Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ стихотворения "Элегия" Некрасова Н. Стихотворение Н.А

Сочинение

Н. А. Некрасов известный русский поэт XIX века, редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Несмотря на то, что поэт вырос в богатой семье, он переживал за судьбу простого народа. Герои его стихотворений и поэм – простые крестьяне, горожане, беднота, обездоленные. В этом и было новаторство Некрасова как поэта. Ведь ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Гоголя мы не увидим простых людей главными героями произведений. Николай Алексеевич не только создавал в своих стихах яркие образы крестьян, горожан, но и переживал за судьбу беднейших слоев общества. Об этом поэт говорит в стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году, через 13 лет после отмены крепостного права.

Элегия – особый жанр, к которому обращались многие поэты-романтики: Жуковский, Баратынский, Батюшков. Элегия, в переводе с древнегреческого «жалоба», передавала грустные переживания, в основном – о несчастной любви. Некрасов же изменил жанр, придав своей элегии социальную окраску. Это грустное стихотворение-раздумье о судьбе народа после реформы 1861 года и утверждении высоких жизненных идеалов. Элегия написана шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой).

Первая часть начинается с обращения к молодому поколению читателей:

Что тема старая – «страдание народа»,

И что поэзия забыть ее должна, –

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Поэт пытается начать разговор, определив тему своего творчества в целом и этого произведения в частности, – «страдание народа». Это то, что его интересует больше всего. Он стремится убедить читателя в своей правоте, используя яркие сравнения и эпитеты:

«Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя богам,

Как тощие стада по скошенным лугам.

Антитеза усиливает остроту вопроса:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет …

Поэт использует в элегии восклицательные предложения, риторические вопросы, умолчания, что приближает стиль к публицистическому. Восклицание:

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!

перекликается с риторическим вопросом, заданным в конце:

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

Чему достойнее служить могла бы лира? …

Для Некрасова муза, творчество обязаны служить народу, настоящего поэта, гражданина, не может не беспокоить его судьба:

Я лиру посвятил народу своему …

Эта строчка является лейтмотивом всего творчества Некрасова.

Во второй части, начинающейся этими словами, поэт размышляет о реформе 1861 года. Для него этот указ – огромная радость. Но в этих строках чувствуется и авторская ирония:

Я видел красный день: В России нет раба!

И слезы сладкие пролил я в умилении …

Довольно ликовать в наивном увлечении, –

Шепнула муза мне …

И вновь поэт-публицист задает вопрос, связанный с темой стихотворения: Народ освобожден, но счастлив ли народ? Ответ на него мы найдем далее.

В элегии традиционно присутствует описательная часть. В третьей и четвертой части Некрасов рисует с помощью ярких эпитетов и метафор картину жизни после реформенной деревни, он наблюдает за крестьянами, восхищен их трудом:

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою;

Старик ли медленно шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы …

И вновь в конце строфы, как выстрел – риторические вопросы:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль также горестен нестройный их напев?

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме …

… Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы

И лес откликнулся …

А как же народ? Тот, о чьей судьбе так беспокоится поэт? Ответ на этот вопрос мы найдем в конце стихотворения:

Увы! не внемлет он – и не дает ответа …

Не случайно умолчание автор использует не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения: Народ не слышит вопросов поэта, не хочет для себя лучшей доли. Некрасов возмущен долготерпением крестьянства. Люди настолько привыкли быть зависимыми от помещиков, что продолжают по привычке нести трудовую повинность, не видят для себя иной доли. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в крестьянской жизни. В этом идея «Элегии» Некрасова. А ответы на поставленные вопросы должны дать читатели, то молодое поколение, к которому обращается поэт.

Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - «Элегия».

Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.

Один из них писал: «То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих - торжественный размер эпохи классицизма.

Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской «Деревней». Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

…Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам… -

и у Пушкина:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.

Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор

жанра: элегия - это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением «Эхо»:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Тебе ж нет отзыва… Таков И ты, поэт!

Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, -

Увы! не внемлет он - и не дает ответа…

«Не дает ответа» - это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя «Мертвые души». Не только народ - но и

вся Русь - вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

К юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

"Элегия" (Некрасов написал его на закате своей жизни) будет неполным и непоследовательным без осознания того места, которое занимает это произведение в творчестве поэта. А в нём он подводит своеобразный итог всему, что сказал ранее. В образном смысле, это самая высокая нота, которую смог взять поэт в своей песне.

Как создавалась "Элегия"

Когда поэт сочинял строки этого стихотворения, он отчётливо понимал, что времени у него в запасе осталось не так уж много. Непосредственным творческим импульсом было желание ответить своим критикам на предъявляемые ему претензии и задаваемые вопросы. "Элегия" Некрасова - стих о смысле жизни и назначении творчества поэта. Стихотворение эмоционально окрашено фактом неизлечимой болезни автора, вынуждающей его подводить итог своему творчеству. О поэзии Некрасова в определённых кругах принято было отзываться с оттенком лёгкого пренебрежения, как о чём-то, имеющем весьма отдалённое отношение к сфере высокого искусства. Стих Некрасова "Элегия" - это ответ в равной степени и поклонникам творчества, и его недоброжелателям. И первых, и вторых в русском обществе было более чем достаточно. На отсутствие внимания к себе поэт пожаловаться не мог.

В контексте эпохи

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения "Элегия" Некрасова - служение общественным идеалам. Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение "некрасовская школа". Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная "литературная мода" отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности. Они признавали только "искусство ради самого искусства". Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.

Элегия или нечто иное?

Иногда возникает вопрос о том, почему автор назвал своё стихотворение именно так, а не иначе. Вполне можно согласиться с теми читателями, которые разглядели в названии этого произведения некоторую иронию. Если исходить из античного понимания этого стихотворного жанра, то публицистическое произведение русского поэта - что угодно, но только не элегия. Некрасов, тема которого была весьма далека от античности, по одной из существующих версий, в названии своего произведения просто пошутил. Тем не менее по своему минорному настроению и стихотворному размеру произведение своему названию вполне соответствует. Это грустное элегическое размышление о безысходности в судьбе русского народа и об отношении поэта ко всему происходящему.

"Я лиру посвятил народу своему..."

Николай Некрасов вполне мог о себе это сказать, не рискуя впасть в фальшивый пафос. Он жил со своим народом единой жизнью. За его спиной остались долгие годы напряжённого труда и существования на грани нищеты. Его путь к успеху был нелёгким. Все силы души были отданы служению русскому народу. Об этом говорит даже простой анализ стихотворения "Элегия". Некрасов, подводя итог прожитой жизни, констатирует: " Но я ему служил и сердцем я спокоен...". Спокойствие поэту внушает тот факт, что он сделал всё что мог и даже больше. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был услышан теми, для кого творил. Его слово отзывалось в общественном сознании мощным резонансом и приближало неизбежные изменения в общественном устройстве Российского государства. В есть и заслуга Некрасова.

"Народ освобождён, но счастлив ли народ?"

Это один из главных вопросов, которые задаёт "Элегия" Некрасова. Стих не даёт на него прямого ответа. Многим казалось, что такое грандиозное событие, как отмена многовекового крепостного рабства, должно было быстро и до неузнаваемости изменить существование бывших крепостных крестьян, ставших свободными людьми. Однако в реальности всё обстояло гораздо сложнее. Крепостное рабство осталось в прошлом, но никуда не ушли из жизни крестьян беспросветная нищета и обездоленность. Постреформенные русские деревни средней полосы поражали своим убожеством многих современников поэта. Размышлениям на эту тему посвящена вся вторая часть стихотворения. Поэт остаётся верен своим идеалам и принципам, но выхода из создавшегося положения не находит. На этом можно было бы завершить анализ стихотворения "Элегия". Некрасов понимает, что ему не суждено будет дождаться ответа на поставленные вопросы. И финал оставляет открытым.

После Некрасова

Иногда бывают странные исторические сближения. Как будет сказано примерно через сто лет после Некрасова: "Поэт в России - больше чем поэт". Но к Николаю Алексеевичу Некрасову это утверждение применимо в полной мере. И поэзия его была чем-то большим, чем просто поэзией. Она была составной частью набирающего мощную историческую турбулентность течения русской общественной мысли. Вопросы, задаваемые поэтом в "Элегии", без ответа отнюдь не остались. Только нет ни малейшей уверенности в том, что ответы эти понравились бы тому, кто их задал. Ни счастья, ни благополучия, ни процветания русское крестьянство так и не дождалось. Лишь три с небольшим десятка лет отделяли поэта Некрасова от последовавшей после его кончины эпохи войн, революций, коллективизации и "ликвидации кулачества как класса". И многих других политических завихрений двадцатого века, в тридцатые годы которого неожиданно выяснилось, что пришедшим к власти большевикам совершенно не нужны некрасовские свободные землепашцы на своей земле. А нужны именно безропотные и покорные судьбе Исторический цикл замкнулся.

Некрасов переживал за судьбу России и всей своей поэзией призывал к работе по преобразованию её в могучую и счастливую страну.

Стихотворение «Элегия», посвященное судьбе родины и роли поэта в обществе, написано Некрасовым 15-17 августа 1874 года. Сразу в печать произведение отдано не было. Некрасов решил выждать некоторое время, не торопиться с опубликованием столь острого в политическом плане стихотворения – он опасался новой цензурной бури. Стихи были отправлены 29 августа 1874 года супругу сестры поэта А.Н.Еракову. В сопроводительной записке Некрасов отмечал, что за последний период творчества — это «самые мои задушевные и любимые» стихи.

Импульсом к написанию стихотворения «Элегия» послужила лекция либерального историка русской литературы Ореста Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов продолжает писать уже на разработанную тему «страдания народа». Поэт оппонирует, высказывает своё мнение, убеждает, что эта тема не стареет.

Композиционно стихотворение «Элегия» делится на четыре крупные строфы по 14, 10, 12, 14 строк соответственно. Стихотворению свойственна общая высокая тональность. Сквозные темы стихотворения – судьба народа в пореформенную эпоху и миссия поэта в обществе.

Стихотворение «Элегия» — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

Проблематика стихотворения
Ключевая проблема, поднятая в «Элегии» — социально-исторического плана — результаты крестьянской реформы. Проблемные вопросы о положении народа в стихотворении сочетаются с вопросом о роли поэта в обществе.

В начале стихотворения оценивается актуальность темы «страдания народа». Лирический герой вводит нас в курс дела – «мода» говорит о том, что эта тема стара, и поэзия не должна отзываться на неё. Но лирический герой с этим не согласен. Он придерживается мнения, что для поэта нет дела важнее и существеннее, чем «толпе напоминать, что бедствует народ… к народу возбуждать вниманье сильных мира…»

Во второй строфе стихотворения лирический герой рассуждает о своей гражданской миссии, о долге и ответственности перед народом, о Музе, о судьбах людей. Фраза, с которой начинается вторая строфа «Элегии», стала лейтмотивом всего некрасовского творчества:

«Я лиру посвятил народу своему»…

Заканчивается вторая строфа тем, что поэт пытается найти ответ на вопрос: осчастливила ли реформа крестьян? Оковы крепостного права пали, «но счастлив ли народ»?

Эта важная тема получила развитие в третьей строфе стихотворения: «Сносней ли стала ты, крестьянская страда?»

Начинается третья строфа с мирных картин крестьянской жизни. Над золотой жатвой поют песни жницы, шагает старик, бежит довольное дитя, исправно работают серпы и косы. С какой любовью рассказывает Некрасов о простых крестьянских буднях. Высоко ценил поэт русский народ, желал ему безграничного счастья, думал о нём, переживал за него:

«Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме…»

На какие вопросы искал ответы Н.А.Некрасов? Изменилась ли жизнь крестьян в лучшую сторону после подписания царем Манифеста об отмене крепостного права?

«Свобода, наконец, внесла ли перемену?»

В третьей строфе ответа на этот вопрос нет.

Заключительная строфа «Элегии» начинается со слов: «Уж вечер настает…». Эти слова как будто бы возвращают нас в прошлое. Они напоминают нам элегию Жуковского «Вечер» (1806 г.), в которой есть такие слова: «Уж вечер… облаков померкнули края…»

Интонация в начале заключительной строфы раздумчивая. Темы раздумий – природа, творческое вдохновение. Вторая половина строфы более решительна. Громкой песне поэта вторят долы, нивы, горы, откликается лес. Но тот, от кого ждет поэт ответа, молчит. Зов, мольбы поэта пока не услышаны.

Какую цель преследовал автор при написании стихотворения «Элегия»?
«Элегия» представляла собой обращенный к юношеству завуалированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства. Если обратиться к черновому варианту стихотворения, то в нём можно найти такие слова:

«О, русский юноша! Есть темы выше моды:
Не старят их века!..»

При более глубоком анализе «Элегии» становится ясно, что Некрасов опирался в этом стихотворении на принципы вольнолюбивой лирики Пушкина — «Деревня», «Эхо», «Памятник». «Влачатся», «тощие», «покорствуя бичам» — идет перекличка с пушкинской «Деревней».

Оба поэта шли в поэзии своими путями, но заслуги обоих перед Отечеством и русской литературой бесценны.

Главная мысль стихотворения «Элегия» — долгожданная крестьянская реформа не принесла счастья крестьянам. Нужно идти дальше.

Характерная особенность произведения – это пример элегии нового типа, элегии социальной.

Вчитываясь в произведение, можно заметить, что в стихотворении Некрасов ведёт речь не о бедствии одного народа, а о бедствии народов (во множественном числе):

«…пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,..»

Это же подчеркивается и в законченных в том же 1874 году и других произведениях Некрасова — «Страшный год» и «Смолкли честные, доблестно павшие…»

Стихотворный размер стихотворения «Элегия» — шестистопный ямб с использованием пиррихиев (пропусков ударений). В стихотворении применена смежная схема рифмовки (аабб) с использованием как женской рифмы (строки аа), так и мужской (строки бб).

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «изменчивая мода», «божий мир», «довольное дитя», «тайные вопросы», «рабству долгому», «живое воплощенье», «дальних гор»

Метафоры — «красный день», «жатвой золотою», «прохладной полутьме»

Обращения — «Не верьте, юноши!»

Олицетворение — «И лес откликнулся…»

Использована архаическая форма глагола – «стáреет»

Сравнение — «Как тощие стада по скошенным лугам…»

Риторический вопрос — «Чему достойнее служить могла бы лира?»

Фразеологизм – «сильных мира»

Восклицания — «Увы!», «Но каждый в бой иди!»

Чем запомнилось стихотворение Некрасова «Элегия»?
Необычным сочетанием формы поэтического произведения и его содержания. Казалось бы, элегия, — жанр довольно-таки сентиментальный. Но Некрасов подошел к вопросу новаторски — он создает социальную элегию. Это, несомненно, обогатило поэзию.

Стихотворение «Элегия» мне запомнилось тем, что в очередной раз Некрасов проявляет неравнодушие, как поэт, остро реагирует на окружающую действительность, ратует за лучшую долю для своего народа.

1. Вступление
2. История создания стихотворения «Элегия»
3. Что послужило импульсом к написанию стихотворения?
4. Композиция
5. Темы, поднятые в стихотворении, к какому типу лирики принадлежит?
6. Проблематика
7. Краткое содержание
8. Главная мысль стихотворения «Элегия»
9. Характерная особенность стихотворения
10. Стихотворный размер
11. Средства художественной выразительности
12. Чем запомнилось стихотворение?

«Элегия» Николай Некрасов

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.

Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?

Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют . И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса. Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой. Поэтому Некрасов отмечает, что он «сердцем спокоен» и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.

Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.

Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы , ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам . И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться. При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами. В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари