Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Федеральное агентство по делам национальностей. «Дети Арктики» отдохнут в Анапе Проект дети арктики дошкольное образование

В рамках Международного форума «Арктика – территория диалога» главами пяти субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные народы, ведущие кочевой образ жизни, руководителем Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорием Ледковым и главой Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым подписана «дорожная карта» по реализации нового проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». Подпись под документом поставил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Главная цель документа – изучение и повышение эффективности программ в сфере обучения детей из числа коренных малочисленных народов, внедрение в их воспитание лучших практик. А Ямало-Ненецкий автономный округ станет пилотным регионом для реализации международного проекта «Дети Арктики», участие в котором также примут Финляндия и Норвегия.

Инициатива разработки проекта принадлежит Федеральному агентству по делам национальностей и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, руководитель Агентства Игорь Баринов представил проект и предложил руководителям регионов его поддержать.

Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» направлен на оценку образовательных методик в сфере подготовки к поступлению в школу детей из числа коренных народов Арктической зоны России и поиск действенных подходов к интеграции детей в систему общего образования при сохранении традиционного уклада жизни. Отмечается, что эксперты государств-участников Арктического совета займутся исследованием наиболее успешных программ, обеспечивающих изучение государственной и национальной истории, родного и государственного языков, а также получение и сохранение знаний о традициях народов Крайнего Севера.

Губернатор ЯНАО отметил, что такое внимание к проекту – крайне важно для ямальского региона. «Задачу обеспечить детей оленеводов и рыбаков, которые находятся с родителями в тундре, всем необходимым, что есть в дошкольном образовании – мы обозначили ещё шесть лет назад. Постепенно идём к её решению. И, конечно, опыт других регионов и стран будет нам полезен. Хотя в последнее время всё чаще приезжают к нам за опытом», - сказал Дмитрий Кобылкин, отметив, что помощь и координация проекта со стороны Федерального агентства по делам национальностей РФ «будет незаменимой».

Наша справка. Постоянное передвижение тундровиков, смена местоположения стойбища не позволяют дошколятам ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе. Ямальская программа «Кочевая школа» стала одним из способов разрешения этой проблемы. В настоящее время на территории ямальского региона предоставляют образование в местах кочевий 22 образовательные организации: 17 детсадов и пять школ. Кочевым образованием охвачено свыше 200 детей кочевников. Для организации образовательного процесса, в основном, используются мобильное жилище коренных народов Ямала – чум и модульные здания в небольших сельских поселениях либо на охотничьих стоянках, в рыболовецких станах. В результате поиска наиболее эффективных путей организации образования в местах кочевий на Ямале сложились разнообразные модели кочевого образования (полустационарная школа; кочующая школа; стационарная модель, когда обучение маленьких тундровиков происходит в специально построенных чумах либо модульных зданиях; выездной воспитатель и сезонная кочевая школа в летний период).

Для обеспечения проекта «Кочевая школа» на Ямале выделены средства на приобретение комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов для кочевых школ Приуральского, Тазовского и Пуровского районов. Организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже. Приобретены модульные здания кочевых школ, оснащённые всем необходимым оборудованием, в том числе спутниковыми системами связи. Выделены гранты для реализации инновационных проектов по развитию кочевых форм обучения. Для кочевых учителей и воспитателей разработаны учебно-методические пособия нового поколения.

Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» показывают, что охват дошкольным образованием среди детей тундровиков растёт. Педагоги отмечают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.

пресс-служба губернатора ЯНАО

Сто детей из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Архангельской области, Якутии и Коми отправятся на отдых на побережье Чёрного моря. Отдых будет организован в рамках проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». В Анапе для дошкольников из семей коренных малых народов Севера организуют как туристическую, так и познавательную программу, сообщает ТАСС .

Дети из арктических регионов получат возможность познакомиться с югом России и показать свои таланты. В ходе лагерной смены в Анапе дети попробуют себя в спорте, творчестве, пообщаются с ровесниками из других регионов России.

Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» реализуется при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и распространяется на подрастающее поколение населения арктических территории России.

Президент РФ Владимир Путин пообещал, что члены семей обладателей паспортов болельщика ЧМ-2018 смогут до конца года получить бесплатные визы в РФ. Об этом глава государства сообщил в ходе общения с волонтерами ЧМ-2018. "Вы слышали, я пре... →

В российской столице проходит Московский урбанистический форум, тема которого «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». Ведущий специалист по вопросам развития городов на Всемирном экономическом форуме в Женеве Элис Чарльз ра... →

На следующих выходных, 28-29 июля на острове Валаам в Карелии состоится фестиваль «Просветитель». Мероприятие ежегодно собирает исполнителей православных песнопений. На этот раз это будут хоровые коллективы и представители не только России (Горно- ... →

Россия вошла в пятерку мировых лидеров по ряду направлений в науке, сообщает в четверг ТАСС со ссылкой на исследование, проведенное специалистами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ Высшая школа экономики. Соглас...

Дата публикации: 24.01.18

Проект «Дети Арктики»

Тема: «Формирование представлений у воспитанников об особенностях быта и культуры коренных народов Севера»

Краткая аннотация проекта:

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быта коренных народов Севера.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Актуальность:

Своим названием Ханты-Мансийский автономный округ обязан коренным жителям – Ханты и Манси, эти люди издавна живут на земле, которую назвали Югрой.

Слово «хант», в переводе значит «человек», значит слово «ХАНТЫ» переводится, как люди.

Эти люди давно живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными.

Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.

Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России.

Край рек, озер и болот. Общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч, а озер около 290 тысяч.

Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, солнце скрыто за слоем облаков. Но постепенно солнце все чаще появляется на горизонте, и наконец, приходит непродолжительное лето.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

В Конвенции ООН о правах ребенка в ст.29 подчеркивается «…необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям…»
В законе РФ «Об образовании» (ст.29 ч.5 и ст.14 ч.4) указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этической принадлежности.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на формирование у воспитанников об особенностях быта и культуры коренных народов Севера

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста патриотических чувств через ознакомление с родным краем - ХМАО-Югры.

Задачи проекта:

1. формировать представления детей о нашем крае ХМАО - Югре;

познакомить воспитанников с жизнью и бытом коренных жителей Югры; с народными орнаментами ханты и манси;

2.расширять представления о животном и растительном мире края;

3.развивать познавательный интерес к коренному населению крайнего Севера, через знакомство с играми, традициями и обычаями;

4.воспитывать любви к родному краю, бережному отношению к природе;

5. повысить педагогическую компетентность родителей по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Срок реализации проекта - 01.09.2017 г. по 30.05.2018 г.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители, специалисты.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Создание условий для самостоятельной и совместной деятельности:
подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2 этап – основной.

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Организация и проведение НОД, совместных мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание мини музея в группе.

3 этап – заключительный.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе. Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация опыта работы. Сопоставление имеющихся результатов с ожидаемыми результатами.
4 этап - Контрольно-рефлексивный.

Цель: подведение итогов.

Формы взаимодействия всех участников образовательных отношений.

С воспитанниками:

этические беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры – драматизации, НОД, решение проблемных задач, развлечения, праздники, детское творчество, чтение художественной литературы, выставки детского творчества.

С родителями:

Совместный поиск информации, нахождение различных способов решения проблемы в различных информационных источниках.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, обогащение предметно – пространственной развивающей среды.

Привлечение родителей к участию и организации совместных мероприятий.

Участив в выставках семейного творчества.

Выпуск газет.

Создание альбомов.

Работа с детьми.

Познавательное развитие

Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Путешествие по Югре».

Беседы о народах севера (ханты и манси) культуры и быта, о игрушках детей народов ханты и манси (кукле «Акань»); «Где ты живѐшь?».

Д/игры: «Что растет в лесу?», «Кто живет в лесу?», «Что лишнее?», «Из чего сок и варенье?»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов «Мой любимый край». Разучивание стихотворений о родном крае.

Беседы: «Природа родного края», «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Мой город Сургут», «Достопримечательности нашего города»

Художественно – эстетическое развитие

Ознакомление с художественной литературой:

Знакомство со стихами поэтов о Югре, с произведением «Буровичок Югорка», чтение хантыйских народных сказок.

Рисование:

Знакомство с орнаментами народов ханты и манси. Рисование на тему «Край родной», «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй», «Украшение хантыйским орнаментом одежды». Лепка «Животные и птицы нашего края.

Социально – коммуникативное развитие

Рассматривание фотографий, альбомов о Югре, о жизни и быте коренных народов, иллюстраций с одеждой и орнаментами народов ханты и манси, просмотр мультимедийной презентации «Люби и знай свой родной край».

Физическое развитие

Проведение и разучивание подвижных игр коренных народов Севера: «Важенка и оленята», «Олени на стойбище», «Загони оленей», «Чум», «Оленья упряжка» и др.

Итог реализации проекта:

1. Выставка рисунков «Югра - глазами детей»

2. Оформление коллажа «Люби и знай свой родной край»».
Ожидаемый результат:

Воспитанник:

Имеющий представления о своем родном крае: о животном и растительном мире своего округа; о коренных жителях Севера, их традициях и обычаях.

Имеющий представления о народных орнаментах народов ханты и манси;

Проявляющий интерес, любознательность к родному краю;

Проявляющий эмоционально – положительное отношение к своему краю, гордость и любовь к родному краю.

Работа с родителями:

1. Анкетирование «Что такое патриотическое воспитание».

2. Консультации: «Орнаменты ханты и манси», «О любви к родному краю». 3. Беседы: Праздники народов ханты и манси «Медвежий», «Вороний день», «Проводы лебедя», «День оленевода».

4. Изготовление фотоальбомов: «Достопримечательности нашего города», папок «Прошлое и настоящее города Сургута», «Животные и растения нашего края»

5. Изготовление стенгазеты «Мой край – Югра» (фотографии детей на фоне природы и достопримечательностей города Сургута).

Цель: привлечь внимание к изучению своего края – Югры, показать ее ценность для каждого человека; способствовать укреплению детско - родительских отношений.

Интересующиеся общественно-политической жизнью страны читатели помнят проходивший в г. Архангельске в конце марта IV Международный арктический форум "Арктика – территория диалога". В рамках этого мероприятия был заключен ряд важных соглашений о международном сотрудничестве в различных сферах жизни Арктики.

В рамках форума также была подписана дорожная карта проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». И хотя кроме руководителей Федерального агентства по делам национальностей России и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока тогда подписались главы лишь пяти арктических субъектов (Якутии, Коми, Ямала, ХМАО-Югры и Архангельской области), сейчас многие главы остальных регионов готовы присоединиться к проекту.

Проект заключается в создании условий для получения детьми коренного населения качественного образования с учетом их культуры и языка. Для этого первый этап предполагает изучение методик в регионах и за рубежом, выявления среди них лучших практик обучения. Затем вся информация будет анализироваться и обсуждаться специалистами для создания наиболее эффективной программы обучения и применения ее в национальных школах России.

22 июня Министерство образования и науки Якутии совместно с Министерством развития институтов гражданского общества Якутии провели совещание по реализации первого этапа проекта в режиме видеоконференции, в котором приняли участие представители заинтересованных органов пяти субъектов - участников проекта, а с нашей стороны кроме специалистов министерств и представители этнических ассоциаций.

В ходе совещания специалисты арктических регионов подчеркнули, что Якутия наряду с Ямалом по праву занимает лидирующую позицию в области образовании северных народов. Действительно, нашей республикой делается немало для сохранения и развития языков и культуры коренных народов Севера, о чем подробно в своем выступлении поведала первый заместитель министра образования и науки РС(Я) Феодосия Габышева. Феодосия Васильевна заострила внимание на опыте Якутии в области кочевых школ и перспективе создания кочевых детских садов. Подчеркнула важность снижения требований надзорных органов, предъявляемым кочевым учебным заведениям. По словам заместителя министра уже есть желающие открыть кочевые детские сады, но им очень трудно получить требуемые лицензии. Еще один вопрос, на который обратила внимание Феодосия Габышева, - это увеличение нормативов финансирования. Также она отметила важность принятия Якутией регионального закона «О кочевой семье», который призван поддержать семьи, продолжающие вести традиционный кочевой уклад жизни.

Ведущая совещание – заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Лена Иванова - поочередно дала слово всем участникам видеоконференции для предоставления аналитического материала о проводимой работе в рамках проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование».

Специалисты Ямала рассказали о том, что в конце августа они готовы запустить в регионе пилотный проект «Готовимся к школе», когда по ненецким кочевьям пройдет масштабный консультационный маршрут, в котором примут участие и коллеги из Финляндии. К слову, все регионы – участники проекта также будут представлены на этом мероприятии. Каждый регион имеет свои особенности, например, в Архангельской области уже нет кочевого населения, а представители народов Севера получают образование на русском языке. И тем сильнее значимость этого проекта. Вспомним, что саамам удалось переломить ситуацию со своим родным языком, когда его носителей оставалось крайне мало. Так, каждый регион должен представить свое видение по образованию детей из числа коренных, все методики будут опубликованы на сайте Всероссийской Ассоциации малочисленных народов.

После завершения видеоконференции в зале состоялся обмен мнениями среди специалистов и представителей коренных народов Севера, во время которой несколько раз упоминалась программа «Дети Севера», которая была свернута еще в 90-ые. Эта про-

грамма предлагала комплексный подход к обучению, снабжению учебных заведений, а также отдыху детей. Участники совещания подчеркнули, что в идеале надо стремиться, чтоб проект «Дети Арктики» в своем развитии был нацелен на достижение результатов

той обширной программы. Но главное, это все же создание такой методики, которая бы позволяла предоставить населению качественное образование без ущерба традициям и

языку. Феодосия Габышева призвала общественников совместно продвигать столь необходимый проект в Якутии, предлагать свои идеи и принять участие в их реализации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари