Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Горненский монастырь в эйн карем. Горненская матушка

В прошлый раз мы побывали с вами, дорогие читатели, в больнице больниц Адасса Эйн-Керем. Теперь исследуем дальнейшее пространство...





Вплотную к больнице примыкает Православный женский Горненский монастырь. Со стороны дороги, ведущей к больнице Адасса, нужно миновать шлагбаум, чтобы въехать в монастырь. В глубокой зелёной чаще, почти рядом с дорогой, ярко сияют купола новой церкви монастыря в честь “Всех Святых, в земле Российской просиявших”.


Сразу вспоминаются строки Лермонтова:
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод"
Доехали мы до ворот монастыря через территорию больничного корпуса.
В монастырь попадаем, позвонив в дверь.


Перед нами – изумительной красоты монастырский сад, в котором за каменными стенами царят тишина и покой. Побродив по садовым тропинкам, насладимся столь редкой прелестью и благодатью...










Итак, немного истории:
Предание называет именно этот район Иерусалима - Эйн-Керем (источник в винограднике) - евангельской «Горней».


Сегодня на месте традиционной Горней, среди высоких холмов, засаженных маслинами и кипарисами, расположены христианские монастыри. Один из них русский - Горненский женский монастырь.

Горний монастырь - православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в Эйн Кереме, 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской Православной Церкви.


Горненский женский монастырь основан в 1871 году.
В 1871 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), сильно скорбевший о том, что в таком святом месте нет участка земли для православных молитвенников, купил у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда участок земли за 55.000 франков, причем для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет. На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.


Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.


Местность стала застраиваться отдельными домиками с небольшими земельными «наделами» для разведения огородов. Земля здесь каменистая, и немалых трудов стоило первым сестрам образовавшейся общины ее оживить. Каждая поселенка была обязана посадить кипарис, миндаль и еще несколько деревьев, и каждое вырастить. Воду, собранную в сезон дождей, использовали в течение целого года. Нередко приходилось ходить за водой для поливки узкой тропой под гору, к источнику Девы Марии. Во главе сестринской общины вначале была инокиня Павла, известная благочестивой жизнью и строгим подвижничеством. Под ее мудрым, чисто материнским руководством община росла; трудами русских отшельниц, нашедших себе здесь новую родину, горный склон расцветал садами. Появилась потребность в своем храме.


Святым это место почитается потому, что здесь по преданию был дом Захарии и Елисаветы - родителей Иоанна Предтечи. И сам он родился в этом доме, а значит, на территории современного монастыря. Здесь на обширной местности раскиданы по склонам приятные домики, которые и кельями-то назвать язык не повернется. Все аккуратно пронумерованы, некоторые отличаются какими-то украшениями.

В 1911 году началось строительство собора в честь Всех Cвятых в земле Российской просиявших, которое прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

Строительство было возобновлено в 2003 году и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 12 ноября 2012 патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Сейчас в обители - около 160 сестёр.
В настоящее время в Горненском женском монастыре ежедневно проводятся богослужения. В соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, проводятся торжественные и праздничные богослужения, в храме Казанской иконы Божией Матери совершаются рядовые богослужения.

Он действительно горный и по строению больше напоминает какой-то курортный поселок на гористом склоне, только без людей. Тут пропадают звуки цивилизации. Нет, не совсем, а как-то так многозначительно притупляются, что ли? Но тут можно слушать тишину.


Вход в Горненский монастырь, построенный в память о встрече Елисаветы и Марии




















Но главное - как уже было сказано, - ощущение покоя. Замечательное место в Эйн Керем. И вид. Вид, который открывается от подножия Храма во Имя Всех Святых Российских Просиявших (так официально зовется эта замечательная церковь с золотыми куполами) бесподобен.








Сам Храм вблизи монументален, впечатляющ и красив. И хотя он не огромен, нет, его архитектурные особенности таковы, что выглядит он величественно.







Богослужения в Горненском женском монастыре










Кроме Храма святых за поворотом открывается панорама монастыря с небольшим храмом Казанской Божьей Матери. Храм был заложен в 1880 году, а затем по окончании строительства торжественно освящен 14 февраля 1883 года.








Церковная лавка перед Монастырем




Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Справа от входа в Казанскую церковь находится камень, на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.






Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чтимая Казанская икона Богородицы.




Монастырь утонул в глубокой долине среди высоких холмов, заросших маслинами, смоковницами, высокими кипарисами.








На территории монастыря очень уютно, а ещё - вокруг красивый вид, чистый воздух и тишина!







.


















Здесь на обширной местности раскиданы по склонам приятные домики, которые и кельями-то назвать язык не повернется. Все аккуратно пронумерованы, некоторые отличаются какими-то украшениями.








Очень уютно, кельи или дома, где живут монахини, похожи на небольшие виллы.










Возле каждого дома есть небольшой дворик, усаженный цветами.










Итак, впечатления от прогулки самые положительные. И если вы ищете тишины и уединения, то вам сюда. В русский горненский женский монастырь.


Трудно описать словами наслаждение, получаемое здесь от одного только вида пасторальных пейзажей, издревле хранящих свою самобытность, несмотря на разрушительное влияние времени и «прогресса»
Сегодня Горненский монастырь представляет собой частичку России на Святой Земле.

Наступление лета, а вместе с ним и поры отпусков, побуждает каждого задуматься о том, как провести это время с пользой. У кого-то все уже давно расписано по стандартной схеме: дача и садово-огородные работы либо море, солнце, пляж. Верующие люди стараются уделить часть своего отпуска посещению православных святынь как в России, так и за рубежом. И в первую очередь они, как правило, обращают свои взоры в сторону Святой Земли, стремясь ощутить причастность к происходившим здесь евангельским событиям. Отправиться в паломничество на Святую Землю можно либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приемом и размещением паломников. Но посещение Святой Земли может быть не только паломничеством или отдыхом – можно одновременно оказать своим трудом посильную помощь здешним обителям, в том числе и в приеме паломников.

Как и чем можно помочь Горненской обители, сестры которой несут послушание по приему и сопровождению паломников, о жизни этой обители рассказала ее настоятельница игумения Георгия (Щукина).

– Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?

– Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться па святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля – особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас – группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.

– Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.

– Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь – тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.

С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.

Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.

Устроили первую гостиницу – со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.

Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.

– Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?

– Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание – такова наша миссия.

Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь – мне тогда было 18 лет, – меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали – все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.

– Каков распорядок жизни Горненского монастыря?

– День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник – архангелу Михаилу, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.

Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники – в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.

– Подвизаться на Святой Земле – особый крест?

– Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».

Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» – никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.

Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом – теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.

– Сколько насельниц в обители сегодя?

– Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.

Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер – снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.

Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.

Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер – из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга –Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.

– Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?

– Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение – всех принимаем.

– А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?

– Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.

Находится на юге от территории киббуца Рамат-Рахель у Хевронской дороги. Он принадлежит греческой православной церкви, основной его приход - православные арабы. По христианской традиции, на этом месте пророк Илья провел ночь, убегая от царицы Иезавель (3 Царств 19:2). По другой традиции, здесь похоронен греческий патриарх по имени Илья в 1345 г. Есть еще версия, которая утверждает, что монастырь назван по патриарху Иерусалимскому 5 в., также похороненному здесь. Монастырь был построен в 6 в., разрушен позже землетрясением, восстановлен крестоносцами в 1160 г. на деньги византийского императора Мануэля I Комнина и отремонтирован уже в наше время.

Монастырь в Эммаусе-Никополе

Эммаус - место, пропитанное стариной. Каждый камень здесь - это часть истории. Здесь вы найдете впечатляющие руины византийской церкви IV-V веков, древние захоронения и каменоломни, мозаичные полы, купель для крещения V века. Надо отметить, что войны, землетрясения и время основательно потрудились над некогда большим и величественным храмом. О современности же вам сможет напомнить только небольшой археологический музей и магазин, который предлагает керамическую посуду.

Монастырь в Эммаусе всегда привлекал туристов своей особенной аурой. Согласно евангелию от Луки, ученики Исуса встретили его, воскресшего, именно в этом древнем городе. В византийские времена на месте древнего города Эммауса был построен большой храм. На его развалинах крестоносцы построили церковь поменьше, а в наше время появился католический монастырь, монахи которого продолжают раскопки Эммауса.

Сегодня здесь находиться католическая община "Блаженство", целью которой является единство и взаимопонимание между религиями. Иными словами, прийти и молиться в этом святом месте могут представители всех конфессий.

Монастырь св. Харитона

Монастырь святого Харитона (Вади Фаран) находится внутри природного парка в центре большой Иудейской пустыни. Он был основан в IV веке одним из самых ранних отцов и аскетов пустыни, святым Харитоном, и является первым монастырем в Иудейской пустыне.

Большой красивый монастырь в пустыне является идеальным местом для молитвы и достижения гармонии. Некоторые историки полагают, что это место посещал даже сам Иисус Христос. Старинные монашеские кельи украшают скалы, к которым можно пробраться с помощью лестницы, проходящей через узкое отверстие в огромном куске скалы.

В 1865 году монастырь был исследован архимандритом Леонидом (Кавелиным) и его монашеской группой. Они нашли пещеру с семью отверстиями, позже восстановив на этом месте скит. Сейчас в монастыре живет всего один монах, который, по его словам, отстроил монастырь заново своими руками.

Успенский монастырь

Успенский монастырь или аббатство Дормицион в Иерусалиме, располагается за пределами Старого города возле Сионских ворот.

Это место стало почитаемым с конца третьего столетия, когда здесь находилась византийская Церковь Столба. Спустя три века в церкви стали почитать один камень, на котором, согласно приданию, умерла Богоматерь. После чего это место стали связывать с успением Девы Марии. Дормицион на латинском языке означает «успение».

Внутри храма великолепное мозаичное убранство на полу и на стенах, а также цветные витражи и старые иконы. Под главным залом находится крипта, в которой покоиться статуя Девы Марии.

Монастырь бичевания

Монастырь бичевания, расположенный в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, в Израиле, считается тем самым местом, где Иисус Христос взял свой крест, на котором его потом и распяли. Часовня бичевания была построена в XIX веке монахами-францисканцами на месте храма, существовавшего здесь еще в XIII веке при крестоносцах. Простая часовня, перестроенная в 1930 году, украшена куполом с изображением тернового венца.

Часовня осуждения стоит на том месте, где Иисус Христос, осужденный Понтием Пилатом, взял крест у римских солдат и понес его до места своей казни. Она была построена в 1904 году. Пол часовни –городская мостовая II века. Маленький музей «Студиум» на территории монастыря с экспонатами, найденными при раскопках в разных частях Израиля, работает только днем, но является популярным местом среди туристов.

Елеонский Русский Православный женский монастырь

Елеонскую гору называют еще Масличной или Оливковой. Ее место в христианской традиции огромно. Монастырь Вознесения Господня на Масличной горе обязан своим существованием архимандриту Антонину (Капустину), который купил землю на вершине Елеонской горы, и инициировал раскопки. Результат их превзошел все ожидания: здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода с многочисленными мозаиками, погребальные пещеры, сосуды и даже бюст царя Ирода I Великого, который теперь хранится в Эрмитаже.

Но главной находкой стал камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса, на месте этой находки и была воздвигнута церковь, разбит сад, построены помещения для паломников. Проект церкви принадлежит отцу Антонину. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена у входа.

Росписи стен монастыря были сделаны самими монахинями. Иконостас был привезен сюда из Афона, а иконы - из России. Икона Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» почитается как чудотворная. Слева от алтаря в пол вмонтированы фрагменты белого мрамора с проступившими на нём красными пятнами. Это остатки древнего пола сохранились со времён нашествия персов в 614 году и напоминают об убитых тогда монахинях.

Часовня святого Иоанна Крестителя, стоит на том месте, где при раскопках была найдена его отсеченная голова. Здесь сохранился древний мозаичный пол с изображениями различных птиц и животных. Колокольня Иоанна Крестителя за свою красоту и стройность была названа «Русской свечой». Колокол для нее был отлит в России и привезен на Масличную гору в 1885 году.

Площадь монастыря имеет 54 гектара и окружен стеной протяженностью 1,5 километра. При монастыре есть большая оливковая роща, которая поставляет сестрам оливки и масло. Сегодня на Елеонской горе живут 46 монахини. Сестричество многонационально - среди сестер есть русские, арабки, румынки, эстонки, австралийки и немки.

Церковь-монастырь Посещения

Церковь-монастырь Посещения была сооружена в 324 году императрицей Еленой, матерью Константина - первого римского императора-христианина.

Прекрасные фрески, выполненные под потолком полукругом, описывают библейские события. На железных воротах Церкви Посещения установлены бронзовые изваяния Елизаветы и Захарии, престарелых супругов, история которых чётко и содержательно изложена в главе 1-й новозаветного Евангелия от Луки.

Часть здания церкви, оставшаяся от крестоносцев, построена в романском стиле, из плохо обработанного камня - так же, как строили сарацины.

Крест, помещенный высоко на башне, надолго приковывает внимание. Сама башня, так же, как и другая часть церкви, перестроена францисканцами - это уже ранний готический стиль: высокие узкие окна и обработанный камень.

Русский Спасо-Вознесенский монастырь

Спасо-Вознесенский женский монастырь расположен на вершине Елеонской горы. Он находится на участке, который в 1870 году был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным). Монастырь, занимающий пять с половиной гектаров, состоит в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В наши дни он является действующим православным монастырем, в котором более сорока насельниц со всех концов света.

На участке, который был приобретен под строительство монастыря, были произведены раскопки, в процессе которых было обнаружено немало ценных находок - мозаичные полы церквей и погребения византийского периода.

В 1873 году было начато возведение Вознесенского собора и колокольни (впоследствие она стала самым высоким церковным зданием в Иерусалиме - 64 метра). После смерти архимандрита в 1894 году здесь начала формироваться женская монашеская община, к 1914 году здесь было уже более ста насельниц. В 1924 году община получила статус монастыря.

Монастырь Креста

Монастырь Креста находится в живописной долине в западной части Иерусалима.

По одному из преданий, монастырь был основан во время правления императора Константина Великого и его матери Елены в IV веке нашей эры. В 1885 году греки открыли на его территории монашескую школу и библиотеку. К сожалению, школа была закрыта в 1909 году. В настоящее время в монастыре проживают несколько монахов и настоятель.

Монастырь Креста воздвигнут на том месте, где произрастало дерево, из которого сделали крест для распятия Иисуса Христа. Именно поэтому монастырь носит такое название.

Монастырь Нотр-Дам де Сион

Монастырь Нотр-Дам де Сион в Иерусалиме расположен на конце улицы Виа Долороза, где по преданию был приведен Христос к Понтию Пилату, после чего римский прокуратор произнес: "Ecce Homo", что означало «Вот человек».

Женский католический монастырь Нотр-Дам был построен в 1857 году, в нем была открыта больница и приют. На его территории была достроена церковь, которая носит название Ecce Homo.

Во время раскопок здесь были обнаружены древние археологические находки, среди которых мощеная римская мостовая и бассейн Струтийон, резервуар для водостока дождевой воды, находящийся под тротуаром.

Монастырь Марии Магдалины

Монастырь Марии Магдалины находится у подножия Масличной горы, недалеко от Гефсиманского сада.

Храм Марии Магдалины построен в честь императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II. Храм был заложен 21 января 1885 года. Автором проекта выступил Д.И. Гримм, работы же вели израильские архитекторы К. Шик и Г. Франгия.

В Храме находятся мощи святых преподобномучениц княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

В 1934 году шотландка Варвара Робинсон организовала женскую Вифанскую обитель, при которой организовали школу для православных детей арабов. В 1988 году община была возведена в ранг монастыря.

Горненский православный монастырь

Горненский православный монастырь – женский монастырь Русской Духовной Миссии, расположенный в четырех километрах от Иерусалима.

Начало монастыря положил архимандрит Антонин, когда в 1871 году выкупил два дома и большую плантацию оливковых деревьев. Постепенно расширяя территории, он построил приют для паломников. По уставу, паломники, которые хотели поселиться в монастыре, должны были построить себе жилище на свои средства. В связи с этим в монастыре отсутствуют традиционные кельи.

Первый каменный храм на территории монастыря был построен в 1882 году. В 1911 году началось строительство соборного храма, которое было прервано Первой мировой войной. Работы возобновились только в 2003 году. Осветили главный Храм 28 октября 2007 года.

Монастырь протопопа Георгия Хозевита

Монастырь прп. Георгия Хозевита относится к православной церкви. Он находится в ущелье Вади Кельт, в Иудейской пустыне, на западном побережье Мертвого моря.

Этот уникальный монастырский комплекс размещен на склоне крутой, практически отвесной, песчаной скалы. Он словно вырастает из камня. Чтобы достичь монастыря, паломникам приходится сначала опускаться на дно ущелья, а затем снова подниматься вверх по дороге вдоль обрыва. Проходить этот путь можно только пешком.

История монастыря началась много столетий назад с того момента, как в пещерах поселились сирийские монахи - в память о том, как в одной из этих пещер, по библейскому преданию, жил пророк Илия. В VI веке обитель достигла расцвета, но примерно в этот же период она сильно пострадала от нападения персов. Монастырь был разграблен, почти все монахи убиты. По преданию, в живых остался только настоятель преподобный Георгий Хозевит.

Сейчас для паломников открыта небольшая часть монастыря: два храма - в честь Богородицы и в пещере пророка Илии, а также небольшая терраса с видом на Кельтский каньон.

Монастырь Святого Георгия Хозевита

Монастырь Святого Георгия Хозевита находится на отвесной скале в ущелье Вади Кельт, примерно в пяти километрах от Иерихона. Монастырь был основан в пятом столетии и назван в честь святого монаха Георгия, чудотворца и духовного наставника общины. Его тело покоиться в монастыре.

В пятницу, 9 ноября, начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В понедельник, 12 ноября, Святейший Патриарх совершит освящение Престола и Божественную литургию в Горненском женском монастыре.

Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.

От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустину) купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем смежные земли и построил приют для русских паломников. Средства на покупку были собраны в России по инициативе члена Государственного Совета Петра Мельникова.

Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.

Первый каменный храм построен в начале 1882 и освящен 30 марта 1883 года в честь Встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. По ходатайству отца Антонина 5 августа 1883 года Синод утвердил этот праздник как «Целование Мариино» и определил праздновать его 30 марта (12 апреля по новому стилю), если Благовещение не попадает на Страстные дни.

Если же Благовещение приходится на Страстную седмицу, праздник переносится на Светлый четверг или Светлую пятницу - день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Позднее в Горненском монастыре стала почитаться Казанская икона Божией Матери, которая спасала сестер обители во время эпидемии холеры в Палестине. С тех пор храм именуют в ее честь.

Иконостас, плащаницу, сосуды и иконы привезли из России. Иисуса Христа в терновом венце для иконостаса написал сам архимандрит Антонин. Перед храмом находится столб от дома . Справа от входа камень, у которого, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.

По традиции икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Троицкого собора Миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн Карем, где ее уже ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь. У входа в храм лежит цветочный ковер, собранный сестрами. Икону устанавливают в церкви, у нее ставится игуменский жезл.

В память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы икона Благовещения остается в монастыре до 24 июня (7 июля) - дня Рождества Иоанна Предтечи. В этот день икону Благовещения провожают из Горней в Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Отцом Антонином составлена и служба праздника «Целования» на основании службы Благовещению. Архимандрит Антонин сам написал к этому празднику песнопения.

В 1911 года на территории монастыря началось строительство большого соборного храма, прерванное в 1914 году в связи с Первой мировой войной. Лишь в конце 2003 года при начальнике Миссии архимандрите Елисее (Ганабе) возобновились строительные работы.

К 160-летнему юбилею Миссии при начальнике Миссии архимандрите Тихоне (Зайцеве) строительство было завершено. 28 октября 2007 митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне - Святейший Патриарх, освятил собор малым чином в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Молебен на освящении собора возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. В своем приветственном слове по окончании молебна он: «Мы прославляем Триединого Бога, сподобившего нас войти сегодня в новопостроенный храм, посвященный просиявшим в России святым. Сей день радостный и праздничный, поскольку завершены работы по возведению здесь, во Святой Земле, нового храма, в котором будет возвещаться свидетельство веры».

Напомнив о гонениях, которым подвергалась Русская Церковь 70 лет, предстоятель Иерусалимской Церкви заявил: «Нисколько от этого не уменьшилась ее слава, Церковь еще более укрепилась кровью мучеников, кровью, которая соединилась с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня мы пожинаем плоды, которые принесла Русская Православная Церковь».

«Я хотел бы поблагодарить братскую Русскую Церковь, Его Высокопреосвященство митрополита Кирилла, который не жалел трудов, чтобы строительство этого храма было завершено. На богослужениях, которые совершаются в храме Гроба Господня, мы молимся о всех православных христианах. Надеемся, что Господь будет поспешествовать Святой Русской Церкви. Сегодня ее радость является также и нашей радостью», - сказал в заключение Патриарх Феофил.

На территории находится также пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.

Горненский монастырь расположен на окраине Иерусалима, близ селения Эйн-Карем. Участок был приобретен хорошо известным любому паломнику архимандритом Антонином Капустиным, начальником РДМ, в конце XIX века.

Местность эта действительно гористая, что дало название и монастырю, и "нагорной стране", куда пришла к Елисавете ее родственница, Пресвятая Дева Мария, сразу после Благовещения, из далекого Назарета.

"Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми".
(Лук.1:5-25)

Монастырь святого Иоанна Крестителя на месте дома свв. Захарии и

Елисаветы построен в XVII веке франсисканцами.

Внутри храма находится пещера, почитаемая как место рождения Иоанна Предтечи.

Храм возведен на остатках более ранней византийской базилики.

Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1104-1107 гг., пишет: «В этом же доме родился Иоанн Предтеча. Ныне на этом месте построена церковь. При входе в церковь на левой стороне, под малым алтарем, находится небольшая пещерка, в этой пещерке и родился Иоанн Предтеча. Место это ограждено каменной стеной».

План церкви Рождества Иоанна Крестителя (с сайта "Франсисканцы на Святой Земле") соответствует описанию игумена Даниила.

По соседству с русским Горненским монастырем есть еще один католический монастырь, называемый «Монастырь Посещения», расположенный на месте летнего дома родителей Иоанна Предтечи. Именно сюда пришла к своей родственнице Пречистая Дева сразу после Благовещения.

Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии — католическая церковь, расположенная по соседству с Горненским монастырем, принадлежит Кустодии Святой Земли ордена францисканцев.

Вот как об этом посещении рассказывается в Евангелии:

"Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына".
(Лук.1:39-57)

Еще находясь во чреве матери своей, Иоанн Предтеча уже был пророком, и возвестил ей о приближении Матери Божией. Недаром Иисус Хрисос говорил о нем: «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28)

Официально место рождения Иоанна Крестителя называется Эйн-Карем, и находится на окраине Иерусалима. По «нагорной стране» в русских источниках деревня называлась Горняя, что и дало название русскому Горненскому женскому монастырю.

Основание в Горней русского монастыря связано с именем архимандрита Антонина (Капустина), который почти 30 лет (1865-1894) руководил Русской Духовной Миссией (РДМ) в Иерусалиме. Об истории этого приобретения рассказывает архимандрит Киприан (Керн) в книге "Архимандрит Антонин Капустин - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме", изданной в Белграде в 1934 году:

"Самое большое наше владение, в 9 километрах от Иерусалима у арабской деревушки Эйн-Карем, где теперь красуется другая русская женская монашеская община, досталось о. Антонину не без некоторого соревнования и борьбы с латинскими миссионерами.

Среди довольно высоких холмов, по склонам засаженных маслинами, смоковницами и стройными, высокими кипарисами, теперь раскинулось несколько монашеских общин: наша русская и три латинских. Не без затруднений удалось нам стать тут твердой ногой. Дело в том, что Ейн-Карем выбрал себе как опорный пункт для своей деятельности столь известный на Востоке латинский миссионер, крещеный еврей Ратисбонн, основатель конгрегации Сионских сестер. Тогда населенная одними арабами Ейн-каремская долина впервые увидела у себя римских пришельцев. Благодаря организации и материальным средствам, католические миссионеры быстро скупают участки земли от арабских насельников, строят свою часовню, школу для детей, монастырь в честь Рождества Предтечи, обносят каменной оградой, засаживают, украшают. Впервые также холмы Ейн-Карема огласились новым для них и чуждым именем "Magnificat". Взоры Ратисбонна направлены были на холм с восточной стороны долины, чтобы и его присоединить к католическим владениям. Но тут-то вот зоркий глаз и энергия русского миссионера полагают неожиданно предел вожделениям латинян. Ратисбонн торговал на том холме, принадлежавший быв. драгоману французского консульства арабу-католику К... дом для нужд своих Сионских сестер. Но араб запросил совершенно неожиданно за весь участок, а не только за один дом сумму в 200 000 франков. Ратисбонн отступил, и тогда-то араб, будучи зол на него, предложил Русской Миссии купить его владение всего лишь за... 70 000 фр. Переговоры велись, разумеется, тайно, и сделка совершилась в величайшем секрете. Наконец, необходимый владенный акт был в руках о. Антонина. Ейн-Каремский холм, место встречи Божией Матери с праведной Елисаветой, одно из драгоценнейших, по воспоминаниям евангельским, мест стало русским, окрестилось милым русскому слуху именем "Горняя" , но на следующий день араб-драгоман был найден в своем доме отравленным. Народная молва упорно обвиняет тут католический фанатизм.

К этому владению о. архимандрит постепенно прикупил ряд соседних участков и таким образом закруглил его в одно большое и ценное имение общей площадью в 228 776,90 квадр. метров.

Участок был огромным. Современная клиника "Хадасса" находится на территории, когда-то купленной о. Антонином, и переданной Израилю во времена Хрущева.

Еще в 1870 году это был пустырь с одинокими домиками. Через 10 лет на нем зачинается новое русское просветительное дело. Теперь это женский монастырь с прекрасным укладом, хозяйством и совершенно отличный по самому строю своему и стилю от обычных монастырей. "Горняя" — детище о. Антонина, любимое им особой любовью, и о нем стоит подольше порассказать. Мысль о ней выносил он в сердце своем уже издавна.

При создании и оборудовании Горней о. Антонин, желая избежать скученности, вполне использовал обширность своего нового владения в Ейн-Кареме. Основным принципом было расселить будущих насельниц по всей горе, нарезав каждой ее участок для постройки на нем келий и необходимого при ней садика. Эти участки отдавались насельницам в пожизненное пользование, с правом даже строительницам передать их в пожизненное же пользование еще одному лицу, после чего домик и вся усадьба переходили в полную собственность Миссии. Вкус и желание отшельниц касательно постройки и украшения своей келий не ограничивались и не стеснялись никакими предписаниями, могущими придать трафаретный облик всей общине. Индивидуальность не убивалась, и это-то и дало Горней тот исключительно привлекательный, дышащий простотой и жизнерадостностью колорит. По всему холму разбросаны эти чистые, маленькие домики, как ульи на пасеке, тонущие в зелени кипарисов, смоковниц и миндальных деревьев, цветах и миниатюрных огородиках.

До самой смерти о. Антонина его дух и заветы, данные Горней, не угасали и были живы. Община была непосредственно подчинена Начальнику Миссии, не было ни игумений, ни каких бы то ни было официальных начальствующих лиц, насельницы доживали свой век в своих домиках, объединяясь лишь в церкви и общей трапезной. Потом условия существенно изменились: стали стремиться к расширению обители, домики и еще пустые участки стали продаваться с меньшим разбором, открылся благодаря этому доступ случайным элементам, из самой продажи или пожизненной аренды образовалась для Миссии доходная статья, захотели во что бы то ни стало обратить Горнюю в "настоящий" монастырь, перед войной особенно стремились к этому. Синод утвердил тогда и Елеонский монастырь, ввели и там, и в Горней "старших сестер", пожаловали им наперсные кресты, в 1924 году у патриарха Дамиана выпросили право назвать их "игумениями", что все вместе было, впрочем, весьма в духе общего нашего поведения в Палестине в последние годы перед войной. Нам непременно хотелось, вопреки всем канонам, иметь свою там параллельную с греческой иерархию, свое маленькое епархиальное управление.

Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя — поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой.

О. архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться разрешения патриарха на освящение храма в Горней — это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец-то митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем о. Антонин просил Синод установить особый праздник "Целования", обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы).

Икона "Целование" в Казанском храме Горненского монастыря

Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, к которой выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Миссию в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднества Благовещения. Синодом этот праздник был установлен и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа, как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. Наконец, 19 января 1886 года о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита.

Но все же несмотря на внесенную в Горнюю организацию форму и желание постоянно увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя. Вложенное им с самого первого дня жизни этого русского уголка настроение простоты и искреннего религиозного чувства живо и, хочется верить, не умрет, а может быть, Бог даст, когда-нибудь поможет воссоздать заново и развить то, что хотел видеть в ней о. Антонин. О нем помнит Горняя и вещает потомству его память".

Памятник о. Антонину Капустину в Горненском монастыре

Первый храм, построенный Антонином Капустиным в Горненском монастыре, был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Долгое время он оставался единственным храмом обители.

Из паломнических впечатлений 2016 года: "Казанский храм небольшой, уютный, намоленный. В нем мы прочитали отрывок из Евангелия от Луки, приложились к иконам и мощам святых".

У входа в Казанский храм вмонтирован камень

На этом камне, по преданию, пророк Иоанн Предтеча сказал народу первую проповедь

Отец Антонин испросил у Синода разрешения на установление особого праздника Целования в память о встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Синодом этот праздник был установлен и с тех отмечается каждый год, обычно через пять дней после Благовещения. В этот день из Миссии в Иерусалиме идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу из Горней выходит свой крестный ход с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня по старому стилю - дня Рождества Иоанна Крестителя, когда она снова возвращается в Миссию на Русском Подворье в Иерусалиме. В эти три месяца Сама Царица Небесная управляет обителью; икона размещается в храме на месте игуменьи монастыря; игумения вручает ей свой жезл; сестры, приходя на богослужение, сначала подходят к иконе, а уже потом к игуменье под благословение.

Храм святой Троицы. 2009 год

В 1910 г. в монастыре был заложен более вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся I Мировой войны, и простоял недостроенным почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Храм святой Троицы. 2016 год

Горненский монастырь - самый большой русский монастырь на Святой Земле. Участок, приобретенный архимантритом Антонином Капустиным в 1871 году, был очень большим, но значительную его часть Хрущев продал Израилю за очень незначительную сумму. На этом участке был построен сверхсовременный онкологический центр (клиника "Хадасса"), куда приезжают на лечение пациенты со всего света.

Из впечатлений о паломничестве 2009 года: "Русские группы встречают в Горненском монастыре, как родных. Мы постоянно ощущали тепло и заботу. Насельница монастыря, матушка Силуана, с любовью рассказывала жизни монастыря, его традициях и укладе.

На монастырском кладбище она показала нам могилу сестер Вероники и Варвары, родных матери и дочери, жестоко убитых маньяком в 1983 году в собственных кельях".

За благословением к схимнице

Сестры Горненского монастыря, сменяя друг друга, несут послушания на многих участках РДМ на Святой Земле.

Из паломнических впечатлений 2016 года: "Нашим гидом была монахиня Лариса из Горненского монастыря. Это было нечто совершенно иное, нежели поездка со светским гидом, пусть прекрасным историком, но невоцерковленным человеком. Мать Лариса рассказывала о святых местах и событиях не столько с исторической и фактической, сколько с духовной точки зрения, а ведь именно это и нужно паломникам в первую очередь!"

Неподалеку от Горненского монастыря, в долине, находится источник, из которого Пресвятая Дева носила воду на протяжении трех месяцев, проведенных Ею в доме Елисаветы.

Сестры Горненского монастыря берут из него воду; паломники тоже с радостью пьют ее, умываются. Многие из нас набрали по дороге плодов рожкового дерева, тех самых, которыми мечтал насытиться блудный сын, и омыв в источнике, решились попробовать. Стручки оказались сладкими на вкус, а косточки-семена твердыми, как камень.

Рожковое дерево с плодами

Напомню фрагмент из притчи о Блудном сыне: "По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". (Лук.15:13-19)

Из паломнических впечатлений 2009 года: "От матушки Силуаны мы услышали еще один интересный рассказ - о преподобном Давиде Гареджийском, жившем в VI веке, одном из основателей грузинского монашества. Преподобный Давид вместе со своим учеником Лукианом пешком отправился на Святую Землю. В те времена такое путешествие было очень опасным делом: дорогу преграждали разбойники и дикие звери, нападавшие на путников в безлюдных местах, злодеи и убийцы, прятавшиеся в лесах и пещерах, еретики и язычники ненавидевшие православных, как своих врагов. Паломники обычно шли, собираясь большими караванами, сопровождаемые воинами. Но монахи шли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Они шли опустив глаза, не оглядываясь по сторонам, закрыв монашеским куколем лица. Весь путь был для них духовными ступенями, лестницей, по которой в древние времена паломники с пением псалмов поднимались в Иерусалимский храм. Преподобные взошли на гору. Внизу расстилался Иерусалим, город, который предназначен был стать духовной столицей мира. Здесь был распят Христос, как Сын человеческий, здесь он воскрес как Сын Божий.

Преподобный Давид Гареджийский изображен на иконе у стен Иерусалима с камнем руке

Преподобный Давид отпустил Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам так и не вошел в Святой Город, считая себя недостойным. Вернувшись, преподобный Лукиан застал своего учителя стоящим на том же месте, погружённым в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный поднял с земли три камня и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия увидел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Этот камень по сей день хранится в монастыре; в Грузии существует предание, что три посещения Гареджийской пустыни равны паломничеству в Иерусалим".

Иерусалим находится к востоку (по фото - правее).

На горе, где молился преподобный Давид, находится гробница пророка Самуила; вершина этой горы хорошо видна с участка Горненского монастыря. Эту гору называют также горой Радости, отсюда паломник может бросить прощальный взгляд на Иерусалим. Игумен Даниил называет ее горой Армафем: «Вблизи Иерусалима, на правой стороне по пути от Яфы, гора высокая, которую называют Армафем. На этой горе находится гроб пророка Самуила, и его отца Елкана, и Марии Египетской, тут было село и дом святых. Это место огорожено и зовется городом Армафем».

На горизонте - "Гора радости"

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари