Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое баланс белого? Что такое баланс белого в фотоаппарате.

15.05.2016 4065 Справочная информация 0

Вы, наверное, уже неоднократно слышали, что правильная композиция и корректная экспозиция — основные составляющие успешной фотографии. Но в настройках фотокамеры вы обнаруживаете "баланс белого" (ББ, как его часто называют), который начинающие фотолюбители игнорируют и устанавливают в автоматический режим. Автоматика же камеры может допустить ошибку при установке ББ, и портит хороший снимок. Так что же это, загадочный "баланс белого", с чем его едят? Сложно ли понять это? К счастью, нет, и об этом мы сейчас и поговорим.

Баланс белого — это процесс цветокоррекции, в результате которой объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке. Человек видит белый цвет благодаря тому, что мозг корректирует отраженный свет с различными спектрами и при различной температуры. То же самое делает и автоматика фотоаппарат - изменяет цветовую температуру, измеряемую в Кельвинах. Однако человеческий мозг намного точнее автоматического режима ББ любой самой "навороченной" фотокамеры.

Зачем нужен этот параметр и почему он называется именно баланс белого? Вот смотрите. Попробуем с вами провести грандиозный научный опыт. У нас есть окно, день. В комнате - электрическое освещение. Возьмите два одинаковых белых листа бумаги. Поместите один из них в свет, падающий из окна. Другой положите так, чтобы он был освещён электрической лампой. На фотографии ниже один лист находится ближе к камере и освещён уличным светом. (Улица за спиной фотографа). Другой лист, в руках у девушки, освещён электрическим светом. Посмотрите по очереди на каждый лист - они разного цвета!

Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный ББ вы сможете добиться "правильных цветов" вашего снимка. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже - с оттенком голубого. К тому же, фотограф лишается возможности получить в изображении ту атмосферу, без которой нельзя создать художественный снимок. Вместе с эмоциональным воздействием может исчезнуть и ощущение места и времени события. Однако не всегда фотохудожник стремится к реалистичности. Иногда можно создавать различные эффекты, отличающиеся от реалистичных, используя ББ в качестве средства художественной выразительности. Например, попробуйте при дневном освещении сделать кадр с установкой ББ "вольфарм".

Итак, чтобы внести в изображение эмоциональную составляющую, необходимо взять под контроль параметры ББ. В своем фотоаппарате вы найдете предустановленные значения цветовой температуры в зависимости от условий: "День", "Облачно", "Вспышка", "Тень", помогут в значительной мере избежать грубых ошибок в цветопередаче. Для более тонкой настройки "продвинутые" камеры дают возможность выставлять непосредственно цветовую температуру от 1000 К (искусственное освещение) до 11000 К (солнечный день) и выше. Таким образом, фотограф имеет возможность выставить точное значение цветовой температуры и добиться реалистичной цветопередачи.

Фотографируя в RAW, есть возможность установить цветовую температуру на компьютере во время работы в графическом редакторе без потери общего качества. Однако, необходимо помнить, что постобработка существует для того, чтобы сделать хороший кадр еще лучше, а не спасать "убитые" и "безжизненные" изображения. Тем более, что, работая за монитором, вам придется отталкиваться от ошибочных установок автоматики, а не от сцены, видимой в реальных условиях освещения.

Из вышеуказанных ручных настроек я бы советовал только три (остальные у меня не востребованы) и режим авто.

Автоматический баланс (AUTO WB). Практически 90% фотографий, которые я делаю - я делаю именно с автоматическим ББ. С обычным дневным освещением, камера никогда не ошибается, проблемы могут возникнуть только тогда, когда у вас разнотипное освещение. К примеру, вы сидите в помещении с искусственным освещением, а из окна попадает дневной свет. Так же, у камеры возникнут проблемы когда есть где-то люминесцентное освещение или свет лампы накаливания. Во всех остальных случаях смело фотографируйте с настройкой авто.

ББ "лампа накаливания". Обычная, всеми любимая лампочка с вольфрамовой спиралью, к которой так мы все привыкли, может запросто испортить нам кадр своим желтоватым оттенком. Поэтому, лучше потратить время и настроить баланс белого, чем потом трудиться и вытягивать фотографию в редакторе.

ББ "люминесцентная лампа" (лампа дневного света). Аналогично лампе накаливания, люминесцентная лампа испортит нам кадр, если мы оставим баланс белого в автоматическом режиме, поэтому я советую не полениться и поменять настройки ББ.

ББ "день" (прямое солнце) . Эта настойка бесполезна, т.к. камера отлично определяет баланс белого в автоматическом режиме.

ББ "вспышка" . Вовсе забудьте об этой настройке, потому что при включенной вспышке авто баланс белого сам переключается в этот режим.

ББ "облачно" . При этой настройке, все цвета уходят в теплый тон, я иногда использую этот баланс белого, но очень редко.

ББ "тень" . А вот с этим режимом я дружу, мне нравится тот оттенок, который я в итоге получаю, когда объект находится в тени.

Если вы никак не можете самостоятельно определить баланс белого, измерьте ББ по белому листу (или не обязательно по листу, просто по белому участку) с помощью функции "Предустановленный баланс белого", а камера самостоятельно определит баланс белого. Только с этой функцией хорошо на дорогих зеркалках, а вот на мыльницах и любительских камерах это работает не всегда.

Резюме

Вам решать, настраивать баланс белого в редакторе или делать это на месте, установив его в камере. Но это делать однозначно нужно, особенно, когда у вас люминесцентное освещение или обычная лампа накаливания. Во всех остальных случаях вы смело можете фотографировать с автоматическими настройками баланса белого.

И еще один совет. Экспериментируйте. Фотографируйте, используя разные пресеты ББ. Со временем вы "набьёте руку" и "наметаете глаз". А не будет получаться или у вас нет возможности переснять кадр, а баланс белого оставляет желать лучшего - можно просто перевести фотографию в монохром.

Всего вам фотографического!

Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Нравятся ли вам сочные, яркие цвета на снимках? Когда представлен каждый цвет и каждый оттенок, и все они создают очень реалистичное изображение. Конечно, немаловажную роль играют при этом внешние условия съемки и качество самой аппаратуры, но не только.

А что же главное? – спросите вы меня. Правильно определенный баланс белого, вот и всё! Отсюда встает важный вопрос, как выставить баланс белого? Об этом вы вскоре узнаете.

О настройках фотокамеры

Как вы знаете, есть три “кита” – три очень важных экспозиционных параметра кадра, которые должен знать и уметь установить любой уважающий себя фотограф. Это: , .

Частенько забывают про еще одну настройку, не меньше влияющую на итоговую картинку, — Баланс Белого (ББ/WB). Он отвечает за передачу цветов и их оттенков и зависит от цветовой температуры окружающей обстановки, которая измеряется в Кельвинах. Если на фотоаппарате неверно определяется белый цвет, то и другие цвета будут искаженными!

Три основных цвета, из сочетания которых рождаются все остальные, — красный, зеленый и синий. Они входят в зону видимого нами и линзами фотоаппарата света. Если цветовая температура низкая, то будет присутствовать цвета красной области, если же высокая – синей.

Общая световая тональность снимка будет зависеть и от неба, и местности, и таких отражателей как вода, горы и т.д. Таким образом, достаточно много факторов влияет на баланс белого. Если мы доверим камере определять эту настройку, то необязательно, что она выберет реалистичный вариант или тот, что нас бы устроил.

А цвет во многом влияет на восприятие всего снимка и еще на важный аспект – его атмосферу. Так что я всегда люблю сам выстраивать ББ, используя, если не полностью ручной режим, то хотя бы приближенное к нему – “ясно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “вспышка” и т.д.

Работа с балансом белого

На самом деле, точный показатель баланса белого довольно просто выставляется на фотоаппарате, но все-таки требует некоторого времени и усилий. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Способ № 1 : По белому листу, чистому, без пятен и ровному. Сначала необходимо взять белый лист, хорошо подойдет офисная бумага размером А4. Снимаем лист так, чтоб он занял весь кадр. Заходим в меню фотоаппарата, выбираем функцию ручной настройки баланса белого и переходим к снимку белого листа. Нажимаем на “ок”: теперь камера будет ориентироваться на данный белый как на эталонный и уже можно не беспокоиться об искажении в цветопередаче.
  2. Способ № 2 : По серой карте, средне-светлого оттенка. Считается, что такой цвет подходит идеально для выставления ББ, так как лишь серый в природе может присутствовать без оттенков, в отличие от того же белого. Мнение неоднозначное. Здесь аналогично, как в 1 варианте, необходимо сфотографировать специальную серую карту и среди всех снимков на фотоаппарате найти ее, выбрав в качестве основного цвета.
  3. Дополнительный способ : по руке. Бывают ситуации, когда ни карты, ни белого листа (или белой поверхности, например, стены) нет, тогда можно использовать фото своей руки, сделанном при наличном освещении, то есть ориентироваться на цвет кожи. Это помогает при портретной съемке, но все же метод по надежности уступает предыдущим.

Важно помнить! Если вы надеетесь один раз провести такое мероприятие с балансом белого, то спешите разочароваться – как только поменяется освещение или другие обстоятельства фотосъемки, все нужно будет делать заново.

В камерах разных производителей немного процесс выставления ББ может отличаться, но редко. К примеру, на никоне мы заходим в “Меню режима съемки”, далее “Баланс белого”: пункт “PRE” и “использовать изображение”. Остается только выбрать кадр из галереи и нажать “ок”. Надпись на дисплее “Получены данные” свидетельствует об успехе проведенной операции.

Более простой способ предполагает использование информационной кнопки “i”, потом джостиком переходим к “WB” и процесс повторяется. Только в этом случае мы не находим нужный кадр, а тут же делаем его.

ББ в графическом редакторе

Представьте, что вы сделали серию снимков, но, к сожалению, не удосужились проверить настройку баланса белого на камере. Теперь все кадры испорчены? Вовсе нет, все можно поправить. Да здравствуют всемогущие программы для обработки изображений! Наиболее популярными и широко функциональными среди них являются две – Lightroom и Photoshop.

В первой можно без труда редактировать большой объем фото и исправлять небольшие ошибки в плане цвета, света, убирать пятна, снижать шумы и прочее, вторая же более сложна в использовании и рассчитана на детальную работу с каждой картинкой, возможности ее практически не ограничены.

Давайте-ка я расскажу вам о том, как в лайтруме добиться идеального баланса белого, то есть когда цвета на картинке будут соответствовать цветам сфотографированной местности или объекта. И для этого тоже существуют разные пути, по сути ведущие к одному результату:

  • Регуляция бегунков “температуры” и “оттенка”. Как Вы можете увидеть, представлена гамма от синего до желтого и от зеленого до пурпурного. Двигаясь к синему, Вы сделаете изображение более холодным, с меньшей “желтизной”, а желтый, следовательно, придаст теплоты снимку. Усиление зеленого хорошо подходит для травы и деревьев, а вот на лице человека его стоит избегать, поэтому слегка можно уходить в сторону пурпурного.
  • Выбор “пипетки”. Выбрав эту опцию и кликнув на светло-серый (или же белый) цвет на изображении, можно автоматически получить нужные цвета. Будьте внимательны, программка не всегда справляется со своей задачей. Многое зависит от цвета и его качества, которые Вы выбрали как эталон для определения других цветов.
  • Тоновая кривая и работа с каждый цветом. Если, как Вам кажется, Вы максимально приблизились посредством методов выше к естественному (или желаемому) цветовому балансу, но все еще что-то не устраивает – попробуйте поиграть с цветами отдельно. Красный, зеленый и синий можно менять с помощью кривых: усилить каждый из них или уменьшить в определенной зоне кадра, светах и тенях. Другие цвета, например, малиновый, оранжевый, меняются в следующем разделе, ниже. И здесь можно задать их насыщенность, светлоту и оттенок.

Цветопередача на различных камерах

В зависимости от модели вашего фотоаппарата, цвета на самой фотографии могут обладать неким специфичным оттенком. Например, фотографии на canon часто получаются чересчур красными, nikon же может “желтить”. Не слишком приятно, правда? Но не стоит бояться, просто к этому нужно быть готовым.

Зная особенности своей камеры, можно создать пресет, то есть набор определенных настроек в том же лайтруме, и практически в один клик преображать цвета на фотографии.

Поэтому мой совет: если не хотите или не можете в силу внешних обстоятельств сразу же скорректировать ББ на фотоаппарате до съемки, фотографируйте в формате raw. Такие файлы будут, несомненно, большого объема, но именно в них сохранится максимально полная информация о фотографии.

При съемке в формате raw, баланс белого, выставить проще простого, например, в редакторе Lightroom. Для этого просто необходимо выбрать из имеющего списка, как показано на картинке ниже.

В последствие это сыграет вам на руку при коррекции не только баланса белого, но и других параметров изображения в фоторедакторе.

На этом, буду заканчивать свою статью, надеюсь, теперь вы полностью знаете о таком параметре, как ББ. Если вам, более детально интересно узнать, о программе Lightroom и как с ней работать, могу порекомендовать видеокурс «Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки ». Отличный курс, для молодого фотографа. Весь курс основан на примерах работы в программе лайтрум. Очень вам рекомендую!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Несмотря на то, что мы видим реальный цвет, освещение, в зависимости от угла зрения и течения времени постоянно меняется. Тот факт, что мы вообще не воспринимаем эти изменения в дневное время суток, результат невероятной работы человеческого глаза и мозга. Наши камеры в отличие от нас не могут различать цвета и тем более следить за изменением их тональности. Фотоаппарату нужно «объяснить», а точнее правильно его настроить на съемку того, или иного цвета. Возможно, вы видели такие фотографии, на которых фотографии природы имеют желтоватый оттенок, а портреты, при съемке со вспышкой приобретают синий оттенок. Все эти проблемы можно устранить при помощи хорошей коррекции баланса белого.


Что такое шкала Кельвина?

Цвета (иногда соответствуют температуре) света измеряется с помощью «шкалы Кельвина». Шкала Кельвина была создана в результате многих физических экспериментов и исследований по изучению длины волны путем нагрева черных объектов различных температурах. Может быть, эти знания не помогут вам в создании великолепных фото, но знать о том, что есть шкала измерения баланса белого - нужно, необходимо помнить и о том, что чем меньшее число Кельвина, тем более красный цвет света, более высокие значения соответствуют, синим оттенкам. Не стоит запоминать все возможные значения (а их довольно много) что бы точно настроить свой фотоаппарат, достаточно уловить основную идею, и понять принцип перехода из одного цвета в другой, именно это и пригодится вам на практике.

Чувствуете разницу?

Баланс белого в камере

Точный метод для установки баланса белого варьируется в зависимости от камеры, но в целом самый быстрый способ сделать это с помощью одного из стандартных значений. Просто установите другой режим баланса белого, и ваша камера мгновенно видит окружающий мир в другом цвете света.

Разумеется, у вас есть возможность установить какое-либо конкретное значение баланса белого, такое, какое вам нравится, однако в подавляющем большинстве ситуаций, стандартных вариантов настроек вам будет более чем достаточно. Учитывая то, что вы можете исправить небольшие неточности с помощью компьютерной обработки фотографий, то в чрезмерной щепетильности нет особого смысла. Хотя конечно, если вы настроены более чем решительно, и все время привыкли настраивать свою камеру «От» и «До», то можете попробовать, но стоит предупредить, что на освоение этого и обучение уйдет масса времени, и это получится не с первого, и не со второго раза. Да и к тому же, представьте, сколько раз вы будете перенастраивать фотоаппарат за все время съемки, если вы фотографируете, допустим, свадьбу, или другое «динамичное» мероприятие.

Ниже приведены возможные варианты настройки баланса белого, и указаны ситуации, когда и какие варианты лучше применять.

Автоматический баланс белого - камера самостоятельно определяет тип освещения и подстраивается под него. Не всегда фотографии будут удачными, скажем так - раз на раз не приходиться, и скорее всего, вам придется хорошенько поработать с такими снимками на компьютере. Это хороший вариант, в случае если вы торопитесь, и у вас просто нет возможности выбрать настройку получше.

Дневной свет - оптимальный вариант для съемки на улице, в обычном дневном освещении. Это золотая середина цветового диапазона света.

Облачно/В помещении - режим используется при более холодном освещении, например в пасмурный день, или в помещении. В результате изображения будут иметь более теплые оттенки.
Тень – Лучше всего использовать в сумерках, или рано утром. Придает фотографиям более теплый тон (желтовато-красные оттенки), чем предыдущий режим. Так же, режим может быть использован и при дневном свете, но тогда ваши снимки будут еще более теплые.

Лампа накаливания - Отлично подходит съемки в помещении при искусственном освещении (например, от люминесцентных ламп, которая может излучать желтоватые оттенки). Работая в данном режиме, вы получите более холодные оттенки.

Флуоресцентная лампа - Режим используется при съемке с искусственным освещением. В данном режиме вы получите более теплые фотографии, режим компенсирует холодный и немного зеленоватый оттенок света, создаваемый источником.

Вспышка – Режим добавляет на изображение более теплые оттенки, но не настолько теплые как при люминесцентном свете.


Постобработка

Способность точно выбирать режим баланса белого является одним из основных преимуществ съемки в RAW режиме. Если вы не знаете об этом или не снимаете в RAW формате, не волнуйтесь, вы все равно можете внести изменения в тональность, фотографируя и в других режимах изображений, хотя и не на столько, сколько хотелось бы.

Для изображений RAW у вас есть возможность либо выбрать один из доступных предусмотренных параметров (выбрать из доступных режимов баланса белого в вашей камере), либо, если вы хотите, сделать настройку вручную.


Ручная регулировка баланса белого

Учиться ручной настройке баланса белого лучше всего на практике, только так вы сможете научиться отличать цвет света и узнаете, какие параметры устанавливать. Фактически, управление достаточно простое и использует только два элемента управления (хотя это во многом зависит от программного обеспечения, и может изменяться):

Температура – Не важно, теплое освещение, или холодное, вы можете настраивать камеру, добавляя оранжевый или синий оттенок в ваш снимок.

Оттенок - Происходит регулировка и настройка оттенков зелено и пурпурного цвета.

Установить вручную баланс белого можно в три шага. Не забывайте, вы можете выбрать один из предложенных режимов, а затем с помощью "тонкой настройки" подкорректировать вручную.
Отрегулируйте температуру снимка, спросите себя, изображение слишком теплое или слишком холодное и увеличьте, или уменьшите значение температуры соответственно.

  • Настройте оттенок изображения, подумайте, чего не хватает больше - зеленого, или пурпурного. Поищите объекты в кадре, которые смогут помочь вам сделать правильный вывод. Если фотографируете портрет, смотрите на то, как изменяется тональность цвета кожи, и не дайте ей приобрести неестественные оттенки, слишком синие, или желтые.
  • Сравните изображения до и после. Проанализируйте свои снимки, и решите, что вы сделали правильно, а что лучше исправить. При необходимости повторите попытку.
  • Не забывайте, не бывает правильного или неправильного баланса белого, если фотография выглядит так, как вы хотите, значит все сделано как надо.

И всегда запоминайте, что вы делаете, и как настраиваете фотоаппарат в тех, или других условиях. Возможно в следующий раз, вы воспользуетесь теми же настройками в этой же ситуации, и у вас уйдет меньше времени на коррекцию баланса белого.

Народ, когда фотографирует, особо не парится над тем, что у них получается. Для 99% фотография, которая представлена выше, будет просто замечательной – но мы ведь с вами не такие, мы знаем что она отдает отвратительным красно-желтым оттенком… Поэтому сделаем ещё одну, но с нормальными цветами.

Вот так значительно лучше, пражское пирожное приобрело свой естественный вид, белый крем выглядит белым, а шоколад – аппетитным. Что я сделал? Да ничего особенного, я просто поменял баланс белого на “лампу накаливания”. Повторюсь ещё раз, в 99% среднестатистический человек этим бы не занимался, не стал бы тратить своё время, а оставил так, как это у него получилось с первого раза.

Желание делать качественные фотографии есть у всех. Это желание вполне естественно. Вот только мало кто работает над улучшением качества своих фотографий, поэтому, основную массу устраивают жуткие фотографии, которые у них получаются с первого раза. Остальная небольшая часть энтузиастов делится на две группы: те кто фотографирует что попало, а после всё фотошопит и те, кто заведомо при съемке настраивает баланс белого.

Если вы выбрали первый путь – путь джедая-фотошопера, заранее купите диск на много терабайт, т.к. вам придётся фотографировать в RAW/NEF, с JPEG такой фокус не прокатит, вы с него ничего не выжмите.

Лично я не люблю сидеть в фотошопе, поэтому я заблаговременно стараюсь выставлять правильный ББ (баланс белого), ну и, естественно, остальные настройки.

Чтобы настроить баланс белого на цифровом фотоаппарате не нужно быть физиком-ядерщиком, достаточно лишь отличать лампу накаливания от люминесцентной, дальше дело несложное: заходим в меню фотоаппарата, выбираем пункт баланс белого и выставляем необходимое нам освещение – все просто, не так ли? При чем, не важно какой у вас фотоаппарат, зеркалка или мыльница. Сделав такой не хитрый ход, ваша фотография обретает совершенно иной облик:

Слева: баланс белого AUTO; справа: лампа накаливания +3


Слева: баланс белого AUTO; справа: лампа люминесцентная -1

Обычно в фотоаппарате есть шесть определённых режимов ручного баланса белого (из ручных настроек использую только три, остальные у меня не востребованы) и режим авто.

Автоматический баланс (AUTO WB)

Практически 90% фотографий, которые я делаю – я делаю именно с автоматическим ББ. С обычным дневным освещением, камера никогда не ошибается, проблемы могут возникнуть только тогда, когда у вас разнотипное освещение. К примеру, вы сидите в помещении с искусственным освещением, а из окна попадает дневной свет. Так же, у камеры возникнут проблемы когда есть где-то люминесцентное освещение или свет лампы накаливания. Во всех остальных случаях смело фотографируйте с настройкой авто.

Свет падает из окна спереди:

а вот здесь, я посадил мою юную модель так, чтобы свет из окна падал слева:

Дневной свет:

ББ “лампа накаливания”

Обычная, всеми любимая лампочка с вольфрамовой спиралью, к которой так мы все привыкли, может запросто испортить нам кадр своим желтоватым оттенком:

Поэтому, лучше потратить пол минуты и настроить баланс белого, чем потом трудиться и вытягивать фотографию в фотошопе.

Вот ещё один яркий пример:

и та же фотография, только с ББ лампа накаливания:

ББ люминесцентная лампа (лампа дневного света)

Аналогично лампе накаливания, люминесцентная лампа испортит нам кадр, если мы оставим баланс белого в автоматическом режиме, поэтому я советую не полениться и поменять настройки ББ на лампу ДС.

ББ “прямое солнце”

Эта настойка бесполезна, т.к.

камера отлично определяет баланс белого в автоматическом режиме.

ББ “вспышка”

Вовсе забудьте об этой настройке, потому что при включенной вспышке авто баланс белого сам переключается в этот режим.

ББ “облачно”

При этой настройке, все цвета уходят в теплый тон, я иногда использую этот баланс белого, но очень редко.

ББ “тень”

А вот с этим режимом я дружу, мне нравится тот оттенок который я в итоге получаю, когда объект находится в тени, а у меня баланс белого “тень”:

Предустановленный баланс белого

Это важная вещь, о которой я чуть было не забыл. Если вы никак не можете самостоятельно определить баланс белого, измерьте ББ по белому листу (или не обязательно по листу, просто по белому участку) с помощью этой функции, а камера самостоятельно определит баланс белого. Только с этой функцией хорошо на дорогих зеркальных камерах, а вот на мыльницах и любительских фотиках это работает через раз. Денис не поленился и написал хорошую инструкцию по работе с .

Вот собственно на этом все возможные нюансы с настройкой баланса белого и заканчиваются. Теперь я дам парочку полезных советов, которые надеюсь вам помогут в дальнейшем.

Если фотография у вас с неправильным балансом белого ещё не всё потеряно, просто переведите её в ч/б, это самый простой способ избавиться от корявых цветов:

Если вы выставили правильный бб а он все равно ещё не подходит по цветам, попробуйте загнать его в +1, +2, +3 или наоборот в -1, -2, -3 (прямо на камере).

Если вы фотографируете в помещении, и все попытки настроить ББ тщетны – можете включить вспышку она хорошо вам поможет выровнять цвета:

Отчего же это зависит? Если вы немного хотите разобраться в физике процесса, я вам в этом помогу, если нет, пропускайте этот абзац. Дело в том что свет это электромагнитные волны с разной длиной волны, именно длина волны определяет цвет который мы воспринимаем нашим зрением. Если мы измерим температуру, которую излучает наша любимая лампа накаливания то получим число примерно равное 2800K, это число есть ничто иное как цветовая температура. К примеру, цветовая температура свечи – 1800K, дневной лампы – 3500K, нашей вспышки в фотоаппарате – 5500K, а обычное голубое небо – 11000K и более. Датчик фотоаппарата хорошо улавливает высокую температуру – поэтому у нас не возникает проблем с ББ днем, а вот низкую температуру он определяет плохо – поэтому худший баланс белого получается с лампой накаливания. Если не понятно – смотрим видео:

Выводы

Вам решать, настраивать баланс белого в фотошопе или делать это на месте, исправив его на камере. Но это делать однозначно нужно, особенно, когда у вас люминесцентное освещение или обычная лампа накаливания.

Во всех остальных случаях вы смело можете фотографировать с автоматическими настройками баланса белого.

Если вы уже сфотографировали, и у вас нет возможности переснять кадр, а баланс белого оставляет желать лучшего – нужно просто перевести фотографию в ч/б (чёрно-белый цвет) и не париться.

Спасибо за прочтение, удачных снимков!

В этом уроке вы узнаете, что такое баланс белого и цветовая температура, как это работает, и сможете сами научиться делать красивые фотографии с различным балансом белого.

Разные цвета при разном свете.

Зачем нужен этот параметр и почему он называется именно баланс белого? Вот смотрите. Попробуем с вами провести грандиозный научный опыт. Для чистоты эксперимента хорошо, чтобы у вас было окно, а за окном был день. При этом, чтобы в комнате было электрическое освещение. Возьмите два одинаковых белых листа бумаги. Поместите один из них в свет, падающий из окна. Другой положите так, чтобы он был освещён электрической лампой.



На этой фотографии один лист находится ближе к камере и освещён уличным светом. (Улица за спиной фотографа). Другой лист, в руках у девушки, освещён электрическим светом.

Посмотрите по очереди на каждый лист! «Белый лист и белый лист - что на них смотреть-то?», - скажете вы. Ан нет! Если вы внимательно приглядитесь, то поймёте, что теперь они разного цвета.



На этой фотографии - увеличенные фрагменты листов с прошлого снимка. Первый лист выглядит более желтоватым, а ведь это два абсолютно одинаковых листа из одной пачки бумаги!

Вот ведь. Обманывают на каждом шагу. Посмотрите, как выглядит этот же белый (белый ли?) лист:



при свете лампочки Ильича;



при свете лампы дневного освещения; - настройка баланса белого



при свете фотовспышки; - настройка баланса белого



При облачной погоде. - настройка баланса белого

С нашим «солнечным» московским летом мне пока не представилось возможности сфотографировать многострадальный белый лист при ярком солнце, но поверьте - он ждёт своего часа!

Вы видите, сколько цветов и оттенков? А ведь мы всегда знаем и понимаем, что этот лист белый!

Такие же метаморфозы происходят не только с белым, но и со всеми другими цветами.

Но почему мы этого не замечаем? Так и хочется сказать, что потому что не внимательные! (Но кто я такой, чтобы незаслуженно обижать хороших людей?) Дело, к несчастью, не в этом. Скажем так, у нас в голове есть специальный приборчик. Он при любом освещении мгновенно настраивается так, что мы видим все цвета такими, как они есть.

Но когда мы смотрим на фотографию, приборчик в голове не подстраивает цвета, и мы видим их искажёнными. Как на показанных выше снимках.

Поэтому для того чтобы снег на фотографиях получался белым (не жёлтый, а новый), обгорелый нос - красным, а плесень - зелёной, в фотоаппарат тоже нужно встроить такой приборчик. Вот этот непростой механизм мы условно и назовём «БАЛАНС БЕЛОГО».

Этот приборчик может работать в автоматическом режиме. Но бывает, что он подводит. Тогда имеет смысл регулировать этот параметр вручную. А как?

Слава богу, достаточно просто. Добрые люди придумали пару интуитивно понятных способов регулировки баланса белого.

Для того чтобы что-то ненужное регулировать - это ненужное что-то необходимо для начало измерить. Поэтому стала нужна «линейка». И такую линейку сделали. Только меряет она не сантиметрами, а Кельвинами.

По-умному это называется «Цветовая температура» (ну или просто «цвет»). В базовую физику я углубляться не буду. Я даже пока что не покажу вам эту линейку, а покажу только, как с её помощью можно изменять цвет в фотографии.


правильный баланс белого

Слева - самые холодные цвета. Справа - самые тёплые. Думаю, достаточно заметно, что самые холодные - это просто больше синего цвета, а самые тёплые - больше красного.

Умные люди говорят «теплые тона», когда снимок ближе к правым изображениям. Еще часто говорят «сделать снимок холоднее» (уменьшить цветовую температуру, это добавит больше синих холодных цветов) или наоборот «сделать снимок теплее».

Итак, худо-бедно о том, ЧТО такое баланс белого я рассказал. Теперь попробуем разобраться, КАК со всем этим работать.

Ниже перечислены способы настройки баланса белого у цифрового фотоаппарата. Обратите внимание на то, что у вашей фотокамеры может присутствовать лишь часть из представленных возможностей.

1. Отдать предпочтение режиму автоматического выбора баланса белого и наслаждаться результатом.

Самый простой и самый идеальный вариант. Если он не работает, то переходить к другим пунктам.

2. «Сказать» фотоаппарату, какая сейчас «погода».

Это не сложно. Для этого нужно зайти в меню настройки баланса белого. Там вы увидите вполне «говорящие» за себя значки. Например, облачко (ясно, что речь идёт о съёмке на улице при облачной, пасмурной погоде), солнышко (нужно использовать, когда светит солнце) и так далее. Как правило, у каждого значка есть текстовое пояснение, рассказывающее для какого случая он нужен.

правильный баланс белого

Этот небольшой рисунок предназначен для того, чтобы вы понимали - когда вы выбираете пресет баланса белого (например облачко), вы просто-напросто говорите фотоаппарату - поставь цветовую температуру равной (вставить цифру) кельвинов.

3. Жёстко задать значение цветовой температуры.

Это, пожалуй, самый правильный способ установки баланса белого. Просто задаёте на камере температуру.

4. Установка баланса белого по белому листу или "серой карте".

Ну, или не по листу. По любому белому объекту. Схема работы очень простая. Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае - вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую “Серую карту”.

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта - по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути - только во время съемки в студии. В остальных случаях - освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

5. И самое удобное. Выставить баланс белого уже после того, как вы сделали фотографию. (Это возможно, если ваш фотоаппарат позволяет снимать в формате RAW).

Иногда баланс белого специально искажают. Например, чтобы передать ощущение, будто фотография сделана на плёнку, баланс белого делают чуть теплее.

Ну и напоследок, чтобы разобраться со всем этим добром, искренне советую вам поэкспериментировать, пофотографировать, используя разные пресеты баланса белого. Со временем, опять-таки, вы «набьёте руку» и «наметаете глаз».

А не будет получаться - не расстраивайтесь и снимайте в ЧБ! По крайней мере многие великие фотографы так делали. (ЧБ - черно-белые фотографии.)

Видео о балансе белого:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари