Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Философия и наука: сходства и различия. Соотношение философии и науки

Выявление сущности философии как части духовной культуры общества необходимо начать с этимологии слова. Как известно, слово “философия” происходит от 2 греческих слов “фило” - любовь, “софия” - мудрость, таким образом, оно означает “любомудрие”, “любовь к мудрости”.

Задание слушателям: Что такое философия? Наука ли философия?

На эту проблему существует две точки зрения:

1. Философия - это наука. К. Маркс: “Философия - наука о наиболее общих законах развития мира, т.е. природы, общества и человека”. И эта философия действительно представляла себя как науку, она претендовала на окончательное и строгое научное объяснение всего, что мире существует и происходит.

Этой позиции придерживаются и некоторые современные философы; с их точки зрения философия - это система доказательств, она занимается познанием мира.

2. Философия - не наука, так как предметом философии не может быть мир, философия - способ самопознания человека; не мир, а отношение к нему - предмет философии, и, следовательно, это не наука.

Этот спор существовал со времен античности.

1-ю точку зрения развивала милетская школа, Демокрит, Платон, Аристотель, затем Бэкон, Дидро, Гельвеций, Гегель, Маркс и др.

2-ю точку зрения развивала сократовская школа: Сократ, стоики, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, экзистенциалисты, Бердяев (см. “Философия творчества”)

Кто же прав? Правы и те, и другие.

Чем отличается философия от науки?

1.Философия - самопознание, рефлексия (а рефлексия - это и есть самопознание; сознание, направленное на самого себя). А так как мир человека- это и есть мир культуры, то философию можно определить как рефлексию культуры на самую себя или как облеченную в теоретическую форму рефлексию культуры. (К. Маркс: “Философия - живая душа культуры”.)

2. Философия может опираться на данные науки, обобщать и в той или иной мере использовать их, поэтому важным элементом философии является знание. Но в ней есть всегда то, что не может быть включено в науку. Она исследует отношение человека к миру, выраженное в ценностях; изучает знание человека о мире, включенное в систему личностных смыслов. А этот личностный смысл всегда неповторим, уникален.

3. Философия близка искусству (см. Н.А. Бердяев)

Общее в них:

1). Личностный характер восприятия мира (чего нет в науке);

2). Характер преемственности (каждое произведение уникально, нет более истинных или более ложных; в науке одно знание исключает другое или включает в себя);

3). Критическое отношение к миру. Искусство достигает вершин, когда возмущается миром, а не восхищается им.

Различие - в способах освоения действительности: философия - понятийно-категориальный способ освоения мира; искусство - образный.

Философия близка религии.

1). Характер проблематики (мировоззренческий, смысложизненный);

2). Включает в себя не только знание, но и веру.

4. Истина науки познается рассудком - через рациональное, логическое мышление. Истина философии познается разумом, который включает в себя рациональное и внерациональное, логическое и внелогическое, общее и индивидуальное. Философия стремится познать истину в ее человеческом, культурном измерении. В ней представлено 2 измерения:

а) логическое, рассудочное, рациональное, требующее доказательства и четкого соотнесения слова и дела:

б) духовно-нравственное, собственно-человеческое.

5. Философское знание не имеет прикладного характера, цели философии нельзя свести к служебным целям. Философия формирует тип сознания, мировоззрения; ее проблемы носят общечеловеческий, вечный характер. Философия всегда была жизнеучением, духовной руководящей силой.

Философия стремится подняться над природной зависимостью, размышлять о смысле бытия.

Полифункциональный характер философии проявляется в многообразии связей философии с жизнью, наукой, социальной практикой.

По отношению к науке она выполняет методологическую функцию как теория и метод познания. (Теория- сумма и система знаний о предмете; метод- способ их применения для получения новых)

По отношению к искусству, морали философия выполняет аксиологическую функцию и культурно- воспитательную.

По отношению к социальной практике - ориентировочную.

2. Философия образования: сущность и задачи.

Философия с самого начала своего возникновения стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи необходимо вспомнить имена Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая философия XIX в. в лице И. Канта, Ф. Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта выдвинула идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. В XX в. крупнейшие философы не только размышляли о проблемах образования, но и пытались создать проекты новых образовательных институтов.

Однако, хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в XX в.- в начале 40-х гг. в Колумбийском университете (США) создается общество, целью которого было исследование философских проблем образования, создание учебных программ по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности; философская экспертиза образовательных программ. Философия образования занимает сейчас важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

В России издавна существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования, однако до последнего времени философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел стало меняться. Создан Проблемный научный совет при Президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия.

Однако среди представителей различных философских направлений до сих пор нет единой точки зрения на содержание и задачи философии образования.

· Караковский В.А., дир. шк. № 825 г. Москвы определяет философию образования как ветвь современной философии;

· Краевский Г.Н., акад. РАО, определяет философию образования как эклектическую область приложения определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности. (= педагогическая философия, прикладная философия)

Философия образования, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно определить как философскую рефлексию на проблемы образования.

С чем связан всплеск философской проблематики в образовании?

Прежде всего, с тенденциями развития современного образования в стране и мире. Какие это тенденции?

1. Мировая тенденция к смене основной парадигмы образования; кризис классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ;

2. движение отечественной школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества;

3. идейно- мировоззренческий и ценностный вакуум в системе образования, возникший в связи с распадом тоталитарно-идеологического управления этой системой и связанная с этим явлением - неясность, неопределенность целей обучения и воспитания.

Эти тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования:

1. осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса.

Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики:

  • место и смысл образования в культуре,
  • понимание человека и идеала образованности,
  • смысл и особенности педагогической деятельности.

2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное);

3. выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.

Таким образом, стимулами развития философии образования являются конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образования.

Философия - это совокупность самых общих (читай примитивных) идей, принимаемых без доказательств и излагаемых в наиболее непонятной для непосвящённых в эти болота концепций, менталитета и парадигм людей форме. Философий на самом деле очень много - сколько людей столько и "философий", в принципе, может быть.
Если человек не способен ставить и решать конкретные практические задачи, но у него завышенное самомнение, то он стремиться заделаться "философом"...
Чем изощрённее псевдологические выкрутасы на ровном месте (схоластика) и не понятнее термины (экзистенциализм), тем якобы "глубже" выглядит философия в конкретной тусовке "философов".
Философия кончилась, когда "философы" перестали изучать и понимать физику, химию и биологию с базисной математикой. Философия стала видом искусства и самовыражения психически специфических личностей.
Кто поступал на "философские факультеты" в СССР и с какой целью? Знают все. Для тех, кто не знает, скажу: дети чиновников и политработников, которые не способны были в школе изучить законы физики, химии и биологию.
В СССР считалось, что после окончания такого факультета, где изучалась только марксистско-ленинская "философия" (диалектический материализм с элементами матерного диалекта), у человека прямая дорога во власть.
Думаю и за границей было почти то же в 20 веке. У них свои заморочки тупизма. Самые неспособные к практическому логическому мышлению и имеющие плохую память люди шли на философский факультет. Изучали историю философии. Всё ни о чём...
Конечно бывали исключения. Пара, тройка вполне адекватных ребят и девчат реально созидали концепты. Но они быстро отуплялись окружающей средой. Марксизм-ленинизм не терпел инакомыслия. Как и любые другие философские школы. Философии вышли из религии. А там терпимость к инакомыслию не терпима!
Вы встречали женщину - философа. Я не встречал. Этого не было ни в какие времена и ни в каких странах. Кроме СССР, Кубы и Северной Кореи. Но такие "философини" были только по формальным признакам. Женщина философ - это всё равно, что попугай - орёл... При всём моём глубочайшем уважении к женщинам. Но природа так устроена, что гвозди следует забивать молотком, а борщ варить не из топора.
Женщины умнее и эффективнее мужчин во многом, что им дано от природы. Но не в абстрактных сферах мышления. Женщины конкретны и прагматичны. Практичны и результативны. И это очень хорошо. Что бы мы без женщин делали. Но ведь каждому своё! Не так ли? В самом широком и полном смысле этих слов.
Философ оставляет после себя новые идеи, концепты. Совокупность мыслей составляющих законченное новое учение или новый взгляд, подход о бытие природы и человека.
Женщины, не обижайтесь, ради Бога, вам это не дано. Это не я придумал. Это факт жизни. Мы вас любим не за философию...
Можете посмотреть на историю философии. Много там женщин? Но без женщин не было бы и настоящей философии. Они всегда являлись самыми эффективными распространителями философских идей. Ну это уже отдельная тема.
Ну вот, начал про философию, а кончил, как всегда, женщинами...
"О "чистой" философии".
"Философами не становятся, а рождаются"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом "философия" означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Наука - это...

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука - одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин "наука" несет в себе несколько смыслов:

  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как "религия" и "философия".

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия - это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах ("Библия", "Коран"). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии - буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия - это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта. Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов. Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика - наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология - наука, которая изучает ценности;
  • этика - учение о манерах поведения;
  • эстетика - наука о прекрасном;
  • антропология - дисциплина о человеке;
  • гносеология - изучает теорию познания ;
  • онтология - изучает бытие.

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время - это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время - параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету - система Гринвич.
  2. Поясное - включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное - усредненное на определенной территории.
  5. Звездное - его используют в астрономии.
  6. Летнее - часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно. Настоящее - это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время - это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время - замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

Сходства

Философия

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Понятия науки точны и конкретны.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела - нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова "Мастер и Маргарита") затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача - раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика - наука будущего

Эзотерика - наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Чем отличается философия от частных наук

Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно.

Частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении частично перестает быть проблемой.

Другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой - это именно то, что не может быть дано

Таким образом, от философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе - неразрешимая проблема. И доказав это, мы подучим философию в полном смысле слова, точно отвечающую предъявленным к ней требованиям.

Если физика - все то, что можно измерить, то философия - все то, что можно сказать об Универсуме.

Как Р. Декарт определяет начало всякого познания

Тот, кто думает, что Декарт положил начало новому времени каламбуром насчет того, что мы не можем сомневаться в том, что сомневаемся, - кстати, то же говорил и Св. Августин, - не имеет ни малейшего понятия об огромном новаторстве картезианского мышления и в результате не знает истоков современности.

Сомневаться - это значит, что мне кажется что-то сомнительным и недостоверным. Мне кажется и я думаю - одно и то же. Сомнение не что иное, как мысль. Итак, чтобы сомневаться в существовании мышления, я должен поневоле мыслить это мышление, чтобы дать ему существование в Универсуме; тем же актом, которым я пытаюсь упразднить мое мышление, я его осуществляю. Другими словами: мышление - единственное в Универсуме, существование чего нельзя отрицать, поскольку отрицать значит мыслить. Вещи, о которых я думаю, могут не существовать в Универсуме, но то, что я о них думаю, несомненно. Я повторяю: быть сомнительным - значит казаться мне сомнительным, и все в Универсуме может казаться мне сомнительным - кроме того, что это мне кажется.

Существование этого театра проблематично, поскольку я понимаю под этим то, что он стремится быть независимым от меня, что, когда я закрываю глаза и он перестает существовать для меня или во мне, он продолжает на свой страх и риск быть вне меня, отдельно от меня, в Универсуме, т.е. что он существует в себе. Но мышление обладает таинственным преимуществом, его существование, то, чем оно стремится быть, сводится к тому, что мне кажется, - к существованию для меня. И поскольку я пока что состою лишь из своих мыслей, скажем, что мышление - то единственное, в чем его собственная сущность, то, что оно представляет собой реально, состоит лишь в том, чем оно является для себя. Оно то, чем кажется, и ничего больше; кажется же оно тем, что есть. Оно исчерпывает свою сущность в собственной видимости.

В отношении театра ситуация обратная: то, чем театр является или стремится быть, не исчерпывается его видимостью, зримой для меня. Напротив, он стремится существовать и тогда, когда я его не вижу, когда я не появляюсь, когда я не присутствую. Но мое видение есть нечто исчерпывающее его экзистенциальное стремление казаться мне, когда я смотрю, мое зрение присуще мне, оно явно и непосредственно. И если сейчас я страдаю галлюцинацией, значит этот театр не существует реально, но вид театра отнять у меня не может никто.

Из чего следует, что лишь мышлению дан весь Универсум, И при этом дан несомненно, поскольку состоит лишь в данности бытия, поскольку является чистым присутствием, чистым явлением, чистой кажимостью для меня. Это великолепное, решающее открытие Декарта, которое, подобно Великой Китайской стене, делит историю философии на две части.

Сомнение как метод, решение сомневаться, поскольку имеется понятное чувство сомнения, не было у Декарта случайностью, как и его начальная формулировка о несомненности сомнения. Решение об универсальном сомнении - это лишь лицевая сторона медали, или инструмент другого решения, более позитивного: признавать науку не как содержание, а лишь как то, что можно доказать. Итак, наука, теория - это не что иное, как запись реальности в системе доказанных суждений. Ведь сомнение как метод не является для философии случайностью: это сама философия, обдумывающая свои собственные неотъемлемые свойства. Любое доказательство - это доказательство сопротивления, и теория - это доказательство сопротивления, которое некое суждение оказывает сомнению. Без сомнения нет доказательства, нет знания.

Степень уверенности, с которой мы можем утверждать, что в Универсуме существует мышление, или cogitatio, несравнима с любым другим утверждением относительно существования, и это, будучи однажды обнаруженным, обязывает основывать на нем все наше знание об Универсуме. Для теории первая истина о реальности такова: мышление существует, cogitatio est. Мы не можем исходить из реальности внешнего мира: все, что окружает нас, все дела, включая и наше собственное, в их стремлении существовать сами по себе, независимо от наших мыслей о них, подозрительны. Но, напротив, несомненно, что они существуют в моем мышлении как мои мысли, как cogitationes .

Теперь разум оказывается центром и опорой всей реальности. Moй разум придает нерушимую реальность тому, что мыслит, если я считаю его тем, что он представляет собой изначально, - если я считаю его моей мыслью. Этот принцип ведет к попытке создания системы объяснений всего имеющегося, интерпретируя все то, что, очевидно, не является мышлением, не является мыслью как состоящее лишь в мышлении, лишь в мысли. Эта система - идеализм, и современная философия, начиная с Декарта, в основе своей идеалистическая.

Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумуля-тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный пере-ход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) инсти-туционное оформление в XVΙΙ веке .

Каковы отличия философии и науки?

1. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву : наука предоставляет методы, передает резуль-таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль-таты познания.

2. По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой :

1. Картина мира. Главный вопрос . В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю-чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

2. Функции и задачи . Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило-софа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получе-ния точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

3. Цель . Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

5. Предмет исследования . Философия предполагает свободный выбор предмета исследо-вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире .

3. По А.С. Кармину : 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - ка-ким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяс-нять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опроверг-нуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, счита-ется в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли .

4. По мнению П.В. Алексеева , философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры (Социальная философия, 2003.).

Каково соотношение между философией и наукой?

Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области зна-ния; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся об-ласти знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь прояв-ляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философ-ские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно свя-зана философия с социальными и гуманитарными науками .

Отношение науки к философии : а) естественные науки ближе к онтологии; б) гумани-тарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке : а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) пре-увеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм) .

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать по-иск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Маннсчитает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт.Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное ми-ропонимание.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

2. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

3. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос-сии, 2003. - 352 с.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари