Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Батман движение в танце. Классическая терминология

МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»

Словарь французских терминов

классического танца

Подготовила: Глухова С.Ю.,

педагог высшей квалификационной

г. Орск, 2013

В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio - (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge - (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb - (апломб) устойчивость.

Arabesque - (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi - (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble - (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude - (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance - (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne - (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце - характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte - (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire - (балансуар) качели. Применяется в grand battement jete.

Batterie - (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus - (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de - (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de - (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement - (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu - (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu - (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe - (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe - (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe - (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu - (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole - (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Chain - (шен) цепочка.

Changement de pieds - (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse - (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de - (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas - (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe - (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru - (па курю) пробежка.

Croisee - (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee - (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie - (деми плие) полуприседание.

Developpee - (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous - (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee - (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee - (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite - (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors - (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase - (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant - (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat - (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis - (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre - (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement - (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice - (экзерсис) упражнение.

Flic-flac - (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette - (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer - (фермэ) закрывать.

Faille, pas - (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper - (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade - (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand - (гранд) большой.

Jete - (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace - (жетэ антрэлясэ) entrelacee - переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme - (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé - (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever - (левэ) поднимать.

Pas - (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions - (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux - (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios - (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre - (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe - (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit - (пти) маленький.

Petit battement - (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette - (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Plie - (плие) приседание.

Pointe - (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras - (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Preparation - (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve - (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent - (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse - (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre - (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air - (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal - (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute - (сотэ) прыжок на месте.

Simple - (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne - (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee - (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte - (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple - (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee - (сисон томбэ) прыжок с падением.

Soubresaut - (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque - (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu - (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi - (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous - (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie - (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.

Краткий словарь основных понятий хореографии

Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

Классическая школа танца - система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы - научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.

Устойчивость - умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость - основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.

Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.

Повтор - метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле-нию получаемых знании, навыков, умений.

Координация - сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).

Элевация (от франц. elevation - подъем, возвышение) - «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про-странстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

Ballon - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».

Держать крест - удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

Корпус - включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо ря-дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).

Опорная нога - так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.

Работающая нога - так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».

En dehors - (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.

Preparation - подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма подни-мается и сохраняет это положение на выдохе.

Затакт - (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».

Список литературы

1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. - 416 с.

4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. -Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. - 184 с.

8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энцикл., 1981. - 623 с.

9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. - Москва: ГИТИС, 2007. - 248 с.

12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. - 352 с.

13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. - Москва: Искусство, 1989. - 160 с.

14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и

15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. - Москва: Новое слово, 2004. - 111 с.

16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.

17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.

18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 78 с.

19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. - 128 с.

20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. - Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. - 256 с.

23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2004. - 400 с.

24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. - Москва: Медицина,1972.

25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.-метод.пособие / Т. Б. Нарская. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. - 384 с.

27. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 632 с.

28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. - Новосибирск, 1998. - 160 с.

30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.

31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. - Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 190 с.

32. Серебренников,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. - Новосибирск: Сова, 2006. - 300 с.

34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.

36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Т. 1. Балет. - Москва: ООО «Кордис - Медиа», 2003.

battement - «батман» ) - отведение и приведение ноги в танцевальном движении. Группирует в себе бо́льшую часть элементов экзерси́са , необходимых для совершенствования техники классического танца (а значит и танца в целом):
  • Батма́н тандю́ (фр. tendu - «вытянутый» ) (и его видоизменений)
  • Батман тандю жэте́ (фр. jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
  • Гранд батман жэте (фр. grand - «большой», jet - «бросок» ) (и его видоизменений)
  • Батман девелопе́ (фр. developpé - «раскрывание», «развёрнутый» ) (и его видоизменений)
  • Батман фраппе́ (фр. frappe - «чеканка», «удар» ) (и его видоизменений)
  • Батман фондю́ (фр. fondu - «смягчённый», «расплывчатый», «растаявший» ) (и его видоизменений)

Батман составляет основную часть занятия классического танца, вырабатывая умение правильно отводить и вытягивать (выпрямлять) ногу во время исполнения танцевальных движений, а также способствует выработке апломба , помогая танцору научиться управлять отдельными группами мышц.

Методика и цели выполнения

Батман выполняется у опоры (т. н. «станка») или «на середине»:

  • Батман тандю - сгибание в исходную позицию и разгибание стопы скольжением по полу до положения пуанте́ (нога, сохраняя выворотную позицию, мягко касается вытянутым носком пола). Во время выполнения упражнения центр тяжести находится на опорной ноге, мышцы (ног и корпуса) предельно подтянуты. Выполняется из I или V позиции вперед, в сторону и назад.
    Цель выполнения упражнения - выработать умение правильно вытягивать ногу, силу и эластичность голеностопного сустава, а также красивую линию ног.
  • Батман тандю жэте (по иерархии выделяется отдельно от батман тандю, а не как его видоизменение) - небольшие (до 45°) четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение (ИП) через батман тандю с сохранением выворотности рабочей и опорной ног, а также натяжения подъёма и пальцев рабочей ноги.
    Цель выполнения упражнения - выработка умения управлять отдельными группами мышц, а также ориентации в пространстве (умения быстро вывести ногу в нужное положение и чётко зафиксировать в нём).
  • Гранд батман
    При использовании термина гранд батман чаще всего подразумевается такой элемент, как гранд батман жэте , а батман релеве лян (также релевелян, релевелянт) является сокращением от названия элемента гранд батман релеве лян .
    Гранд батман жэте - большие взмахи в воздух и возвращение в ИП выполняются по I или V позициям вперед, в сторону и назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух до положения 90° и выше, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, и возвращается скольжением через батман тандю в ИП, сохраняя выворотность колена и подъёма рабочей ноги, а также центра тяжести на опорной ноге.
    Гранд батман релеве́ лян (фр. relever - "поднимать", lent - "медленно" )- отличается от гранд батман жэте тем, что движение выполняется не взмахом, а медленно, «на мышцах».
    Цель выполнения упражнения - выработка маховых движений, растяжки, равновесия.
  • Батман девелопе - сгибание и разгибание ноги на 90° и выше. Выполняется через промежуточное пассе - нога сгибается в колене, колено максимально выворотно вбок, подъём предельно натянут и находится спереди на колене (сбоку у колена, сзади под коленом) для выполнения движений вперёд (в сторону, назад). Если движение выполняется вперёд (либо в сторону после выполнения вперёд), то нога в пассе переводится через сюр ле ку де пье впереди (стопа на уровне чуть выше щиколотки, касаясь её наружней частью, «обнимает» ногу - пятка спереди, пальцы заведены назад) , если назад (либо в сторону после выполнения назад) - сюр ле ку де пье (фр. sur le cou de pied - «на шейке ноги» ) сзади (нога находится чуть выше голеностопа, пятка прижимается к ноге, подъём и пальцы не прижимаются, как бы образуют «хвостик»). Когда пассе будет отработано, вводится вторая часть движения - разгибание ноги вперед, в сторону и назад. Движение выполняется плавно. Необходимо сохранять выворотность ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение.
    Цель выполнения упражнения - выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
  • Батман фраппе - резкое, чёткое сгибание ноги (по сути - удар) в положение сюр ле ку де пье и разгибание на носок, а также в положение книзу или на полупальцах в положение на носок или книзу. Выполняется вперёд, в сторону, назад, с акцентом на удар. Колено максимально выворотно, направлено в сторону по линии плеча.
    Цель выполнения упражнения - выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при быстром выполнении движений; отработать «расстановку точек» в движениях.

Классификация

Примечания

Источники

Литература

  1. Шипилина И. А. Хореография в спорте: учебник для студентов. - Феникс, 2004. - 215 с. - (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте). -

Балет и хореография считаются одними из самых изящных и пленяющих своим великолепием видов искусства. Техникой восхищаются миллионы людей по всему миру. Английский писатель Джон Драйден назвал балет «поэзией ног». Российский поэт и сатирик Эмиль Кроткий именовал балет «оперой для глухих». А американский хореограф отметила, что «тело никогда не лжет».

Однако мало кто знает, из каких элементов состоит балет и на основе каких движений строится танец. В классическом существует огромное количество элементов: па, дивертисмент, арабеск, кордебалет, фэрмэ, фуэте, апломб и многие другие. Батман - это одно из важнейших хореографических движений. Давайте разберемся, что же он собой представляет.

Что такое батман?

Батман - это движение, основанное на поднятии, отведении или сгибании рабочей ноги. Происходит от французского слова Battements - «биение». Выполняя батман, танцор стоит на опорной ноге на полупальцах, пальцах или на всей стопе. Необходимо помнить, что батман - это основа техники классического танца.

Существует большое количество видов батмана, требующих особой техники выполнения. Рассмотрим некоторые из них.

Battement Tendu ("батман тандю")

Названия элемента - «напряженный, натянутый».

Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман - одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.

На русском произносится как "батман жетэ" (от фр. Jeter - «бросать, кидать»).

Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.

Grand Battement Jeté ("гран батман")

Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.

Battement relevé lent ("батман релеве лян")

Название происходит от французских слов: relever - «поднимать», lent - «неторопливый».

Вид батмана, осуществляющийся путем медленного подъема ноги на высоту 90 градусов и задержания ее в таком положении. Элемент является достаточно сложным для исполнения, так как требует хорошей тренированности мышц ног и туловища.

Battement frappé ("батман фрапэ")

Название происходит от французского frapper - «бить, ударять».

Выполняется за счет резкого сгибания рабочей ноги под углом 45 градусов и ее удара по голени опорной. Наряду с Battement Tendu, является основным видом батмана. При выполнении Battement frappé развивается аккуратность и четкость, необходимая танцорам балета.

Battement Fondu ("батман фондю")

Элемент назван французским словом fondre - «плавиться, таять».

Достаточно сложный вид батмана. Чаще всего выполняется из пятой позиции. Опорная нога сгибается до положения demi plie, а рабочая переходит в положение le cou-de-pied (подъем ноги). Затем осуществляется постепенное выпрямление обеих ног, при этом рабочая нога отводится или поднимается вперед, назад или в сторону. Упражнение выполняется у балетного станка. Хорошо развивает мышцы ног, пластичность и мягкость движений.

Battement soutenu ("батман сотеню")

Глагол soutenir переводится с французского как «поддерживать».

Более сложный вид батмана, основу которого составляет Battement Fondu. Для его выполнения сначала необходимо подняться на пальцы или полупальцы. А затем поставить рабочую ногу в положение le cou-de-pied и отвести рабочую ногу вперед, назад или в сторону. Также возможно ее поднятие на 25, 45 или 90 градусов; сгибание опорной ноги в колене и отклонение туловища. Рукой выполняется движение nuance («небольшой нюанс, оттенок»). После nuance рука переходит в положение первой и второй позиции. Движение руки выполняется одновременно с движениями ног. Таким образом, рука переходит в первую позицию при постановке рабочей ноги sur le cou-de-pied и раскрывается во вторую позицию при отведении или взмахе ноги.

В данной статье мы познакомились с основными видами важнейшего элемента в классическом танце. Стало понятно, что батман - это элемент, требующий аккуратности, точности и предельной концентрации танцора для его выполнения.

ТЕРМИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Терминология классического танца сложилась в XVII веке во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той строй ной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio [ адажио ] Медленно, медленная часть танца.
Allegro [ аллегро ] Прыжки.
Allonge [ ссамбл ] Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую часть руки.
Aplomb [ апломб ] Устойчивость.
Arabesque [ арабеск ] Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ ссамблее ] Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [ аттитюд ] Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [ балансе ] Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [ па баллонэ ] Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied.
Pas ballotte [ па баллоттэ ] Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [ балансуар ] Качели. Применяется в grandbattementjete.
Batterie [ батри ] Барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [ па де буррэ ] Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [ бризе ] Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [ па де баск ] Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [ батман ] Размах, биение.
Battement tendu [ батман тандю ] Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [ батман фондю ] Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [ батман фраппэ ] Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [ фраппэ ] Бить.
Battement double frappe [ батман дубль фраппэ ] Движение с двойным ударом.
Battement developpe [ батман девлоппэ ] Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 0 в нужное направление, позу.
Battement soutenu [ батман сотеню ] Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [ кабриоль ] Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [ шен ] Цепочка.
Changement de pieds [ шажман де пье ] Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [ шажман ] Смена.
Pas chasse [ па шассэ ] Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [ па де ша ] Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ ле ша ] Кошка.
Pas ciseaux [ па сизо ] Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [ купэ ] Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [ па курю ] Пробежка по шестой позиции.
Croisee [ краузэ ] Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [ дегаже ] Освобождать, отводить.
Developpee [ девлоппэ ] Вынимание.
Dessus-dessous [ десю-десу ] Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [ экартэ ] Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [ эфасэ ] Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [ эшаппэ ] Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [ па амбуатэ ] Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ ан деор ] Наружу, из круга.
En dedans [ ан дедан ] Внутрь, в круг.
En face [ ан фас ] Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ ан турнан ] Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [ антраша ] Прыжок с заноской.
Fouette [ фуэтэ ] Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [ фермэ ] Закрывать.
Pas faille [ па файи ] Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [ галоп ] Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [ глиссад ] Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [ большой ] Большой.
Jete entrelacee [ жетэ антрэлясэ ] Перекидной прыжок.
Entrelacee [ антрэлясэ ] Переплетать.
Jete [ жэтэ ] Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [ жэтэ фермэ ] Закрытый прыжок.
Jete passé [ жэтэ пассэ ] Проходящий прыжок.
Lever [ левэ ] Поднимать.
Pas [ па ] Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [ па д аксион ] Действенный танец.
Pas de deux [ па дэ дэ ] Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [ па дэ труа ] Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [ па дэ катр ] Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [ пассэ ] Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [ пти ] Маленький.
Petit battement [ пти батман ] Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [ пируэт ] Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [ плие ] Приседание.
Demi-plie [ деми плие ] Маленькое приседание.
Pointe [ пуантэ ] Носок, пальцы.
Port de bras [ пор де бра ] Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [ прэпарасион ] Приготовление, подготовка.
Releve [ релевэ ] Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [ релевэ лян ] Медленный подъем ноги на 90 0 .
Renverse [ ранверсэ ] Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [ рон де жамб пар тер ] Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ рон ] Круг.
De jambe [ дэ жамб ] Нога.
Terre [ тер ] Земля.
Rond de jambe en l’air [ рон де жамб ан лер ] Круг ногой в воздухе.
l’air Воздух.
Soute [ сотэ ] Прыжок на месте по позициям.
Simple [ семпль ] Простой, простое движение.
Sissonne [ сисон ] Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [ сисон ферме ] Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [ сисон уверт ] Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [ сисон семпль ] Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [ сисон томбе ] Прыжок с падением.
Saut de basque [ со де баск ] Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [ сутеню ] Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [ сюр лек у де пье ] Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [ тан лие ] Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [ тан левэ сотэ ] Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Temps levee Временно поднимать.
Tire-bouchon [ тир бушон ] Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [ тур шенэ ] Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [ тур ан лэр ] Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [ тур ] Поворот.
Выворотность Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация Соответствие и согласование всего тела.

МБОУДОД «Детская школа искусств» г. Яровое

Краткий

СЛОВАРЬ

французских терминов

классического танца

Составитель: В.Г.Волошина

Концертмейстер ДШИ г. Яровое

г. Яровое

2014 г.

Введение

Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине – это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно. Экзерсис стоит из одних и тех же элементов.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы.

Soubresaut – (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque – (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu – (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi – (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied – (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous – (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie – (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм

Тombё - [томбе] падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie

Tours chaines (тур шене), цепочка поворотов следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад.

Adajio – (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge – (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb – (апломб) устойчивость.

Arabesque – (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi – (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble – (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude – (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance – (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne – (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце – характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte – (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire – (балансуар) качели. Применяетсяв grand battement jete.

Batterie – (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus – (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de – (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de – (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement – (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu – (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu – (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe – (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe – (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe – (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu – (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole – (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Preparation – (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve – (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent – (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse – (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre – (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air – (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal – (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute – (сотэ) прыжок на месте.

Simple – (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne – (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee – (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte – (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple – (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee – (сисон томбэ) прыжок с падением.

Pas d`actions – (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux – (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios – (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre – (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe – (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit – (пти) маленький.

Petit battement – (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette – (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Pique - [пике] легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

Plie – (плие) приседание.

Pointe – (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras – (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Chain – (шен) цепочка.

Changement de pieds – (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse – (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de – (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas – (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe – (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru – (па курю) пробежка.

Croisee – (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee – (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie – (деми плие) полуприседание.

Developpee – (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous – (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee – (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee – (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite – (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors – (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans – (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase – (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant – (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat – (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis – (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre – (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice – (экзерсис) упражнение.

Flic-flac – (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette – (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer – (фермэ) закрывать.

Faille, pas – (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper – (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade – (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand – (гранд) большой.

Jete – (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace – (жетэ антрэлясэ) entrelacee – переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme – (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé – (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever – (левэ) поднимать.

Pas – (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».


Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари