Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный строй великобритании фактическим политическим лидером. Государственный строй великобритании

В отрезок времени между двумя Мировыми войнами государственный строй Великобритании развивался, имея известную многим черту: развитие буржуазной демократии, но имеющее при этом чисто внешний характер. Суть подобной демократии постепенно выветривалось, а реакция укреплялась благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Главное значение для развития государственного строя Англии имели реформы избирательного права 1918 и 1928 годов. Стоит отметить, что после реформы 1884 года, число избирателей увеличилось втрое, но в то же время сохранялся имущественный ценз (квартирный). На тот момент не имело место деление на избирательные округа, которые равны по числу населения: один гражданин мог проголосовать несколько раз в разных округах, в которых у него имелся имущественный ценз, а сами выборы проходили не один день, а длились в течение нескольких недель.

Избирательная реформа 1918 года

Реформа 1918 года была попыткой устранить имеющиеся недостатки не самым радикальным способом. Для того, чтобы проголосовать, лицо мужского пола, достигшее 21 года (избирательный возраст), должно было указать свое имя и проживать не менее полугода в определенном избирательном округе. В то же время лицо, которое соответствует цензу оседлости в определенном округе, но имеет при этом какую-либо собственность или вошло в университетский избирательный список по округу, имело право проголосовать два раза, но два – максимальное количество допустимых голосов. Благодаря этой реформе была ограничена возможность голосования более, чем в двух избирательных округах.

В случае с правом на голосование со стороны женщин, закон предусматривал «поблажку» в сравнении с ранними требованиями. Право голосовать получили женщины, достигшие 30 лет и имеющие жилую или коммерческую (в частности – для занятий) недвижимость, приносящую доход не менее 5 фунтов стерлингов в год. В случае, если женщина замужем за мужчиной, который соответствует вышеописанным условиям, она также имела возможность голосовать.

После этой реформы, были созданы избирательные округа, схожие по количеству проживающих человек. Получилось, что на одного депутата в среднем приходилось 70 тысяч человек. Помимо прочего, выборы стали проводиться в один день. Палата общин 1918 года была избрана на основе нового закона, а число проголосовавших выросло с восьми миллионов до 21 миллионов.

Избирательная реформа 1928 года

Одна из главных реформ была проведена в 1928 году, когда женщины получили право голосовать на равных правах с мужчинами. Консервативный кабинет, который и провел эту реформу, рассчитывал получить женские голоса на ближайших выборах, но надежды не были оправданы. Прирост в 4 миллиона голосов, позволивший достигнуть 26 миллионов избирателей в 1929 году, не принес должного эффекта, и большая часть жителей встала на сторону лейбористов. Стоит отметить, что в вышеописанный промежуток ценз оседлости снизился с шести до трех месяцев; исключение составил округ Олстер, для которого ценз остался прежним.

После принятия реформ 1926 и 1928 годов, избирательное право Великобритании допускало к голосованию больше половины населения страны (20 миллионов из 33-х приняли участие в голосовании в 1945 году). Подобное право считалось достаточно широким для того времени, но все равно не могло достигнуть эффекта, требуемого массами: значительное влияние оказывала мажоритарная избирательная система, способная исказить процесс голосования даже при гипотетическом отсутствии прочих недостатков.

Палата общин, которая избиралась исходя из широкого избирательного права, по-прежнему находилась рядом с олигархической палатой лордов, и подобное соседство создавало враждебную обстановку, где участники были готовы выступить друг против друга в нужный момент. Отношения между палатами не представлялись урегулированными и после принятия соответствующего акта в 1911 году, и неудачное решение становилось более очевидным при росте лейбористов 1918 года. Палата лордов уверенно держится как 50 лет назад – так и сейчас как цитадель консерватизма. Подобное положение создавало для Великобритании неоднозначные ситуации: в случае, если во главе правительства стояли консерваторы, палата лордов не проявляла активности, но, в случае нахождения во главе представителей другой партии, палата лордов по возможности создавала трудности и эксплуатировала все возможности, предоставленные «Актом о парламенте». Стоит отметить, что упомянутые полномочия имели достаточно влиятельный характер: палата лордов имеет право отсрочить на два года любое решение правительства, и необходимо было предусмотреть активное использование этой возможности в случае, если у власти окажутся лейбористы.

Замечание 1

Интересно, что палата лордов имела права накладывать двухлетнее вето на билли, которые не являются финансовыми, и до определенного момента Англия не видела прецедента принятия билля, попадающего под категорию «финансовый», но в то же время не имеющего ничего, относящегося к финансам. Подобная стратегия позволила обойти полномочия палаты лордов, строго описанные в Акте 1911 года, оставив только косвенную власть над финансами.

Парламент и правительство

После окончания первой мировой войны имеется возможность наблюдать продолжение роста влияния правительства в сравнении с властью парламента. При наличии консерваторов в правительстве, оно господствовало в палате общин и палате лордов, но, в случае нахождения лейбористов у власти, им приходилось считаться с палатой лордов (как и в случае с выборами в 1945 году).

Правительство Великобритании активно пользовалась различными поводами (война, внутренние трудности, напряженная внешняя обстановка) для освобождения от контроля со стороны палаты общин. Делегированное законодательство, после первой мировой войны, превратилось в общее правило. В 1932 году особая комиссия с управляющим лорд-канцлером подробно ознакомилась с вопросом о власти министров. Заключение комиссии подвели черту в развитии делегированного законодательства в 20 веке. Комиссия также подтвердила информацию о том, что правительство является управляющей рукой законодательства в принципиальных налогах и берет на себя ответственность в создании новых налогов. Введение налогов в Великобритании, где парламент исторически боролся за регулирование системы налогообложения, доминирование в этих вопросах правительства символизировало полное поражение парламента. Комиссия подтвердила возможность правительства менять «статуты» парламента.

Цитата 1

«Одна только мысль о том, что подчиненное законодательство может позволить себе расходиться со священным текстом статута, на первый взгляд возмутительна. Чего же нам, – вопрошают законодатели, – здесь сидеть и тщательно обсуждать точный язык будущего закона, если кто-то посторонний может потом изменить этот закон росчерком пера? Зачем, вопрошают граждане, мы голосуем на выборах и посылаем представителей в законодательное собрание, если какой-то невыборный чиновник может уничтожить дело наших рук?».

Несмотря на вопросы со стороны законодателей, попавших в неоднозначную ситуацию, а также избирателей, и те и другие стояли перед фактом упразднения парламента как законодательного органа вот уже длительное время.

Комиссия во главе с лорд-канцлером подтвердила, что, несмотря на желания законодателей и избирателей, стране требуется практика делегированного законодательства, и эта практика неизбежна. Однако, после первой мировой войны можно было наблюдать отсутствие делегированного законодательства и присутствие законодательства правительства. Оно законодательствовало прямо, косвенно, по принципиальным вопросам, по бюджетным, техническим и вообще по всем сферам, которые сочтет нужным без необходимости в разрешении палаты общин.

В 1927 году парламент принял 43 закона, о которых, по большей части, мало кто слышал. Для сравнения, в этом же году, министры издали 1349 постановлений и распоряжений обязательных к исполнению и имеющих такую же составную часть законодательства, как и акты парламента.

Полномочия в чрезвычайных ситуациях постепенно становились постоянными. Правительство, которое сосредоточила в руках всю власть (нормативную и исполнительную), становится особенно сильным в кризисные моменты. Во время кризиса правительство аккумулирует в руках охранительный, реакционный, и, если требуется, даже террористический характер по отношению к работающим гражданам.

В 20 веке можно увидеть, как Англия перемещается от кризиса к кризису. После 1914 года правительство получило бесконтрольную и диктаторскую власть благодаря «Акту о защите государства». После окончания войны, уже в 20-х годах, доминирующие классы столкнулись с революционными настроениями со стороны пролетариата. Эта пора отметилась стремительным ростом безработицы, крупных забастовок, демонстраций, волнений, и большого потока безработных в Лондон. Для буржуазии, подобные волнения представили кризис опаснее военного. Акт об исключительных полномочиях, принятый в парламенте в 1920 году, позволил правительству брать в свои руки власть в любой момент, а не только в военное время (в сравнении с актом 1914 года). Для этого правительству достаточно было объявить об «исключительном положении».

Данный акт позволял правительству вводить в действие систему, аналогичную военному времени, куда входят внесудебная расправа за совершенные преступления, введение цензуры, обыски, аресты, высылки, и смертная казнь. К примеру, в 1921 году после забастовки горняков, работа этой системы была продемонстрирована народу, а потом в 1924 году после стачки докеров, и в 1926 году, когда происходила всеобщая забастовка.

Стоит подробнее описать положение страны во время всеобщей забастовки: по сути, Англия больше напоминала военный лагерь. Тюрьмы были заполнены обвиняемыми за «речь против монархии», за хранение документов, «содержание которых противоречит правительственным мероприятиям», за «угрозу штрейкбрехенрам», и за другие подобные «преступления».

После того как в 1893 году были вызваны войска для усмирения углекопов, произошел инцидент, во время которого военные застрелили двух стачечников. Асквит, будучи министром внутренних дел, подробно объяснил палате общин тот факт, что министр внутренних дел, да и вообще весь кабинет, не несет ответственности за действия органов местного самоуправления. Обязанность же предупреждения и устранения беспорядков также лежит на органах местного самоуправления, как и «в глубокой древности». Министр внутренних дел подчеркнул, что для охраны правосудия и господства порядка закона, для страны стал бы печальным день, в котором произошла централизация вещей, зависимых от органов самоуправления. Был бы печальным тот день, когда власть мировых судей над политикой была бы отнята и передана министру внутренних дел.

Замечание 2

Весьма интересно будет сравнить заявления Асквита с обращением министра внутренних дел к палате общин 5 мая 1926 года. На тот момент министр, в процессе защиты действий правительства, заявил, что чрезвычайные полномочия, прежде всего, доверены министру внутренних дел, а не полицейским и судьям, и что министр уже принимает решение – кому эти полномочия предоставить.

Его выступление 5 мая историки отмечают как пропитанное «бесстыдной откровенностью» относительно акта о чрезвычайных полномочиях. В сообщении палате общин была перечислена длинная очередь постановлений чрезвычайного закона, касающаяся мер противодействий возбуждению мятежа. Палата общин получила заверение, что «меры» являются лишь использованием «общего права», только без необходимости проходить через многие инстанции. После замечания о праве полиции совершать аресты без приказа суда, министр внутренних дел прокомментировал, что, в-принципе, констебли и так имеют достаточно прав для совершения арестов без судебного вмешательства.

Вывод 1

К концу 20-х годов Великобритания достигла той самой точки, которой опасался Асквит: централизация и бюрократизация прочно закрепились в законодательной системе страны. Одним из показателей наличия «предельной точки» является количество приговоров с 1919 года по 1934, которое превысило их число за последние сто лет до 1919.

Акты периода Второй мировой войны

Перед началом Второй мировой войны, в августе 1939 года, был принят акт «Об исключительных полномочиях» (относительно обороны), который обеспечивал правительство диктаторской властью до и после начала военных действий. Уже к 1 сентября правительство предоставило стране 18 статутов о денежном обращении, полномочиях судов, создании новых министерств, об уполномоченных правительствах и графствах, об импорте/экспорте, и военных обязанностях. После 1 сентября статуты уже публиковались десятками. В то же время, Палата общин пыталась сохранить часть законодательных прав, но уже в ноябре 1939 года была вынуждена принять резолюцию Чемберлена, благодаря которой законы создаются и принимаются исключительно правительством.

Что позволяли правительству новые законы:

  1. Помещать в тюрьму лица без объявления причины ареста и судебного разбирательства;
  2. Совершать аресты за действия, направленные на вызов недовольства среди занятых на королевской службе людей;
  3. Вводить исключительное положение в стране или областях страны.

Реагируя на надвигающийся диктаторский режим, газета Evening Standard прокомментировала в 1939 году страхом англичан перед агентами действующего министра внутренних дел Андерсона. Граждане боялись этих агентов больше чем самих немцев.

Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые принятые меры действительно были обусловлены военной необходимостью. Как пример одной из таких мер – воинская обязанность для всех, что позволило создать многомиллионную регулярную армию. В то же время, причины, стоящие за «исключительными» мерами в виде запрета демонстраций в рабочем районе Лондона в 1938 году или закрытие газеты, представляющей коммунистическую партию, не до конца ясны. Буржуазия активно пользовалась различными кризисами, которые могли иметь или не иметь отношение к военному положению, чтобы оказать сопротивление рабочему классу.

История изобилует примерами, когда, увеличение власти правительства в государстве с доминированием буржуазии приводило к расширению бюрократического аппарата. После завершения первой мировой войны, было создано много новых министерств, среди которых можно отметить министерство угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, и пенсий. Другими словами, в одной сфере бюрократизация могла усилиться (к примеру, колонии или военное дело), а в других распространиться по новой.

В период второй мировой войны, правительство расширило свое влияние для максимально возможных размеров. Были созданы совершенно новые министерства, такие как министерство экономической войны, министерство военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения, и многие другие. Большая часть министерств была ликвидирована после окончания войны, но правительство совсем не стремилось сократить бюрократическое влияние, достигнутое до и во время войны. Как пример, стоит отметить реформу 1946 года, после которой было создано министерство обороны с целью координировать действия военного, морского, и авиационного министерств.

Вместе с тем создается и Комитет обороны, где председателями являются премьер-министр и четыре министра оборонных министерств.

Централизация и самоуправление

После первой мировой войны можно отметить тренд правительственной централизации в сфере местного самоуправления. После реформ 1888 и 1894 года предпринимались последовательные и успешные шаги для достижения централизации, и можно смело предположить, что к концу второй мировой войны она достигла своего пика: местное самоуправление было абсолютно зависимо от правительства. В принципе, эти внутренние отношения в централизованном государстве можно было наблюдать и в других странах континента. Важным отличием Англии от стран с аналогичной централизацией является отсутствие агентов-представителей центра в областях и регионах. Французская система до 1940 года подразумевала наличие префекта, являющегося агентом министерства внутренних дел, который мог быть назначен или уволен этим министерством (формальное право оставалось за Президентом республики). Префект области нес исключительную ответственность перед министерством, но в то же время имел достаточно широким набором прав по надзору в отношении Генерального совета, и являлся по факту единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты аналогично префектам являются органами централизации и после второй мировой войны, но Великобритания не использовала ни до, ни после никакой похожей системы. Лорд-наместник и шериф являлись единственными должностными лицами страны, которые назначались королем. И это, учитывая, что должность лорда-наместника уже определенное время носила исключительно почетный характер, в то время как шериф являлся исполнителем решений суда и не имел отношения к самоуправлению. Управление местными органами правительство проводит способами, которые являются похожими на управление в странах континента, но которые в то же время отличались по форме. Эффективность, впрочем, была одинаковой.

Министерство здравоохранения

Основную роль в этой сфере играет министерство здравоохранения, созданное в 1919 году. По сути, оно играло ту же роль, что и Главный совет местного управления, и имело одни и те же функции, что и совет. С 19-го года коммунальное и муниципальное благоустройство, вместе с финансами, перешло под ведомство министерства здравоохранения, а сами санитария и здравоохранение были лишь частью функций министерства. Формой руководства являлись циркуляры и указания, отдаваемые министерством и которые обязаны к исполнению органами местного самоуправления. Стоит отметить, что это касалось не только министерства здравоохранения, но и других: внутренних дел, торговли, просвещения, транспорта и других. Министерства также имели право утверждать местные постановления, которые носили форму общеобязательных норм (что еще называлось bye-laws). После первой мировой войны, министерства приняли практику вводить правила, которые касались практически каждого аспекта местной жизни, а органы местного самоуправления приучились безукоризненно их соблюдать, чтобы не создавать «бесполезные» трения с центральной властью.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов

Одной из причин укрепления центральной власти у правительства является финансовая зависимость органов местного самоуправления. Правительство ранее уже занималось утверждением займов местных органов, где советы городов и графств могли получать или не получать средства для проведения мероприятий. На актуальный момент, влияние финансирования увеличилось с мероприятий до ассигнования конкретных целей, что поставило местные органы в прямую зависимость от правительства.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов имели прямое отношение к увеличению этой зависимости – органы местного самоуправления были максимально ограничены в обложении налогами промышленных, железнодорожных, и сельскохозяйственных предприятий. Ранее уже существовала подобная практика в отношении церквей, школ, и государственных предприятий, но в конце двадцатых готов возможности по добыче денежных ресурсов местными советами и графствами были максимально сокращены. Это сделало зависимыми органы местного самоуправления от центра, потому что они во многих случаях не могли обойтись без финансирования правительством. В акте 1929 года были описаны виды государственной финансовой помощи, привязанные к числу населения города/графства и других данных.

Акт о местном управлении 1933 года

Спустя почти сто лет после крупной реформы городского самоуправления в 1835 году, был окончательно определен путь развития органов местного самоуправления в Англии. «Подытожил» этот путь Акт о местном самоуправлении 1933 года, который вполне можно рассматривать как кодекс. Акт достаточно точно и однообразно описывает причины и алгоритм создания новых территориальных единиц и их органов. Он также устанавливает минимум и максимум советников и олдерменов в различных советах, сроки службы государственных лиц, фиксирует нормы избирательного права, регулирует деление на избирательные округа и прочие элементы выборов. В добавление к вышеописанному, Акт сообщал о сроках созывов советов и об их действиях, о председателях, о комиссиях и комитетах, о местных должностных лицах (общее число которых накануне второй мировой войны достигало 100 тыс.) и их правах и обязанностях, о местных обязательных постановлениях, исходящих от советов, о бюджетах, о займах, об ассигнованиях от центральной власти, о способах контроля деятельности местного самоуправления со стороны центральных ведомств и т. д. и т. п.

Все, что более ста лет регулировалось ситуативно отдельными актами парламента, действиями правительства, обычаем, и практикой, было объединено в Акте 1933 года. Была приведена ясность в систему с последующим устранением всего отжившего и нецелесообразного исходя из предыдущего опыта и практики.

Закон 1945 года об избирательном праве

Победой лейбористов можно считать закон об избирательном праве, принятый в 1945 году. Избирательное право было расширено в советы графств, городов и приходов. Теперь голосовать могли не только граждане, платившие местные налоги, но и целый ряд других категорий жителей, которые подходили под ценз оседлости, составлявший на тот момент 12 месяцев. Как следствие принятия этого акта, число избирателей выросло на семь миллионов, что и привело к победе лейбористов на выборах в ноябре 1945.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  1. Конституция Великобритании.
  2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности.
  3. Высшие органы государственной власти Великобритании.
  4. Местное самоуправление и управление.

1. Конституция Великобритании

Королевство Великобритания является по форме правления парламентской монархией, а по форме государственного устройства сложным унитарным государством. Население страны - около 60 млн. чел.

Особенностью британской конституции является то, что она не является писанной как в США, то есть не существует такого закона или свода законов, которые были бы объявлены основным законом страны. Конституция Великобритании состоит их четырех категорий источников: статутов, конституционных обычаев, судебных прецедентов и доктринальных источников.

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были октроированными, т.е. приняты самим монархом. К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Хартию, Билль о правах 1679 г., акт о престолонаследии 1701 г., об объединении с Шотландией 1706 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате Общин 1978 г., об автономии Шотландии 1997, о Северной Ирландии 1999 г., о реформе Палаты лордов 1999 г. и др.

Судебный прецедент - это решения так называемых судов, которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах.

Конституционные обычаи сложились в практической деятельности высших органов государственной власти (не судов).

Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются

Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности.

Большое значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система. В парламентских выборах участвуют обычно десятки традиционных и вновь образованных партий, но большинство голосов получает одна из двух основных политических партий: Лейбористкая и Консервативная. В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий.

В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является английская протестантская церковь. Ее глава - монарх. Решение ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом.

3. Высшие органы государственной власти Великобритании.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который состоит из трех частей: 1) Палаты общин, 2) Палаты Лордов, 3) монарха.

Палата общин состоит из 659 членов, выбираемых по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Палата очень часто распускается, особенно после Второй мировой войны.

Палата лордов после 1999 года составляет примерно 500 членов (до этого около 1200 членов). В состав палаты входят пожизненные пэры, духовные лорды и др. Судебный комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция по гражданским делам. Монарх Великобритании - это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх - лицо неприкосновенное, политически нейтрален. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Фактически этими правами монарх не пользуется.

В стране существует три высоких суда: Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд. Средний уровень - суди графств. Низшие суды - магистраты (мировые суды), помощники судей.

4. Местное самоуправление и управление.

Великобритания - сложное унитарное государство с политическими (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономиями). Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам).

Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар. Территории Англии и Уэльса разделены на графства (39 - в Англии, 22 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена на 32 единицы. Северная Ирландия делится на 26 графств.

Введение

Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система ) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

Конституция Великобритании не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является "Королева в Парламенте".

В настоящее время Соединенное Королевство является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского союза (ЕС), Большой восьмёрки (G8), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1. Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

Премьер-министр, хотя формально и считается первым среди равных ему по рангу коллег по кабинету, фактически располагает большей частью его формальной власти. Не последнюю роль в этом распределении власти играет тот факт, что премьер-министр может приглашать или увольнять членов кабинета. Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они контролируют повестки дня, назначают и смещают членов кабинета и около 80 младших министров, не входящих в кабинет; они определяют также состав и повестки дня от 25 до 30 постоянных и временных комитетов, через которые проводится большая часть наиболее важных правительственных решений. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют Британию за рубежом. Премьер-министры также обладают правом назначать чиновников на различные государственные должности, а также влияют на разного рода другие назначения и непосредственно контролируют систему привилегий и почетных званий (пэрства, рыцарства и т.п.). Расширению сферы полномочий премьера способствую и современные средства массовой информации, придающие особое значению личностному фактору власти.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом - а также коалиционные - более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

2. Законодательная власть

2.1. Палата общин

Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий - два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1, что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

2.2. Палата лордов

Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой "смесь" наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето - отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

2.3. Избирательные системы и реформа

В Великобритании используются различные избирательные системы:

    First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).

    Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.

    Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.

    Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.

    Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

3. Политические партии Великобритании

Консервативная партия

Лейбористская партия

Либеральные демократы

Демократическая юнионистская партия

Шотландская национальная партия

Шинн Фейн

Партия Уэльса

Социал-демократическая и лейбористская партия

Зелёная партия Англии и Уэльса

Партия «Альянс»

Партия независимости Соединённого Королевства

Британская национальная партия

Ольстерская юнионистская партия

4. Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

4.1. Высокий суд

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцлерского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

4.2. Апелляционный суд

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы на решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

4.3. Суд короны

Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи.

4.4. Барристеры

Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

4.5. Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.

5. Гражданская служба

Гражданская служба Великобритании - постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

«Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.

Региональное самоуправление (devolution)

Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - ассамблея является лишь совещательным органом.

    Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В.Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - ISBN 5-7975-0267-4, C. 349-370

    Иностранное конституционное право/Под редакцией И67 проф. В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - ISBN 5-7357-0102-9, C. 39-68

    Правовые системы стран мира:Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. -2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. - ISBN 5891235277, C. 24-45

    Хогвуд, П.Деволюция в Великобритании:Шаг на пути к федерализму? /П. Хогвуд; Пер. с англ. М. М. Красновой. //Федерализм: Российское и международное измерения. -Казань, 2004. -С. 561 - 582

Великобритания в темах

Герб Флаг Гимн Государственный строй Конституция Парламент Административное деление География Города Столица Население Языки История Экономика Валюта Культура Религия Литература Музыка Праздники Спорт Образование Наука Транспорт Туризм Почта (история и марки) Интернет Вооружённые силы Внешняя политика
Портал «Великобритания»

Введение

Тема: Особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

Цели: Изучить особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

  • 1. Проследить развитие экономики страны в рассматриваемый период.
  • 2. Рассмотреть основные закономерности изменения английского общества.
  • 3. На основе полученных сведений выявить основные особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

Актуальность темы заключается в том, что многие из принципов построения современного общества и развития экономики страны были заложены именно в 19 веке.

Эволюция государственного строя Англии в 19 - начале 20 века

Традиционно, беря за основу экономические изменения, в истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода:

  • 1. Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма;
  • 2. 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма;
  • 3. 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.

Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политико-правовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:

  • - демократизация избирательной системы и политической жизни Англии;
  • - обуржуазивание парламента и государственного аппарата;
  • - возвышение исполнительной власти.

Англия в период развития промышленного капитализма.

В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60-х годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата). Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии. На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина XV111 века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений. Прежде всего, изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори.

Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы. Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему.

Избирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по-прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившийся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата. Сохранение практики посылки депутатов в парламент от "гнилых" и "карманных" местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 "гнилых местечек" с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали. Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции. Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской реформе". Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения. В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему:

  • 1. Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.
  • 2. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними и графствами).
  • 3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: - избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах - строением; в деревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных; - избирательным правом наделялись арендаторы - на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов;
  • 4. Устанавливался ценз оседлости - 6 месяцев.

Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.

Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм.

Пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих. Принятый парламентом в 1834 году "Акт об изменении закона о бедных", ограничивавший практику оказания помощи бедным со стороны приходов, способствовал активизации борьбы пролетариата за свои избирательные права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепроизводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне была создана "Ассоциация рабочих", ставшая ядром чартизма - рабочего движения за всеобщее избирательное право.

Политическую платформу движения составила "Народная хартия" (хартия по-английски - чартер, поэтому движение названо чартистским), которая содержала шесть основных требований, предусматривающих создание основ новой избирательной системы:

  • - равного представительства;
  • - переизбрания парламента каждый год;
  • - всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев;
  • - отмена имущественного ценза;
  • -тайного голосования;
  • - вознаграждения труда депутатов.

Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о "Народной хартии", но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло политические требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями. Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое время угрозу новой парламентской реформы. Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали:

  • 1. Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
  • 2. Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную

власть кабинета министров получала партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.

3. Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула "король не может быть не прав" оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - "король царствует, но не управляет".

Англия в период расцвета промышленного капитализма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма и периодом утверждения политического господства промышленной буржуазии. Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны. В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в английском обществе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата.

В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе, инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправками либералов. Избирательная реформа 1867г. предусматривала:

  • 1. Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами).
  • 2. Снижение имущественного ценза.
  • 3. Ценз оседлости был увеличен до 1 года.

Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза, прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

Англия в период перехода к империализму. В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к империализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве.

Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX - начала XX веков.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XIX века в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов; в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах и ограничивавший, тем самым, расходы на проведение выборов. Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:

  • 1. Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
  • 2. Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии. Политические партии.

Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии:

  • · профсоюзы рабочих добиваются легального существования;
  • · отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести.

Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фабианского общества, тред-юнионов, Независимой партии труда и др.) в 1906г. была образована единая Лейбористская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.

Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Прежде всего, выравнивается их социальная база. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу первой мировой войны вообще сходит с политической арены.

Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX века в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля за ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, зачастую были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было значительно подорвано значение палаты лордов.

Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал:

  • 1) финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
  • 2) нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • 3) введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.

Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

Великобритания - унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания не имеет конституции как единого документа, как и всего лишь у трёх стран в мире - Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

Статуты: к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти).

Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:

1) правовые акты, принятые до XX века, но действующие до настоящего времени;

2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте; законы о пэрах; Закон о Палате общин; законы о народном представительстве; законы о гражданстве; Иммиграционный акт; Закон о королевской санкции; Вестминстерский статут; законы о министрах Короны и др.



3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

Судебный прецедент: судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный обычай: регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.

Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.

Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.

Одним из наиболее значимых факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на систему государственного управления в Великобритании является отсутствие формального и фактического разделения властей в его классическом понимании. Великобритания является монархией, и Монарх всегда был и остается частью законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе органов государственного управления, но и, например, в том, что члены Правительства Ее Величества (исполнительная ветвь власти) являются членами парламента (законодательная ветвь власти) и обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Например, лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета министров, Спикером палаты лордов и Председателем Апелляционного суда.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить три основных политических института: Монарх, Парламент, Правительство.

Монарх

По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Монарх официально является главой государства и олицетворяет единство страны. Формально монарх обладает значительными полномочиями (назначает премьер-министра и членов правительства, судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служителей англиканской церкви, созывает и распускает парламент по представлению премьер-министра, обладает правом законодательного вето, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования и т.д.) и еще большим влиянием на функционирование органов государственного управления.

Большинство полномочий британского монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом. Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Своеобразие исторического развития страны выразилось в том, что с конца XVII века происходил процесс передачи королевских прерогатив (законодательных и исполнительных) парламенту и правительству. В настоящее время любая из королевских прерогатив может в случае необходимости стать предметом законотворчества парламента. Если парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.

В британском праве различают два вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические. Личные прерогативы сводятся к ряду неписанных правил обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Примерами подобных личных прерогатив являются правила «монарх никогда не умирает» (по британскому общему праву между царствия быть не может, так как существующая система престолонаследия обеспечивает постоянное функционирование института монархии) и «монарх не может поступать неправильно» (закрепляет личный судебный иммунитет монарха). Политические прерогативы британского монарха достаточно обширны и закрепляют его полномочия в сфере внутренней и внешней политики. Во внутренней политике королевские прерогативы сводятся к полномочиям в области управления (право монарха назначать и увольнять министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалованье почетных званий; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны), полномочиям в судопроизводстве (право помилования), и полномочиям в законодательстве (право созывать и распускать парламент; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента). Во внешней политике королевские прерогативы сводятся к праву объявления войны и заключения мира, праву заключения международных договоров, праву решения по аннексии и уступке территории, праву направления и аккредитации дипломатических представителей, праву на признание зарубежных государств и правительств. Политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить два элемента: функционирующий, связанный с реальными полномочиями в сфере управления, которыми обладают премьер-министр и члены правительства и стабилизирующий, которые выражается в формальной прерогативах британского монарха направленных на обеспечение преемственность власти. На протяжении прошлого столетия британские монархи не раз способствовали решению проблем британской политической системы в целом, и системы государственного управления в частности. В частности это касалось конвенционной нормы британского общего права, согласно которой монарх имеет право назначать премьер-министров, но не правомочен отвергать их советы по вопросам государственной политики.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари