомендуется выбирать самый недорогой состав. Он не сможет обеспечить качественной адгезии и в должной мере не защитит древесину от влаги.

Качественная грунтовка зачастую стоит дороже краски. Такая ситуация наблюдается в разных линиях продукции компании «Тикурилла». Грамотный производитель знает о том, что важнейшая часть работ по окрашиванию – грунтование. Именно его качество определяет долговечность лакокрасочного покрытия.

Для внешних работ подойдут следующие виды грунтовок:

  • акриловые;
  • на основе акрила и силикона;
  • на основе эпоксидных смол.

Независимо от химического состава грунтовки, нужно выбирать те продукты, на таре которых указано, что они предназначены для фасадных работ. Еще одно важное свойство, на которое нужно обращать внимание – степень проникновения раствора вглубь древесины. На грунтовке так и должно быть указано: «глубокого проникновения».

Валтти-Похъюсте — Valtti Pohjuste

Не рекомендуется использовать для фасадных работ алкидные составы. Они образуют на поверхности материалов тонкую пленку. Она одновременно и защищает вагонку от вредителей и образования плесени, и препятствует выходу влаги из глубоких слоев древесины. Поэтому лучший выбор – водорастворимые грунты, в состав которых входят акрил и (или) силикон.

При грунтовании и окрашивании фасада особое внимание уделяют южной стороне дома. Она в большей степени подвергается негативному воздействию ультрафиолета. Поэтому с северной стороны дома краска меньше выцветает и реже растрескивается.

Выбор краски для деревянного фасада

Многие домовладельцы совершают одну ошибку: невнимательно читают, или вообще не читают то, что написано на банке с краской. В этой информации содержатся инструкции и рекомендации производителя, соблюдая которые, можно достичь делаемого результата. Но прежде чем до них дойдет дело, нужно определиться с видом краски. После этого можно приступать к ознакомлению с нюансами ее нанесения.

Замечено, что быстрее всего теряют насыщенность цвета масляные краски. Они же быстрее других покрываются трещинами. Причина в составе этих ЛКМ и их вязкости. Последнее свойство обеспечивает высокую укрывную способность, но не гарантирует качество покрытия. Поэтому масляные составы нечасто используют для отделки фасадов.

Оптимальный выбор для наружных работ – быстросохнущие водорастворимые акрилатные краски. Можно обратить внимание на продукцию компании «Тикурилла». У этого производителя широкий ассортимент ЛКМ для фасадных работ. Отличные отзывы о красках «Ультра» и «Пика Техо».

«Пика-Техо» акрилатная краска

Для регионов с нестабильными климатическими условиями, отличающимися перепадами температур и холодными зимами, подойдут фасадные краски на основе силикона. Эти составы успешно выдерживают низкие и высокие температуры, обладают высокой степенью влагостойкости, и в то же время остаются паропроницаемыми. Силиконовая фасадная краска сочетает в себе лучшие свойства акрилатных и силикатных составов, образует прочное равномерное покрытие.

Характеристики фасадных ЛКМ

Вагонку можно окрашивать морилкой, тонирующими пропитками и маслами. В качестве финишного покрытия используют воск или лак.

Способы окрашивания вагонки

Прежде чем выбирать способ окрашивания, нужно узнать о тех правилах выполнения работ, без соблюдения которых не удастся достичь высокого качества отделки поверхностей. Основной момент заключается во времени проведения работ. Вагонку окрашивают не ранее, чем через 3 дня после последнего дождя. За это время древесина сможет полноценно высохнуть.

Температура воздуха должна быть положительной. Рекомендуемые производителями ЛКМ границы – +5°С – +20°С. Важно учесть и время суток. Лучше всего приступать к окрашиванию в 10-11 часов утра. К этому времени вагонка полностью высохнет от утренней росы.

Техники окрашивания вагонки

Проще всего покрасить вагонку до ее монтажа на фасад. В этом случае можно получить равномерный слой, без подтеков. Краску наносят кисточкой, валиком или краскопультом. Поскольку доски достаточно длинные, работу выполняют в просторном помещении или на улице. В любом случае потребуется выполнить небольшую подготовку.

Если решено работать в помещении, нужно предусмотреть возможность качественного проветривания. Пол, мебель и предметы обихода накрывают полиэтиленовой пленкой. Это особенно важно, если планируется использовать краскопульт. Не стоит забывать и о своей защите. В первую очередь понадобятся хлопчатобумажные перчатки. Если краску будут наносить методом напыления, надевают защитные очки.

Окрашивание вагонки малярной кистью

Процесс нанесения краски наиболее прост, если использовать качественную малярную кисть. Лучший выбор – полужесткая щетина, с достаточно мягким и ровным краем. Выбор инструмента зависит и от объема работ. Кисти из синтетической щетины более износостойкие.

Техника окрашивания состоит из нескольких простых действий.

Шаг 1. Открывают емкость с краской и тщательно перемешивают состав с помощью любого удобного приспособления. Можно использовать деревянную рейку достаточной длины.

Шаг 2. Погружают кисть в краску на 1/3 длины щетины.

Шаг 4. Слегка отжимают щетину о край банки.

Шаг 5. Легкими мазками наносят краску на дерево.

Шаг 6. Повторяют процесс до тех пор, пока не окрасят все доски.

Окрашивание вагонки валиком

Выбирают узкий валик, оснащенный шубкой с ворсом средней длины. Понадобится лоток для краски, который иначе называют «малярной ванночкой» или «строительной кюветой».

Шаг 1 . Открывают емкость и перемешивают краску.

Шаг 2. Наливают краску в специальный лоток.

Шаг 3. Погружают валик в краску на ½ высоты ролика.

Шаг 4. Прокатывают валик по рифленой скошенной части кюветы. Тем самым, равномерно распределяют краску по шубке и отжимают излишки. Одного набора краски должно быть достаточно для окрашивания 1-1,5 м 2 вагонки.

шаг 5. Наносят краску, прижимая валик к дереву с равномерным усилием.

Шаг 6. Распределяют краску так, чтобы поверхность была качественно прокрашена, и на ней отсутствовали подтеки.

Шаг 7. Повторяют процесс.

Вагонка обладает достаточно сложным профилем, поэтому ребра досок придется докрашивать кисточкой.

Окрашивание вагонки с помощью краскопульта

Для нанесения краски можно использовать аппарат безвоздушного распыления. Это наиболее удачный способ выполнения отделочных работ при уже смонтированном фасаде. Метод распыления позволяет окрасить все труднодоступные места. Но площади вблизи оконных и дверных проемов нужно дорабатывать с помощью малярной кисти.

Для нанесения краски можно использовать и такие аппараты, как краскораспылители низкого давления. При работе с этими инструментами нужно учесть, что часть капель будет оседать на предметы, расположенные вблизи от рабочего места. Это происходит потому, что выход краски из сопла аппарата веерообразный. Поэтому не все частицы попадают на поверхность фасада.

Работа с краскопультом более удобна, чем с кистью и валиком. Кроме того, процесс окрашивания будет намного более быстрым.

Видео – Как покрасить деревянную стену, чтоб на 10-15 лет хватило?

Какую пропитку выбрать для обработки материала снаружи? Вопрос, который часто задают себе владельцы частных домов. Для начала рассмотрим сам материал.

Как вы видите на фото, вагонка представляет собой деревянные рейки, изготовленные из лиственницы, сосны или кедра с выбранными пазами для качественной стыковки. Прекрасно подходит для внешних отделочных работ. Ее используют для отделки домов, балконов и лоджий. Если вы хотите придать своему жилищу благородный вид, то вагонка безусловный лидер в этом качестве.

И так, что же нам сделать для того чтобы выбранный нами материал долго служил и сохранял свой естественный вид. Современный рынок предлагает множество средств для достижения этой цели. Рассмотрим некоторые виды пропиток для вагонки, ну а чем воспользоваться решать, конечно, вам.

Самодельная пропитка

Наверное, самый простой и дешевый метод обработки вагонки это состав который называется «мыловар». Производится он достаточно просто в домашних условиях. Для его приготовления нам понадобится:

  • 10 литров обычной воды;
  • 10 кусков мыла по 200 грамм;
  • 10 литров обычной олифы;
  • ведро оцинкованное на 12 литров.

Процесс приготовления таков:

  • В воду трем на крупной терке мыло и варим в течении 15 минут, затем даем немного остыть.
  • Подогреваем олифу примерно до температуры тела, и в баке можно пластиковом литров на 30-35 быстро смешиваем обе жидкости до однородной массы.
  • Для лучшего и быстрого перемешивания можно использовать специальные насадки на дрель.
  • Все, состав готов даем остыть градусов до 20, и наносим на обрабатываемую поверхность кисточкой или валиком кому как удобно.

Через некоторое время, можно на следующий день, рекомендуется повторно обработать поверхности этим же слегка подогретым составом. Срок службы такой пропитки примерно 5 лет, но стоит заметить, что за это время вагонка все же темнеет, да и в швах собирается грязь.

Такой вариант имеет право на существование, как говорится на вкус и цвет… далее все же рассмотрим специальные пропитки для обработки вагонки снаружи дома.

Готовые пропитки

Пропитки марки TIKKURILA. Как вы видите на фото, ассортимент у этого производителя пропиток большой есть из чего выбрать. Пропитки эти имеют множество положительных отзывов, отличаются надежностью и долговечностью. В составе практически каждой имеется масла и антисептики. Первый компонент придает пропитке водоотталкивающие свойства, второй предотвращает появление плесени, грибка и гнили.

  1. VALTTI AKVABASE (Валтти Аквабейс) грунтовочный состав, работающий со всеми видами древесины. В составе имеет масла и антисептики. Хорошо подходит для наружной обработки дома, глубоко проникает в слоя древесины, но к сожалению не защищает от солнечных лучей. Обычно эта пропитка наносится кистью как можно обильнее и по возможности сразу после отделки. На видео вы можете подробно посмотреть о способах нанесения пропиток на вагонку.
  2. VALTTI AKVAKOLOR (Валтти Акваколор) глубоко проникает в обрабатываемые поверхности защищает от УФ-лучей. Предотвращает появление гнили, синевы, грибка. Перед ее использованием необходимо обработать поверхность жесткой щеткой или крупной шлифшкуркой. Состав наносится на обрабатываемую поверхность 2-3 раза.
  3. Лазурь TIKKURILA. Проста в использовании, разбавляется водой имеет масляную основу. Обладает хорошими водоотталкивающими свойствами. Наносить лучше в два слоя.

Пропитки марки СЕНЕЖ. Весьма популярны на строительном рынке. Фирма производитель российская «СЕНЕЖ — препараты», специализируется на производстве пропиток защищающих деревянные поверхности от влаги, гнили, ультрафиолетовых лучей, грибка. Рассмотрим наиболее распространенные виды пропиток этой марки.

  1. «Аквадекор». Декоративная пропитка антисептик для дерева. В своей палитре содержит 16 оттенков. Экологически чистый продукт, не имеющий запаха, защищает обрабатываемую поверхность от плесени и насекомых, ультрафиолетовых лучей и влаги.
  2. «Сенеж Ультра». Представитель класса экономичных антисептиков для внешней обработки древесины. Является трудновымываемой пропиткой.
  3. «Сенеж Био». Относится к группе консервирующих антисептиков. Активно используется в местах с высокой влажностью, с постоянным контактом с влажными почвами и органическими отходами.

Пропитки марки Pinotex (Пинотекс). Компания Пинотекс более 50 лет на рынке лакокрасочных товаров. Является одной из самых популярных используемых марок. Главным преимуществом является способность предотвращать выцветание древесины и тем самым на долгие годы сохранять его естественный внешний вид. Все пропитки Пинотекс используются в связке.

  1. Pinotex Base (Пинотекс Бэйс);
  2. Pinotex Classic (Пинотекс Классик);
  3. Pinotex Ultra (Пинотекс Ультра);
  4. Pinotex Natural (Пинотекс Нэчурал);
  5. Pinotex Doors & Windows (Пинотекс Дурс и Виндовс).

Все пропитки Пинотекс обладают примерно одинаковыми свойствами, перечисленные нами предназначены специально для внешней отделки домов. Они защищают деревянные поверхности от гниения, влаги, синевы, грибков, от пагубных ультрафиолетовых лучей и старения.

Итак, мы рассмотрели самые популярные пропитки для вагонки, ну а чем пользоваться решать, конечно, вам.

4942 0 0

Покраска вагонки - завершающий процесс отделки. От качества работы и правильно выбранного материала зависит декоративность и долговечность покрытия. Давайте посмотрим, как это правильно делать.

Чем покрасить вагонку?

Дерево нуждается в покрытии. Ассортимент лакокрасочных средств огромен, поэтому выбор материала для вагонки зависит от конкретных целей:

  • защита от грибков/плесени;
  • придание влагостойкости;
  • декоративность;
  • сохранение текстуры и пр.

Вагонку можно покрасить разными средствами. Все они делятся на две группы.

Функциональные составы

Обеспечивают сохранность древесины, продлевают срок службы. Придают ей нужные качества, повышают эксплуатационные функции:

  • Антипирены - защитные составы, снижающие горючесть материала. Относятся к обязательным покрытиям. Могут быть универсальными (с биозащитой) и давать оттенок.
  • Антисептики, биопирены, бактерицидные составы - часто называются пропиткой, так как проникают в глубину древесины. Защищают от агрессивных сред, УФ-лучей, блокируют развитие гнили/плесени. Делятся на подгруппы: для внутренних работ и наружных.

  • Олифа - придаёт водоотталкивающие свойства, защищает от гниения. Используется только для наружных работ, долго сохнет, имеет запах. Поверхность, покрытая в несколько слоёв, может липнуть 1–2 года.
  • Алкидные лаки - сохраняют текстуру, считаются универсальными: защита дерева + придание декоративности. Применяются для финишной отделки. Наносятся в два слоя: первый - прозрачный лак, второй - лак с колеровкой.

  • Синтетические лаки - по сравнению с акриловыми имеют агрессивный, трудно выветриваемый запах. После нанесения образуют гладкую поверхность с насыщенным блеском. В составе присутствуют вредные для здоровья вещества (толуол, ксилол), поэтому их применяют, как правило, для наружных работ.
  • Яхтный лак - самое долговечное и надёжное покрытие. Обеспечивает защиту от влаги, ультрафиолета, грибковых образований. Имеет в составе сильно пахнущие растворители, но после высыхания запах улетучивается. Бывает трёх видов: матовый, глянцевый, полуматовый.
  • Масляные лаки - содержат смолы, сиккативы, масла, растворители. Образуют на вагонке качественную защитную плёнку, придающую охристый оттенок. Применяются внутри и снаружи дома.

  • Составы на основе воска - являются выгодной альтернативой лакам. Дают матовый блеск, надёжно защищают дерево. Текстурол не нуждается в грунтовке, имеет в ассортименте 18 цветов.
  • Аквалаки - наилучший вариант для вагонки. Производятся на водной основе, бывают матовыми, глянцевыми, полуматовыми. Сохраняют паропроницательность, могут иметь бактерицидные добавки, колер, УФ-фильтры.

Декоративные составы

Помогают кардинально изменять цвет дерева, применяются в дизайнерских проектах, служат защитой древесного волокна:

  • Масляные краски - повышают стойкость к агрессивным воздействиям, включая влагу. Легко наносятся, но долго сохнут, снижают воздухопроницаемость дерева. Масляная краска считается непрактичным покрытием: через 2–3 года начинает менять цвет (выгорает). Рекомендуются для внутренних работ.
  • Алкидные эмали - подходят для внутреннего декора, имеют широкий цветовой диапазон. После высыхания лают глянцевый блеск. Не долговечны, через несколько лет требуют повторной окраски.
  • Акрилатные, акриловые краски - долговечны, по многим параметрам превосходят масляные. Акрил придаёт эластичность, поэтому они не растрескиваются от температурных перепадов и незначительных деформаций. Акрилатная краска универсальна, эффективна для вагонки внутри и снаружи дома.

  • Водоэмульсионные краски - создают матовую поверхность, оставляют деревянную текстуру, быстро сохнут, не нарушают воздухопроницаемости, не имеют неприятного запаха. По надёжности и долговечности уступают всем разновидностям лака. Толстый слой полностью скроет текстуру вагонки.
  • Морилка - полностью сохраняет текстуру, придаёт оттенок/тонирует. Интенсивность цвета достигается количеством слоёв.

Есть много составов смешанного типа, которые можно отнести к обеим группам. Они могут тонировать, придавать декоративность и защищать одновременно.

Как покрасить вагонку

Своими руками покрасить вагонку несложно. В технологии окрашивания важным этапом является подготовка поверхности. Она должна быть очищена от загрязнений и обработана раствором соды (2%). Если краска уже применялась и имеет отслоения - примените механическую очистку наждачной бумагой.

Первичное нанесение подразумевает применение пропиток, но сухую доску пропитывать не обязательно. Лучше использовать универсальные составы с защитой. Вагонку красят только с лицевой стороны, тыльная остаётся без обработки.

Используя для вагонки водоэмульсионную краску, её разбавляют водой - это поможет наложить тонкий слой и сохранить рисунок древесины. Во влажном помещении обязательно применяются защитные составы, желательно с обеих сторон и на местах срезов/распилов.

Высокое качество конечного результата даст шлифовка и окрашивание каждой доски до момента монтажа. На стены/потолок прибиваются уже обработанные доски.

Рассмотрим технологию штучного окрашивания:

  • Вагонку нужно отсортировать . Деформированные, треснутые, сучковатые доски отбраковываются. Они пойдут на подрезы, пригодятся для тестирования краски и монтажа в закрытых местах.
  • Качественный материал шлифуется (лицевая сторона и шип/паз). Удобней работать шлифмашинкой, можно использовать бруском с наждачной бумагой. Зерно используется №№250–280. Тыльную сторону можно не обрабатывать.

  • Подготовленную поверхность очищают от пыли и красят валиком, кистью, распылителем. Применяя кисть, нужно растушёвывать состав вдоль доски, стараясь получить однородный цвет.
  • Укрывные лаки/краски могут поднимать ворс , после высыхания оставлять шероховатости. В этом случае поверхность шлифуется ещё раз. Затем наносится второй слой.

При покраске, добиваясь намеченного результата, можно наносить неограниченное количество слоёв ЛКМ. Неоднократная покраска всегда проводится с минимальным составом на кисти и хорошей растушёвкой, иначе будут подтёки и неравномерный цвет.

Сырую, полувлажную древесину нужно грунтовать. В противном случае добиться равномерного окрашивания невозможно. Для грунтовки часто применяют матовый бесцветный лак.

Фото Описание

Совет 1

Перед работой краска тщательно перемешивается - это золотое правило.


Совет 2

Краска лучше ляжет, если работать не серединой кисти, а кончиком.

Совет 3

Выразить узор и подчеркнуть текстуру древесины можно воском, лаком, пигментированным маслом.

Совет 4

Насыщенность покрытия получается не накладыванием одного толстого слоя, а при создании нескольких тонких слоёв.


Совет 5

Краска лучше ложится во время длинных, непрерывных мазков.

Совет 6

Для прокраски трудных мест (стыки плинтусов, углы) используйте тонкую кисть 2–4 см.

Совет 7

Крашеная вагонка будет лучше смотреться, если финишный слой нанесён в одном направлении.

Совет 8

Второй и последующие слои делаются после высыхания предыдущего.


Совет 9

Равномерный цвет и блеск появятся, если во время работы регулярно перемешивать краску.


Совет 10

Грунтовка и антисептические смеси часто имеют определённый тон. Перед покупкой поинтересуйтесь, будет ли он соответствовать нужному колеру.

Совет 11

На даче (на открытом воздухе) лучше красить вагонку в безветренный, облачный, тёплый день.


Совет 12

Хорошее покрытие создаёт кисть из натуральной щетины.

Вывод

Покраска вагонки требует определённых знаний. Теперь вы знакомы с лакокрасочными материалами и знаете, как правильно выполнить работу.

В представленном видео в этой статье вы найдёте дополнительную информацию по данной теме. В комментариях расскажите о красках, с которыми вы работали, и какие трудности возникали.

Если дом обшит снаружи вагонкой, то этот материал, оставленный без обработки, быстро выйдет из строя под воздействием внешних факторов. Неправильная покраска также не увеличит ее срок службы. Так чем обработать эту облицовку снаружи дома, чтобы она прослужила долго?

Воздействие вредных факторов

Было время, когда для вагонки использовали только дерево. Но сегодня выбор материалов расширился.

Если стены дома обшиты деревом, они будут больше подвержены воздействию погодных условий, чем вагонка из металла или пластика. Из деревянных пород лучше выбирать хвойные. Но они не прослужат долго без обработки. На них влияют различные факторы:

  1. Смена влажности, промерзание стен зимой, перегрев летом.
  2. Разрушение волокон дерева под действием ультрафиолета.
  3. Влияние микроорганизмов (грибков) живущих в окружающей среде.
  4. Образование плесени при неправильной установке вагонки.
  5. Насекомые, грызуны-вредители.

При игнорировании этих пунктов обшивка дома ссохнется или не удержит форму. Чтобы этого не произошло, ее обработку проводят сразу после установки. Если это невозможно, то стоит задуматься о том, чем покрыть обшивку после очистки.

Покупая вагонку, желательно провести ее проверку на влажность, которая не должна превышать 12%.

Подготовка к покраске

Сложность покраски зависит от того, на какую поверхность наносится краска. Чаще всего приходится обновлять старую или необработанную поверхность. Если не позаботится о правильной очистке материала, толку от такой обработки будет мало. Поверхность снова придет в негодность.

Старую вагонку очищают от прежних слоев краски, пыли, загрязнений, обрабатывают антисептическим средством.

Шаги, необходимые перед покраской:

  1. Сначала следует произвести крупный ремонт. Если есть поврежденные полосы – заменить. Загерметизировать трещины и стыки.
  2. Затем очистить поверхность: удалить грязь, пыль. Если вагонка была окрашена, удалить предыдущие слои.
  3. При заражении старой обшивки плесенью или другим грибком, поверхность очищают. А затем обрабатывают специальным антигрибковым раствором.
  4. Чтобы краска прочнее легла, основание обезжиривают уайт-спиритом, бензином или моющим средством, в котором присутствует щелочь.
  5. Проводится зашкуривание поверхности наждачной бумагой. Если деревянные планки стали шершавыми, можно пройтись средней наждачкой, а следом – мелкой.
  6. Следующим шагом будет грунтовка поверхности.

Перед покраской вагонку высушивают.

Чем грунтовать вагонку перед покраской

Чтобы предотвратить порчу дерева следует правильно подобрать пропитку.

Грунтовки защищают поверхность вагонки от излишней влаги и проникают вглубь дерева. Летом оно не будет пересыхать, а под воздействием осадков не отсыреет.

Также пропитка препятствует вредному воздействию ультрафиолета, а при использовании прозрачной, подчеркивает естественную красоту дерева.

Непрозрачная грунтовка скрывает дефекты обшивки, а рельеф оставляет прежним.

Типы красящего состава


Плюсы и минусы красок на масляной основе

После подготовки поверхности, встает вопрос, чем покрасить вагонку снаружи дома. Использование масляной краски - это стандартный, проверенный способ окрашивания. Их плюсы:

  • не портятся при резких перепадах температуры и влаги;
  • при правильной обработке поверхности покрытие не даёт размножаться грибкам и другим микроорганизмам;
  • состав пропускает воздух;
  • проникая вглубь дерева, краска защищает вагонку от влаги. Это главный плюс, так как это позволяет без опасений мыть поверхность.

Несмотря на такое количество положительных свойств, краситель на масляной основе имеет два отрицательных качества:

  1. Продолжительное время высыхания. Она сохнет 1-5 дней. Поверхность остаётся липкой и собирает пух, мошку или мусор.
  2. Изменение цвета, которое проявляется на светлых и тёмных тонах. При учете этого фактора, лучше выбирать нейтральные оттенки.

Выбор красителя на масляной основе позволяет производить покраску без помощи специалиста.

Акриловая краска для наружных работ

Она стоит дорого, но качественная. В ней присутствуют акварельные и масляные компоненты.

Преимущества акриловых красок:

  • Долговечность и износостойкость (не теряет первоначальный вид 5-10 лет).
  • Время высыхания – 3-4 дня.
  • Цвета яркие, насыщенные.
  • Возможность смешивания между собой (подбирается любой оттенок).
  • Негорючая.
  • Состав не проникает вглубь дерева и позволяет ему дышать.
  • Легко наносится.
  • Густота позволяет использовать пульверизатор.
  • Пластичная текстура вещества предотвращает появление трещин.
  • Отталкивает грязь.
  • Удобство в использовании.

Из недостатков акриловых составов выделяются:

  1. высокая стоимость;
  2. нестойкость при минусовой температуре;
  3. токсичность.

Перед покупкой краски, лучше тщательно сравнить цены. Зарубежный вариант будет стоить дороже отечественного.

Фасадный состав с алкидной основой

Данная краска имеет в основе алкидные смолы и измененные масла. Она быстро сохнет.

Основными ее достоинствами являются:

  • стойкость к низким температурам – до 30 градусов;
  • быстрое высыхание – до 9 часов;
  • яркие матовые или глянцевые цвета;
  • постепенное изнашивание;
  • защита от влаги.

Недостатки:

  • быстрое выцветание;
  • токсичность.


Лаки на алкидной основе

Лаки и краски на алкидной основе имеют схожий состав, но характеристики у них отличаются. Лак имеет в основе алкидные смолы. Но к ним добавлены жирные кислоты и натуральные растительные масла. Они наделяют его новыми свойствами:

  • тщательное проникновение в древесину;
  • стойкость к перепадам температуры и влажности;
  • защита от появления грибковых и других инфекций;
  • равномерное покрытие основания;
  • глянцевость или матовость пленки;
  • сохранение цвета до 10 лет.

Единственный недостаток такого покрытия – продолжительность высыхания (1-2 суток) и резкий запах.

Подбор лакокрасочного материала

При выборе покрытия для вагонки, стоит учесть условия окружающей среды, породу дерева и его предыдущее основание.

Необходимо обратить внимание на такие характеристики:

  1. Состав должен защищать обшивку от резких перепадов температуры.
  2. Он не должен менять цвет под воздействием солнца.
  3. После нанесения покрытие должно прослужить 5 лет.

Но главное в покраске деревянной обшивки – это качественно выполненная работа, которая будет радовать глаз хозяина и прохожих.

Вагонка прекрасно подходит для облицовки фасадов жилых зданий, особенно для частных домов и коттеджей. Однако для того, чтобы такое покрытие служило долго и не теряло своих декоративных качеств, требуется покраска вагонки снаружи дома.

Мы расскажем, чем красить вагонку снаружи дома и как это сделать своими руками.

Обработка фасадной вагонки

Выбор материалов

Для обработки деревянных покрытий фасадов, к числу которых относится вагонка, применяют различные средства:

  • . Существует несколько разновидностей таких красок, в числе наиболее популярных можно назвать водно-дисперсионные акрилатные смеси, масляные краски, нитроцеллюлозные краски и полимерные дисперсии на основе органических растворителей;
  • Морилки и лаки . Морилками пропитывают панели для защиты от вредителей и плесневых грибов, а также для придания ей различных оттенков и декоративных эффектов. Лак защищает материал от влаги и насекомых, а также от солнечного излучения и коррозии, может применяться совместно с морилкой или самостоятельно;
  • Составы на основе натуральных и высокомолекулярных масел и воска . Масла впитываются в древесину, а воск покрывает ее поверхность, создавая полупрозрачное матовое покрытие. Это безвредный и надежный способ обработки вагонки;
  • Лессирующие и матовые непрозрачные антисептики . Эти составы впитываются в древесину на несколько миллиметров вглубь и предохраняют материал от гниения, плесени, влаги, осадков и УФ-излучения;
  • Пропитки для защиты материала от грибков, бактерий, влаги, пожаров и насекомых . Часто включены в состав современных лакокрасочных материалов, но могут использоваться и отдельно от них;
  • Грунтовки и олифы . Используются для повышения адгезии краски или лака к основанию, а также уменьшают расход и усадку .

Важно!
Наиболее эффективно комплексное применение различных средств, либо по отдельности, либо в составе специальных фасадных пропиток, лаков или красок.
Также важно правильно подготовить и загрунтовать поверхность перед нанесением финишного слоя фасадного покрытия.

Если говорить про фасадные краски, то, несомненно, следует обратить внимание на акриловые водоэмульсионные составы. Эта краска для вагонки для наружных работ приготовлена на основе воды, поэтому она абсолютно безвредна и не содержит, не выделяет никаких токсинов или ядов.

Покрытие получается эластичным и плотным, при этом оно прекрасно предохраняет поверхность от влаги и морозов, но пропускает пар из толщи панели наружу, позволяя фасаду дышать. Разнообразие оттенков в ассортименте этого вида красок для дерева очень велико: колерование позволяет добиться более 2000 различных цветов готового раствора. Единственный недостаток – высокая цена краски.

Важно!
При использовании краски вы должны понимать, что вернуть первоначальную природную красоту материала вы уже не сможете, поэтому следует несколько раз подумать, ведь обычно вагонку выбирают именно за неповторимую естественную окраску и расцветку.

Лакирование древесины известно и используется давно. Такая обработка позволяет сохранить натуральный цвет природного материала, при этом защитить его плотной водонепроницаемой прозрачной или матовой пленкой. Лак придает поверхности дерева особый блеск и красоту.

Наиболее популярны и эффективны по своим свойствам современные акриловые аквалаки, которые также как и водоэмульсионные краски замешены на воде. Эти вещества позволяют полностью сохранить первозданную красоту и рисунок волокон вашей вагонки, при этом они полностью безопасны и прекрасно защищают поверхность материала от порчи.

Обработка морилками позволяет добиться интересных декоративных эффектов, имитировать патину и старить поверхность, что добавляет изделию солидность. Также морилки являются неплохой защитой для древесины, так как различные вредители ее не переносят.

Полупрозрачные и матовые антисептики также можно назвать неплохим вариантом для обработки вагонки, так как они надежно защищают ее от гниения, порчи грибами и влагой, но при этом сохраняют текстуру и цвет. Матовые материалы сохраняют текстуру поверхности, но окрашивают ее непрозрачной пленкой.

Обработка воском хоть и дорогой, но эффективный во всех отношениях . Покрытие получается красивым и не портит натуральной красоты рисунка древесных волокон.

Пропитывают вагонку комплексом средств, в число которых входят антисептики, антипирены, противогрибковые препараты и другие компоненты, делающие пропитанный ими материал непригодным в пищу каким-либо вредителям, негорючим и стойким к воздействию гнили.

Грунтовочные составы обычно подбирают под каждый вид краски отдельно, в зависимости от ее состава, свойств и производителя.

Выполнение работ

Тем, кто решил заняться самостоятельной обработкой деревянного фасада, будет интересна наша инструкция:

  1. Снимаем с вагонки старое покрытие, моем поверхность водой со слабым раствором соды, затем ремонтируем проблемные места, шпаклюем трещины и сколы, а поеденные плесенью участки обрабатываем противогрибковыми составами;

  1. Шлифуем панели с помощью пемзы или мелкой наждачной бумаги. Необходимо снять грязь и пыль, которые въелись в верхний слой материала. Если доски все равно темные, можно применить отбеливающие растворы или морилки;

  1. Отшлифованные чистые панели обрабатываем комплексной грунтовкой с антисептиками. Это особенно актуально для старой хвойной вагонки с сучками и смоляными карманами;

  1. После высыхания грунтовочного состава открываем краску или прозрачный антисептик, тщательно перемешиваем и наносим кистью тонким слоем на всю поверхность фасада. Красим аккуратными мазками, стараемся, чтобы покрытие наносилось кончиками кисти вдоль волокон, прокрашиваем стыки и торцы. После высыхания первого слоя наносим второй, а затем и третий слой покрытия.

Важно!
Наносите краску или лак тонким слоем, даже если вам кажется, что он плохо укрывает поверхность.
Повторные слои в конечном итоге достаточно плотно покроют материал, но при этом такое покрытие будет лучше держаться и красивее выглядеть.

Вывод

Деревянные фасады нуждаются в эффективной защите от воздействия окружающей среды, огня и вредителей. Наиболее простой и действенный способ защитить вагонку от порчи – это нанесение краски или лака, о котором рассказывает наша инструкция и видео в этой статье.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари