Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика финансовых институтов финансовой системы. Финансовые вузы россии

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2008 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые институты на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В этом году, т. е. не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовыми институтами, а, следовательно, и перед финансовой политикой, задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для России определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Общая характеристика финансовых институтов

Институциональная структура финансовых отношений включает многочисленные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Финансовые организации условно можно назвать финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого хозяйства. К организациям, имеющим к этому значение, относятся, прежде всего, организации, выражающие денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:

Выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

Финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу финансовым институтам, можно классифицировать по следующим видам:

Таблица 1

В отраслях материального производства В отраслях нематериального производства
1. связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного ­­­фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских. 1. отрасли или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.
2. возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в не фондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.). 2. между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования; в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.
3. складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различных страховых фондов. 3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.
4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свободных денежных средств за определенную плату. 4. денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.
5. у предприятия с государством по поводу образования и использования внебюджетных и бюджетных фондов (платежи в бюджет, бюджетное финансирование, платежи во внебюджетные фонды и др.)
6. между предприятием и вышестоящими структурами управления (“вертикальная” взаимосвязь) в границах внутри-отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовые институты как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы финансовых институтов концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав финансовых институтов входят:

I.ФКП (финансы коммерческих предприятий) - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

¨Субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

¨Финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

¨Субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;

¨В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

* бюджетные средства;

* внебюджетные государственные фонды;

* средства населения;

* денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

* выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

* выручка от сдачи имущества в аренду;

* доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;

–денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:

– самоокупаемость;

– сметное финансирование.

Эволюция, развитие финансовых институтов в России

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Существует множество научных публикаций и аналитических обзоров, посвященных развитию финансовой системы страны и отдельных ее элементов (банковский сектор, финансовые и страховые компании и т.д.), развитию отдельных финансовых рынков и инструментов.

Большинство работ в этой области отличает следующее:

· Не комплексный характер рассмотрения проблемы. Отдельные институты или рынки рассматриваются в лучшем случае на фоне развития всего финансового сектора. При этом недостаточное внимание уделяется взаимосвязям финансового сектора с реальным сектором экономики, в частности, взаимодействию финансового сектора с государственными структурами и предприятиями нефинансового сектора.

· Макроэкономический подход, который предполагает исследование финансовых институтов (или банковской системы) как единого целого без учета региональной специфики их функционирования. Другая противоположность – исследование функционирования региональной финансовой системы и ее элементов преуменьшает или даже игнорирует воздействие высокой мобильности капитала и финансовых институтов.

· Неадекватная оценка роли государства в регулировании финансового сектора, которая заключается как в недооценке степени воздействия властных структур, особенно на региональном уровне, на развитие финансовых институтов, так и в переоценке возможностей контрольных и регулирующих функций профильных ведомств, прежде всего Банка России.

Последние 6 лет финансовый сектор страны и банковская система, как его главная и ведущая часть развивались достаточно стабильно, хотя наблюдались периоды стагнации, спады и, по мнению некоторых аналитиков, даже кризисы. В частности банковская система пережила нечто подобное кризису летом 2004 г. Наблюдается высокая адаптивность банковского сектора к меняющимся макроэкономическим и институциональным условиям. В частности, банковская система неожиданно легко преодолела последствия кризиса 1998 г., перевод бюджетных средств в федеральное казначейство и т.д. Что касается кризиса 1998 г., то банковская система в целом пережила его без сколько-нибудь масштабной национализации и широкомасштабной помощи со стороны Банка России (стабилизационные кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам были незначительны в сравнении с масштабами кризиса, а деятельность АРКО носила весьма ограниченный характер) в значительной степени из-за слабости контроля со стороны надзорных органов и низкой степени защиты прав кредиторов и миноритарных акционеров. Так называемые «системообразующие» банки успели создать параллельные финансовые структуры и перевести в них наиболее ценные активы. Потому последствия финансового кризиса оплатили предприятия нефинансового сектора (в основном средние и мелкие) и население. Перевод средств из коммерческих банков на счета Федерального казначейства шел на фоне постоянного улучшения экономической ситуации и был достаточно растянут во времени для того, чтобы банки смогли адаптироваться и изменить структуру пассивов.

Правительственные программы по реформированию и развитию финансового сектора в основном адекватно оценивают современное состояние и проблемы развития финансового, в частности, банковского сектора. Например, констатируется недостаточная способность банков аккумулировать и размещать ресурсы в соответствии с потребностями национальной экономики, трансформировать сбережения в инвестиции, удовлетворять потребности предприятий и семейных хозяйств в заемных средствах.

В то же время, как государственные программы реформирования финансового сектора, так и частично альтернативные им программы ассоциаций финансовых институтов (например, АРБ), игнорируют или не придают должного значения генетическим особенностям российской финансовой системы, а также политике государства в нефинансовом секторе.

Прежде всего, остановимся на особенностях российской финансовой системы с позиций эволюций институтов. С этой точки зрения формирование новых (преимущественно частных) финансовых институтов происходило не просто путем частичной приватизации государственных структур и их функций. Например, в 1990-е годы коммерческие банки, созданные на базе специализированных госбанков, как и новые банки активно привлекали на работу старые кадры, прошедшие социализацию в прежних условиях государственной экономики и имевшие длительные доверительные отношения с руководством предприятий и органов власти, особенно на региональном и местном уровнях. Это было необходимо для привлечения клиентов и использования государственных финансовых ресурсов. По-видимому, именно такие решения обусловили эволюционный характер формирования новых финансовых институтов. Другим фактором, обусловившим скорость эволюции финансовых институтов, стала инерция в развитии государственного аппарата. Поскольку изменение государственных институтов происходило крайне медленно (в качестве примера можно сослаться на фактический ход административной реформы), тормозились реформы и в финансовом секторе. Исключением были крайне незначительные (маргинальные), как тогда представлялось, такие сектора как институты коллективных инвестиций.

Эволюцию и взаимодействие финансовых институтов рассмотрим на примере инвестиционной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Институты Традиционное государственное финансирование Новое частное финансирование
Традиционные

1) Прямое бюджетное финансирование

2) Долгосрочные кредиты государственных банков

Частногосудаственное партнерство в -инвестиционной деятельности

(подписание соглашений между администрациями и инвесторами о сотрудничестве)

Новые

1) Субсидирование (частичное) процентной ставки по кредитам

2) Налоговые каникулы

3) Предоставление гарантий

4) Погашение части издержек

Ипотечное кредитование

Кредитование малого бизнеса

Потребительское кредитование

Образовательные кредиты

Квази-новые

1) Прямое участие в капитале

2) Специальные процедуры проведения инвестиционных конкурсов

3) Предоставление индивидуальных льгот

Лизинг сельхозтехники

Перекрестное кредитование

Из приведенных выше данных следует, что характер деятельности российских банков, особенности их пассивных и активных операций не могут быть адекватно описаны без учета факторов преемственности и структуры собственности.

Иллюстрация этой преемственности приведена на рис. 1 и рис.2.

Рис. 1

На рис. 1 показаны основные направления взаимодействия по каналам традиционного государственного финансирования, то есть одновременное существование ряда модификаций традиционного института государственного, бюджетного финансирования инвестиций (расщепление).

Рис.2

На данном рисунки – по каналам нового частного финансирования. При этом эмпирические оценки (по крайней мере, по данным региональной статистики НСО) показывают, что усиливается роль и значение «чистых» модификаций – традиционный формат и рыночный формат растут, а значение «квази» модификаций сокращается.

Приведенные выше данные позволяют утверждать, что процесс взаимного приспособления поведения государственных и финансовых институтов в регионах России протекает достаточно быстро и является следствием не только их взаимного обучения и трансляции позитивного опыта, но и приспособления к имениям федерального законодательства и политики федерального центра.

Как отмечалось выше, другой группой факторов, определяющей развитие финансовой (более узко – банковской) системы является промышленная политика государства или политика по отношению к предприятиям нефинансового сектора. Такие действия государства как поощрение экспансии государственных корпораций, фактическое содействие монополизации экономики путем поощрения сделок по слиянию и поглощению (что очень странно в период благоприятной конъюнктуры и далеко не всегда эффективно), прямо противоречат программным установкам и тормозит развитие банковской системы.

Так, политика, направленная на формирование «локомотивов национальной экономики» и превращение их в транснациональные корпорации приводит к тому, что финансовые возможности отечественных банков оказываются, просто несопоставимы с потребностями крупных корпораций. Поэтому последние привлекают ресурсы с международных рынков, что существенно тормозит развитие отечественных финансовых институтов. Кроме того, для финансирования текущей деятельности и внутрикорпоративного трансферта капитала крупные корпорации имеют собственные «карманные банки», которые являются скорее рассчетно-кассовыми центрами, нежели банками и фактически выпадают из банковской системы.

Другой особенностью отечественной банковской системы является высокая степень участия государства в капитале банков. Не смотря на неоднократные заявления, обещанного сокращения участия государства (включая региональные органы власти) не происходит. Более того, озвучено большое количество инициатив по созданию всякого рода инновационных банков и фондов, банков развития (включая и банки на наднациональном уровне), специализированных финансовых институтов. Все это приведет лишь к усилению роли бюджетов в кредитовании предприятии и населения со всеми вытекающими из этого рисками для бюджетной системы страны. Поскольку в настоящее время доходная база федерального и большинства региональных бюджетов растет, а действующее законодательство и политика Минфина РФ сдерживают рост непроцентных расходов региональных бюджетов, ситуация в целом находится под контролем. В то же время при изменении макроэкономической ситуации риски для бюджетной системы могут существенно возрасти.

Описанная выше конкуренция между старыми и новыми институтами дополняется влиянием внешних факторов, в качестве которых выступают международные и транснациональные финансовые институты и ожидания, связанные со вступлением России в ВТО. Хотя присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ незначительно (менее 12%), в последние 1,5-2 года оно удвоилось на фоне быстрого роста капитализации отечественной банковской системы. Более того, последние сделки по приобретению миноритарных пакетов акций региональных баков ЕБРР и слияний в банковском секторе с участием транснациональных банков, подготовка и проведение IPO, привели к определенным качественным изменениям. Во-первых, многие региональные банки стали раскрывать структуру собственности, вывели владельцев крупных пакетов акций из состава исполнительных органов банков, разработали внутренние нормативные документы в соответствии с международными правилами. Принятие системы стратегического планирования, кодексов внутрикорпоративного поведения и изменение системы внутренней и внешней отчетности не могли не сказаться на качестве управления и расширении доли рыночного поведения в банковских операциях.

Этому же способствовала политика федеральных надзорных органов, прежде всего ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу по «расчистке» банковской системы.

С другой стороны, в преддверии ожидаемого вступления России в ВТО идет быстрый процесс не только усиления государственного контроля над системой коммерческих банков (что можно только приветствовать), но и расширение доли непосредственного и, особенно, опосредованного участия государства в капитале коммерческих банков. Если тенденция сохранится, то через 10-15 лет российская банковская система будет представлена в основном двумя группами банков: государственными и иностранными или с иностранным участием. В этом случае наиболее важным окажется вопрос о том, будут ли эти группы субъектов финансового рынка играть по одним или по разным правилам.

На региональном уровне разворачиваются подобные процессы, что доказывают результаты анализа ситуации и перспектив развития финансовых институтов Сибирского Федерального округа.

В 2006 г. по основным индикаторам развития банковской системы Новосибирская область занимала 3 место среди регионов Российской Федерации (после Москвы и Санкт-Петербурга) и устойчиво лидировала среди регионов Сибирского федерального округа. По абсолютным значениям таких показателей как стоимость активов и пассивов, кредиты нефинансовым организациям, населению, средства предприятий, вклады физических лиц и кредиты банков Новосибирская область занимает 8-10 место среди крупнейших финансовых центров страны. Однако по относительным показателям (в расчете на 1 млрд. руб. ВРП и в расчете на 1000 чел. населения) область занимает 3-5 место в России. При этом относительные индикаторы развития банковской системы в настоящее время примерно соответствуют заявленным в программных документах Правительства РФ и АРБ на 2010 г. Так активы банковской системы составляют 40% ВРП, кредиты нефинансовым предприятиям – около 20% ВРП, величина сбережений населения - около 21% ВРП, при этом доля вкладов населения составляет 13,3%.

Российский банковский сектор в целом представляет собой сегментированный рынок, состоящий из нескольких групп кредитных организаций, слабо связанных между собой и ведущих основные операции на разных секторах рынка. Подобная ситуация характерна и для НСО.

В первую группу входят крупнейшие банки с высоким уровнем государственного участия и контроля, для которых характерен высокий уровень развития филиальной сети и высокая доля вкладов населения.

Основной специализацией крупнейших банков является кредитование экспортеров, прежде всего компаний сырьевого сектора.

Группе банков, контролируемых нерезидентами, принадлежит около 8% активов банковской системы. Данная группа ориентирована на обслуживание своих традиционных клиентов - иностранных и транснациональных компаний.

Мелкие и средние банки специализируется на обслуживании, в том числе кредитовании, предприятий, производящих товары и услуги для внутреннего, прежде всего регионального рынка. Большинство региональных банков попадают именно в эту группу и являются основным финансовым партнером мелкого и среднего бизнеса, предпринимателей и физических лиц. Небольшие региональные банки обладают или могут приобрести конкурентные преимущества, прежде всего за счет большей информированности и вовлеченности в деятельность местного делового сообщества, что и позволяет использовать не только формальные методики и инструменты, но и быстрее реагировать на возникающие потребности клиентов и рыночные ниши.

Возможные направления развития банковской системы НСО на основе анализа проявившихся в последнее время тенденций. Потребительские кредиты и межбанковские кредиты, занимая небольшую долю рынка, растут чрезвычайно высокими темпами, в то время как кредиты, предприятиям нефинансового сектора, составляя более половины активов банков НСО, растут почти в два раза медленнее. Особенностью ситуации можно считать отсутствие явно выраженных финансовых услуг, сочетающих высокие темпы роста и значительную долю рынка. Снижение вложений банков НСО в ценные бумаги и их низкая доля в структуре активов может быть объяснена как недостаточной привлекательностью доступных для вложений объектов, так и высокой активностью присутствующих на территории НСО небанковских инвестиционных институтов. Такая ситуация сулит новые возможности для региональных банков, которые могут выступить, как это уже и бывало, пионерами в разработке новых финансовых продуктов и услуг.

Результаты анализа демонстрируют опережающее развитие (в сравнении с другими регионами СФО) финансовой системы Новосибирской области, прежде всего банковской. Более того, на фоне крупнейших финансовых центров России по относительным показателям область занимает весьма достойное место. При этом следует отметить, что она демонстрирует хорошие способности восстанавливаться после кризисов: в 90-х годах область пережила ряд банкротств крупнейших банков, что отбросило ее с примерно 5 места по развитию банковского сектора на 20-25, однако в настоящее время она восстановила свои позиции.

Мы полагаем, что достаточно успешное развитие финансовой системы НСО в целом и ее банковского сектора связано с влиянием двух основных факторов. Прежде всего, следует выделить экономические факторы: диверсифицированную структуру экономики области, отсутствие явно выраженных доминирующих компаний, крупнейших экспортно-ориентированных предприятий сырьевого сектора, имеющих выход на мировые финансовые рынки, высокую долю предприятий с быстрым оборотом (прежде всего услуги торговли), сравнительно высокой уровень развития малого бизнеса и т.д. Во-вторых, в НСО наблюдается самая высокая за Уралом концентрация социального капитала. Именно это обстоятельство позволило не только быстро сформировать работоспособные коллективы финансовых организаций, но и послужило дополнительным стимулом при размещении филиалов иногородних банков, других финансовых организаций и консалтинговых компаний. Быстрое развитие финансового сектора привело к значительному росту занятости в финансовом секторе (она выросла примерно на 70% - 80% в последние 5 лет), а также существенно повлияло на структуру специалистов, обучающихся в системе высшего образования НСО.

Заключение

Анализ развития финансовой сферы НСО показывает как высокий потенциал, так и серьезные риски развития всех элементов финансовой сферы, включая ее основные элементы: государственные финансы, финансы финансового и нефинансового секторов.

Пессимистичный сценарий развития региональной финансовой системы связан со стагнацией региональной экономики и неизбежным в этом случае ростом государственного вмешательства по типу «латание дыр». Соответственно, произойдет существенное упрощение финансовой системы области и утрата самостоятельности большинства финансовых институтов.

Оптимистичный сценарий предполагает повышение совокупной капитализации активов всех субъектов области и возможен только в случае целенаправленных усилий в области политики развития региона (социальной, промышленной, инновационной и др.) и повышению качества управления общественными финансами. В этом случае растет разнообразие, масштаб операций и взаимодействие финансовых институтов, что позволяет Новосибирску претендовать на статус регионального финансового центра. Сценарные расчеты показывают, что в этом варианте активы финансовой системы к ВРП вырастут примерно в три раза, в том числе кредиты нефинансовым организациям и населению – в два раза. Численность занятых в секторе финансовых услуг увеличится не мене чем в 2,5 -3 раза и составит 50-60 тыс. человек.

Принципиальным представляется то обстоятельство, что, в целом копируя политику федерального центра, региональные администрации в своем большинстве не имеют тех возможностей и ресурсов, которыми располагают федеральный центр и обе столицы. В результате негативные последствия для развития как финансового, так и нефинансового секторов на региональном уровне более существенны. Это выражается в высокой концентрации банковских и иных финансовых услуг в региональных столицах (по сравнению с периферией), низкой конкуренции, приводящей к росту процентных ставок, медленному развитию инфраструктуры и т.д.

Эти очевидные проблемы заставляют региональные администрации еще активнее включаться в регулирование финансовых рынков, прежде всего, вмешиваться в процессы кредитования бизнеса и населения, устанавливать особые отношения и заключать соглашения с финансово-промышленными группами и банками. В результате такого частно-государственного партнерства происходит обмен функциями между государством и предприятиями. Бюджет все больше задействуется в качестве квази-банковской структуры, а предприятия выполняют квазибюджетные функции. В результате происходит размывание границы между частным и государственным секторами, что ведет к увеличению рисков со всеми понятными последствиями для устойчивого развития.

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль­ная сторона правового явления - с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча­сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен­ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо­вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан­совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж­ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет­ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право­выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на­пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

К элементам финансовой системы относятся:

1. денежная система;

2. бюджетная система;

3. налоговая система;

4. банковская система;

5. система государственного и муниципального кредита (долга);

6. имущественное и личное страхование;

7. финансы хозяйствующих субъектов;

8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо­жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето­да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу­дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству­ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально­му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет­ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо­вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде­рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.

Институты финансовой системы РФ :

- государственная бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления);

- внебюджетные специальные (целевые) фонды ;

- государственный и банковский кредит ;

- фонды страхования (имущественного и личного);

- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций) и отраслей .

Финансово-правовые нормы, их содержание и виды.

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

§ характер установления в них предписаний;

§ меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;

§ способы защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового праваподразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых вбюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Модуль 1

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4

ЛИТЕРАТУРА.. 5

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7

1 Финансовая система РФ.. 7

1.1 Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ.. 7

1.2 Правовые основы финансовой деятельности государства. 9

1.3 Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. 12

1.4 Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе
государственных органов. 13

2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.. 15

2.1 Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. 15

2.2 Принципы финансового права. 16

2.3 Система и источники финансового права. 18

2.4 Финансово-правовые нормы.. 19

2.5 Финансовые правоотношения, их особенности. 20

3 Правовые основы финансового контроля в РФ.. 24

3.1 Сущность и виды финансового контроля. 24

3.2 Методы финансового контроля. 26

3.3 Компетенция органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. 27

3.4 Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля 33

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 38

4.1 Виды финансово-правовой ответственности за нарушение финансового
законодательства. 38

4.2 Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения
к ответственности за нарушение финансового законодательства. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г.
№ 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности». 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Федеральный закон Российской Федерации от 11 января 1995 года
№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (извлечение) 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г.
№ 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717. 65



ПРИЛОЖЕНИЕ 6 О подведомственности дел арбитражным судам.. 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 68

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.. 69

ГЛОССАРИЙ.. 76


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Финансовая система РФ. Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ. Правовые основы финансовой деятельности государства. Методы осуществления финансовой деятельности и органы, ее осуществляющие. Распределение компетенции в области финансовой деятельности в системе государственных органов.

Финансовое право. Понятие и сущность финансового права РФ, его предмет и метод. Принципы финансового права. Система и источники финансового права. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения, их особенности.

Правовые основы финансового контроля в РФ. Сущность и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. Компетенция органов, осуществляющих государственный финан-совый контроль. Правовые основы аудиторской деятельности как вида негосударственного финансового контроля.

Ответственность за нарушение финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность за нарушение финансового законодательства. Полномочия субъектов финан-сового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.


ЛИТЕРАТУРА *

1. Петрова, Г. В. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М. : Проспект, 2006 (гриф МО РФ).

2. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Отв. ред. О. Н. Горбунова. – М. : Юрист, 2006 (гриф МО РФ).

3. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толсто-пятенко. – М. : Проспект, 2008 (гриф МО РФ).


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

№ п/п Умение Алгоритм
Установление принад-лежности правоотношений к финансовым правоотно-шениям 1. Определение состава правоотношений: а) субъекты, б) объект. 2. Анализ содержания с позиции принадлежности к финансовым правоотношениям
Определение правомер-ности действий субъектов финансовых правоотноше-ний 1. Определение субъективного права и юридической обязанности субъектов. 2. Установление нормы права, регулирующей данное отношение. 3. Сравнение фактического поведения сторон и юридически возможного
Установление вида и формы, метода финансо-вого контроля 1. Установление времени и направленности инициативы проведения для определения вида и формы финансового контроля. 2. Определение типа контроля с точки зрения правового положения контролирующего органа или его принад-лежности к тому или иному виду государственного (негосударственного) финансового контроля. 3. Установление метода финансового контроля исходя из представленных в ситуации приемов и способов проведения контроля
Определение видов ответ-ственности за финансовые правонарушения 1. Установление наличия оснований возникновения ответственности. 2. Определение субъекта, подлежащего привлечению к ответственности. 3. Определение нормативного акта, устанавливающего ответственность за данное правонарушение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР *

Финансовая система РФ

Сущность и функции финансов, основные финансовые институты РФ

Экономическая политика государства осуществляется в ос­новном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы – экономические отношения, связанные с форми­рованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях вы­полнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы охватывают две сферы:

первая – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использо-ванием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюд­жетной системе и государственных внебюджетных фондах;

– вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрали-зованных денежных фондов пред­приятий.

Денежные фонды обеспечивают различные потребности общества: расширенное вос­производство, нужды обороны страны, удовлетворение социально-культурных бытовых по­требностей.

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспре-деления валового внутреннего продукта (ВВП) и на­ционального дохода. Главное предназначение финансов – путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами: предприятиями в процессе приобретения товарно-мате­риальных ценностей, реализации продук-ции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их рас­пределении; государством и гражданами при внесении ими налогов, сборов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов. Финансовый институт – группа однородных экономи-ческих отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использо-ванию соответст­вующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

– бюджетную систему, состоящую из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

– государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо-вания РФ, Федеральный и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования);

– государственный и банковский кредит;

– фонды страхования (имущественного и личного);

– финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Подцентрализованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджет­ной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов пред­приятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций различных форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетны­ми ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые вне­бюджетные фонды. Финансы предприятий – часть финансовой системы, которая обслу-живает процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода, поэтому они являются основным звеном финансовой системы.

Роль государства в аккумуляции, распреде­лении и использовании централизованных и децентрализован­ных денежных средств особенно возрастает в переходный пери­од к рыночной системе хозяйствования.Что касается централи­зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему налогов, пошлин, различных сбо­ров, эмиссии денег и т.д.

Другое дело – децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам предприятий и организаций различных форм собственности, поскольку их состояние и динамика подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств – банковский или государственный кредит и проч. Именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но и в сфере полити­ки, демографии, экологии и т.д. Поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она в правовой форме.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает состояние экономики страны. В свою очередь, финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная, и охарактеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов: распределительная и кон­трольная; они осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция озна­чает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распреде-лением.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: производствен-ной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства; отраслями материального производства; отдельными регионами страны; предприятиями различных форм собственности; социальными группами населения.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства. Государ­ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи­нансирование отдельных предпри-ятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе­чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи­нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры­ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый меха­низм, который включает совокуп-ность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми­рования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового плани­рования, формы управления финансами и финансовой систе­мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства. Один из важных элементов финансового механизма – фи­нансовое планиро-вание, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () значительно подробнее приводится к сведению в соответствующей статье, рубрики "государственные университеты Санкт-Петербурга", на собрании. Без лишних колебаний осмотреть этот вуз как замену подобным, часто в России. Что и многие другие государственные университеты Санкт-Петербурга такой вариант готовит спецов высшего класса вида "финансовые".

Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Что и многие другие государственные колледжи Москвы данный вариант обучает и выпускает профессионалов по тематике "финансовые". Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () более детально приведен среди других материалов, рубрики "государственные колледжи Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять к сведению это учебное заведение и другие государственные колледжи Москвы, как альтернативу аналогичным в России.

Как и другие негосударственные институты Москвы это учебное заведение принимает и подготавливает профессионалов вида "финансовые". Финансово-промышленный институт (автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Финансово-промышленный институт") немного приведен, и оформлен разделе, рубрики "негосударственные институты Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять это учебное заведение как замену аналогичным в Москвы.

Можно вполне серьезно осмотреть этот вуз как замену подобным, часто на нашем сайте. Что и многие другие негосударственные институты Ростова-на-Дону это учебное заведение готовит неплохих работников в сфере "финансовые". Институт финансового контроля и аудита (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Институт финансового контроля и аудита") значительно подробнее описан для вас в одной из заметок, рубрики "негосударственные институты Ростова-на-Дону", на БД-интерфейсе.

Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Вероятно, как и государственные университеты Омска такой вариант повышает квалификацию неплохих работников по тематике "финансовые". Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приведен в анонсах и статьях на текущем портале. Без лишних колебаний отложить для последующего анализа это высшее учебное заведение как замену упоминаемым в каталоге.

Предлагаем принять это высшее учебное заведение как замену аналогичным на нашем сайте. Московский экономико-финансовый институт (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский экономико-финансовый институт") отлично рассмотрен нами, и оформлен разделе на нашем портале. Напоминающий остальные негосударственные институты Москвы это предложение принимает и подготавливает мастеров своего дела по специальности "финансовые".

Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Как и другие государственные колледжи Сургута данный вариант принимает и подготавливает неплохих работников по направлению "финансовые". Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приводится к сведению в одной из заметок на текущем списке вузов. Предлагаем принять это предложение как достойную альтернативу подобным, часто в списке.

Столичная финансово-гуманитарная академия

Возможно отложить для последующего анализа данный вариант как достойную альтернативу сходным по теме на нашем сайте. Такой же как и негосударственные академии Москвы это предложение повышает квалификацию лидеров по профилю "финансовые". Столичная финансово-гуманитарная академия (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитарная академия") более детально приводится к сведению в одной из заметок, рубрики "негосударственные академии Москвы", на списке вузов.

Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.

Социально-экономическая культурная и оборонная функции гос-ва.

Финансовая деятельность – непрерывный процесс.

Финансовая деятельность гос-ва – это деятельность гос-ва по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств необходимых для осуществления его задач и функций.

Финансы 1) – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, использования, распределения фондов денежных средств.

Совокупность фондов денежных средств

Участники: * Президент РФ;

* органы законодательной (представительной) власти;

* органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

* органы денежно-кредитного регулирования;

* органы государственного и муниципального финансового контроля;

* государственные внебюджетные фонды;

* главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

* иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Финансово-правовые отношения < денежных отношений

В отличие от остальных правоотношений финансовые складываются одновременно с общественными.Главная особенность что оболочкой денежных отношения всегда является норма права, а не обычай, нормы морали…

Финансовое право – отрасль публичного права.

Финансовая деятельность носит объективный характер.

Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются:

 законность;

 гласность;

 федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления);

 плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ - центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая система РФ и ее институты.

Финансовая система :

1) Совокупность финансовых институтов

2) Совокупность финансовых органов страны

Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари