Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

5 общественно экономических формаций. Характеристика пяти общественно-экономических формаций

Общественно-экономическая формация - в марксизме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений .

Общественно-экономические формации у Маркса

Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решён и выделял в разных трудах разные формации. В предисловии к «К критике политической экономии » (1859) Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы:

  • Азиатский;
  • Античный;
  • Феодальный;
  • Капиталистический.

В своих поздних работах Маркс рассматривал три «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский» , однако в официально признанную пятичленную схему периодизации истории «германский» способ производства не попал.

Пятичленная схема («пятичленка»)

Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний стало основанием для советских историков (В. В. Струве и прочие), сделать вывод, что он выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями и формами собственности:

  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую;
  • коммунистическую.

Эта концепция была сформулирована в популярном произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства » и после канонизации работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938) начала безраздельно господствовать среди советских историков .

Феодализм

В обществе выделяются класс феодалов - собственников земли - и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право , экономическое принуждение.

Капитализм

Коммунизм

Коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма .

Социализм

В пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей - коммунистической - общественной формации .

Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества, Маркс и называет «первой» или низшей фазой коммунистического общества.

Отсталые страны могут перейти к социализму минуя капитализм в ходе некапиталистического пути развития .

В развитии социализма выделяют переходный период, социализм, построенный в основном, развитой социализм .

Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма.

Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.

Полный коммунизм

Полный коммунизм - это «обратное присвоение, отвоевание» человеком своей предметной сущности , противостоящей ему в форме капитала, и «начало подлинной истории человечества».

…после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому - по потребностям» .

Дискуссии об общественно-экономических формациях в СССР

Азиатский способ производства

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всём протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

Среди ранних ступеней классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на некоторые высказывания Маркса и Энгельса, кроме рабовладельческого и феодального способов производства, особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа производства вызвал дискуссию в философской и исторической литературе и до сих пор не получил однозначного решения.

Г. Е. Глезерман, Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420

На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает всё более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Четырёхчленная схема

Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин в 1986 году предложил, исходя из логики Маркса, выделять не пять, а четыре формации (феодальную и рабовладельческую формации он отнёс к одной сословно-классовой, как таковой, где ручному труду соответствовал потребительско-стоимостный тип производственных отношений). Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации , для которой был характерен докапиталистический способ производства .

Теория на современном этапе

По утверждению историка Н. Н. Крадина , теория общественно-экономических формаций с 1990-х годов находится в состоянии кризиса: «К середине 1990-х гг. можно говорить о научной смерти пятичленной схемы формаций. Даже её главные защитники в последние десятилетия XX в. признали её несостоятельность. В. Н. Никифоров в октябре 1990 г., незадолго до своей кончины, на конференции, посвященной особенностям исторического развития Востока, публично признался, что четырёхстадийные концепции Ю. М. Кобищанова или В. П. Илюшечкина более адекватно отражают ход исторического процесса»

Первобытнообщинная формация характеризуется:

1. примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка - коллективный (охота, земледелие);

2. отсутствием частной собственности - общей собственностью на средства и результаты труда;

3. равенством и личной свободой;

4. отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

5. слабой общественной организацией - отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

1. ирригационное земледелие как основу экономики;

2. отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

3. государственную собственность на землю и средства производства;

4. массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

5. наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

1. возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" - рабов;

2. социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

3. государство и публичная власть.

4. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

5. крупной земельной собственности особого класса землевладельцев - феодалов;

6. труде свободных, но зависимых экономически (редко - политически) от феодалов крестьян;

7. особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах - городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

1. основную роль в экономике начинает играть промышленность;

2. усложняются средства производства - механизация, объединение труда;

3. промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

4. основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

1. отсутствием частной собственности на средства производства;

2. государственной (общественной) собственностью на средства производства;

3. трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

4. справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

5. высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой:

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3.Рабовладение . Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм . В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм . Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.

Впервые понятие общественно-экономической формации определил К. Маркс. Оно основывается на материалистическом понимании истории. Развитие человеческого общества рассматривается как неизменный и закономерный процесс смены формаций. При этом всего их выделяется пять. Основу каждой из них составляет определенный возникающие в процессе производства и в ходе распределения материальных благ, их обмена и потребления, формируют экономический базис, который в свою очередь определяет юридическую и политическую надстройку, структуру общества, быта, семьи и так далее.

Возникновение и развитие формаций осуществляется по особым экономическим законам, которые действуют вплоть до перехода на следующий этап развития. Одним из них является закон соответствия отношений производства уровню и характеру развития производительных сил. Любая формация в своем развитии проходит определенные этапы. На последнем происходит конфликт и и возникает необходимость в смене старого способа производства на новый и, как результат, одна формация, более прогрессивная, сменяет другую.

Так что же такое общественно-экономическая формация?

Это сложившийся исторически тип общества, в основе развития которого находится определенный способ производства. Любая формация - определенная специфическая ступень человеческого общества.

Какие общественно-экономические формации выделяются сторонниками этой теории развития государства и общества?

Исторически первой формацией является первобытнообщинная. Тип производства определялся сложившимися отношениями в родоплеменной общине, распределением труда между ее членами.

В результате развития между народами возникает рабовладельческая общественно-экономическая формация. Расширяется масштаб общения. Появляются такие понятия, как цивилизация и варварство. Для этого периода характерно множества войн, при которых в качестве прибавочного продукта изымалась военная добыча и дань, появлялась бесплатная рабочая сила в виде рабов.

Третьим этапом развития является возникновение феодальной формации. В это время происходили массовые переселения на новые земли крестьян, постоянные войны за подданных и землю между феодалами. Целостность экономических единиц должна была обеспечиваться военной силой, и роль феодала заключалась в сохранении их неприкосновенности. Война становилась одним из условий производства.

В качестве четвертого этапа развития государства и общества сторонники выделяют капиталистическую формацию. Это последняя стадия, которая основана на эксплуатации людей. Происходит развитие средств производства, появляются фабрики и заводы. Повышается роль международного рынка.

Последняя общественно-экономическая формация - коммунистическая, которая в своем развитии проходит социализм и коммунизм. При этом выделяется два вида социализма - построенный в основном и развитой.

Теория общественно-экономических формаций возникла в связи с необходимостью научного обоснования неуклонного движения всех стран мира к коммунизму, неизбежности перехода в эту формацию из капитализма.

Формационная теория имеет ряд недостатков. Так, она учитывает лишь экономический фактор развития государств, который имеет большое значение, но не является в полной мере определяющим. Кроме того, противники теории указывают на то, что ни в одной из стран общественно-экономическая формация в чистом виде не существует.

Предмет ТГП.

Предмет ТГП – общие закономерности возникновения, функционирования и развития гос-ва и права, гос.-прав. и иных органически связанных с ними и сопутствующих им соц. явлений и процессов, а также основные гос.-прав. понятия и категории. Проблемы, связ. с предметом:

    закономерное и случайное (Венгеров и Морозова выделяют; Протасов)

    социология и философия гос-ва и права

    теория гос-ва и теория права

    ТГП как наука и учебная дисциплина (Бабаев «за», Протасов – уч. дисциплина изучается сама)

    в предмет ТГП входят гос.-прав. понятия и категории (Малько).

ТГП изучает такие аспекты, как:

    понятие и сущность гос-ва

    проблемы типологии гос-ва

    механизм гос-ва

    правопонимание

    формы (источники) права

    механизм прав. регулирования

    нормы права

    теория правоотношений

    реализация норм права

    толкование норм права

    правомерное поведение и правонарушение

    юр. ответ-ть

    прав. гос-во и гр. общество.

Исчерпывающее определение предмета ТГП невозможно , т.к. он постоянно изменяется и развивается.

Множественность определений обусловлена как объективными факторами (сложность исследуемой материи), так и субъективными.

Важное значение имеет выделение объекта изучения ТГП как относительно самост. элемента. Объект изучения ТГП – объективная реальность как фактически сущ. в конкр. стране гос.-прав. надстройка, вкл. в себя все гос. и прав. институты, прав. нормы, Потн-ия, правопорядок, правотворчество, правоприменение и т.д. Неюр. среда входит в объект лишь тогда, когда непоср-но относится к гос.-прав. материи.

Однако есть спорная т.зр., что предмет и объект изучения ТГП совпадают.

Методология ТГП.

Методология ТГП – совокупность приемов, принципов и способов изучения закономерностей возникновения, функционирования и развития гос-ва и права, гос.-прав. и иных органически связанных с ними и сопутствующих им соц. явлений и процессов, а также основные гос.-прав. понятия и категории.

Метод ТГП – средство, способ познания исследуемой гос.-прав. материи.

В юр. литературе есть 3 подхода к определению методологии ТГП:

1) мет-ию ТГП составляет ее теоретико-понятийный аппарат

2) в мет-ию ТГП входят общие (логические) и специальные методы познания, а также теор. принципы, понятия, категории

3) мет-ию ТГП составляют всеобщие, общие, специальные и частные приемы и способы научного познания.

Предпочтителен 3 ий подход . Понятия и категории хотя и играют важную роль в познании, выступают основой методов, но сами по себе не являются методами научного познания. Вместе с тем, в рамках 3 го подхода сущ-ют некоторые проблемы, связ. с классификацией методов познания гос.-прав. явлений, выделением их групп и видов:

    общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, системный метод). Связаны с диалектико-материалистическим подходом, но сфера их применения ограничена решением лишь опр. познавательных задач.

    специальные (математический, статистический, психологический, конкретно-социологический). Разрабатываются в рамках отд. специальных наук; позволяют рассмотреть гос-во и право с позиций негос.-прав. дисциплин, создать более полное представление о них.

    частнонаучные (сравнительно-прав., формально-юр., метод толкования норм права). Вырабатываются самой ТГП и др. юр. науками и используются только в пределах этих наук.

    всеобщий метод – диалектико-материалистический . Теоретически отражается тот реальный исторический путь, по которому проходило само развитие гос-ва и права. Метод подразумевает не только выявление особенностей и определение понятий гос-ва и права, но и изучение их связи между собой и с окр. их полит., экон., соц. и иной средой. Гос-во и право рассматриваются как в статике, так и в динамике.

Принципы познания:

    принцип всесторонности исследования гос-ва и права (в их взаимосвязи и взаимодействии)

    принцип историзма (рассмотрение гос-ва и права с позиций наст., прошлого и будущего)

    принцип комплексности (исследование гос-ва и права не только с юр. т.зр., но и с философской, социологической, политэкономической, политологической т.зр.)

    принцип органичного сочетания теории и практики (изучение на теор. уровне + эмпирический опыт).

Функции ТГП.

Функции ТГП как науки: (Алексеев С.С.)

1) онтологическая : ТГП отвечает на вопросы, что есть гос-во и право, как и почему они возникли, какова их дальнейшая судьба (онтология – учение о бытии).

2) гносеологическая : ТГП вырабатывает научные концепции, доктрины, прав. понятия, категории, приемы и способы, помогающие научному познанию гос-ва и права (гносеология – теория познания).

3) эвристическая : ТГП не ограничивается познанием и объяснением гос.-прав. явлений, а открывает новые закономерности в их развитии (эвристика – искусство нахождения истины).

4) методологическая : ТГП создает систему понятий и категорий, прим. во всех др. юр. науках и имеющую принципиальное значение для юриспруденции в целом.

5) политико-управленческая : ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней гос. политики, обеспечивать научность гос. управления.

6) идеологическая : ТГП приводит в систему идеи о гос-ве и праве, воздействует на правосознание субъектов права и на регулирование общ. жизни в целом как важнейший идеологический фактор. Идеология – система базовых идей, понятий, взглядов, в соотв-ии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, соц. групп, общества в целом.

7) практически-организаторская : ТГП служит научной основой функционирования гос-ва и права.

8) прогностическая : ТГП выдвигает гипотезы о будущем гос-ва и права на основе изучаемых ею закономерностей их развития.

Функции ТГП как учебной дисциплины:

    познавательная (передача знаний о закономерностях возникновения, функционирования и развития гос-ва и права)

    воспитательная (формирует прав. культуру)

    вводная (закладывает базовые понятия всей юриспруденции)

    обобщающая (обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юр. науки) и др.

Место и роль ТГП в системе юр. наук.

В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юр. науки и учебные дисциплины делятся на три основные группы.

Историко-правовые и теоретико-правовые науки

Отраслевые юр. науки и учебные дисциплины

Специальные (прикладные) юр. науки и у.д.

ИОГП, ИГПЗС, ИППУ

ТГП, философия права, социология права, сравнительное правоведение, юр. конфликтология

КП, Адм. П, ГП, УП и т.д.

Криминалистика, криминология, суд. медицина, суд. психиатрия

ТГП не может обойтись без конкр. исторического материала, без знания основных истор. процессов и событий. История Г и П не может обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках ТГП (касающихся форм правления, форм гос. устройства, аппарата гос-ва).

Философия права – процесс изучения и философского объяснения прав. бытия. Сравн. правоведение – изучает прав. системы разных стран и народов, рассм. иногда как часть ТГП в силу общности понятийного аппарата. Юр. конфликт. – изучает конфликты, возн. и разрешающиеся в рамках как нац., так и международного права.

По отношению к кж. из них ТГП выступает как обобщающая наука, приводящая в логическую систему все накопившиеся знания о Г и П. => обобщающий хар-р (вырабатывает общие категории и понятия, методы и принципы познания).

Синтезированный хар-р ТГП (изучает не отд. составные части гос.-прав. жизни, а всю синтезированную гос.-прав. материю)

Связи косвенные, менее интенсивные.

Общая характеристика основных теорий происхождения гос-ва и права.

В совр. юр. литературе существует множество теорий происх-ия Г и П.

Возникла

Представители

Характеристика

Собств. позиция

Теологическая

Др. Греция и Рим => XII-XIII, Европа

Аквинский, Маритен, Мерсье

Г и П – продукт божественной воли, гос. власть незыблема, поэтому кж. обязан подчиняться государю во всем. Сущ. неравенство людей определено Богом, нельзя противиться. Правитель – наместник Бога на земле, церковь – посредник.

Построена на вере, => недосказуема; умаляет внимание соц.-экон. и др. отношений на гос-во; не позволяет определить, как сов-ть форму гос-ва, гос. устройство

Патриархальная

Аристотель, Филмер, Михайловский

Люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, что ведет к созданию семьи, развитие и разрастание которой ведет к образованию гос-ва. Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, носит неогран. хар-р. Лишь отеческая забота правителя способна обеспечить необх. для человека условия жизни.

«+»: структура гос. власти возникла не сразу, а развивалась от простейших форм. «-»: упрощенный процесс происх-ия гос-ва. К тому же, семья возникла параллельно с гос-вом после разложения первобытнообщинного строя.

Договорная

Гуго Гроций, Руссо, Радищев

Г возникло как продукт сознательного творчества, как результат договора, закл. людьми, нах. до этого в первобытном состоянии. Гос-во – рац. объединение людей, передающих часть своей свободы, своей власти гос-ву. В итоге у правителя и общества возникают взаимные права, обяз-ти и ответ-ть.

«+»: теория порывала с религ. представлениями о происх-ии Г, П, власти. «-»: преувеличение суб. факторов происх-ия Г и П, недооценка объективных.

Естественно-правовая Т.

V-IV до н.э. (Др. Рим, Греция), расцвет – XVII – XVIII

Сократ, Платон, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев

Права принадлежат человеку от рождения.

Т. насилия

Дюринг, Гумплович, Каутский

Причина происх-ия гос-ва в военно-полит. факторах: насилии, порабощении. Для упр-ия завоеванными территориями нужен аппарат принуждения, которым становится гос-во. Гос-во – орг-ия власти одного «племени» над др.

Отрицается роль внутр. развития общества в образовании гос-ва и роль соц.-экон. факторов.

Органическая

втор. половина XIX в.

Спенсер, Вормс, Прейс (влияние Дарвина)

Гос-во – продукт соц. эволюции, которая лишь часть эволюции биол. Гос-во подобно биол. организму.

Нельзя распростр-ть все закономерности, присущие биол. эволюции, на соц. организмы.

Материалистическая

Маркс, Энгельс, Ленин

Соц.-экон. причины. Первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имели 3 крупных разделения труда – отделение земледелия от скотоводства; ремесло; торговля. Растет производительность труда. Появляется избыточный продукт, что привело к возникновению частной собств-ти. Общество разделилось на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых. => Власть у богатых, для защиты своих экон. интересов они создают аппарат подавления сопротивления экспл. масс – гос-во.

Недооценка ост. причин возникновения гос-ва, переоценка соц.-экон. факторов.

Психологическая

Фрейд, Тард, Петражицкий, Коркунов

Связь появления гос-ва с особенностями человеческой психики, с потребностью одних людей властвовать, а др. – подчиняться, «подражать». Однако всегда существуют лица, несогласные с властью. Для контроля над ними, для защиты власти и создается гос-во (а также для удовлетворения потребности остальных быть в подчинении).

Психологические факторы – не решающие причины возникновения гос-ва.

Патримониальная

Объясняет происхождение гос-ва из земельной собств-ти: власть – частная собств-ть правителя, как и земля. Народ – в виде арендаторов земли собственника.

При возникновении гос-в не всегда гос. институты нах-сь в собств-ти правителя. Недооценка ост. факторов.

Ирригационная (гидравлическая) Т.

Виттфогель

Возникновение гос-ти связано с необходимостью строительства ирригац. сооружений в вост. аграрных обществах. С целью эффективного управления этой системой и людьми создается гос-во.

Походит только для Востока, и то не для всех регионов. Недооценка остальных факторов.

Общее: ни одна из Т. не отрицает, что гос-во создано с целью совершенствования управления обществом.

Общие закономерности возникновения Г и П.

Много подходов.

1) можно связать с теориями происх-ия Г и П.

2) более обобщенный подход. Возникновение гос-ва является закономерным, объективно обусловленным результатом естественного развития первобытного общества. Гос-во появляется тогда, когда создаются соотв. экон. условия, когда производительность труда повышается настолько, что появляется возможность содержать гос. аппарат. Непоср. причины для этого м.б. разными в зависимости от реальных исторических, соц., географических, природных, демографических и иных условий. Так, для большинства вост. гос-в наибольшее значение имела необх-ть совершенствования управления и орг-ии крупных общ. работ. А для возникновения запад. гос-в (Афинского, Римского) значительную роль сыграли процессы классообразования и необх-ть подавления сопротивления экспл. масс.

Право формировалось одновременно и параллельно с гос-вом. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Кж. новый шаг в развитии гос-ва приводил к дальнейшему развитию прав. системы и наоборот: чем совершенней становилось право, тем больше оно оказывало позитивное воздействие на гос-во и его институты.

Понятие, признаки и сущность гос-ва.

Неоднозначность восприятия гос-ва обусловлена различными временными периодами и суб. факторами, а также сложностью и многогранностью самого гос-ва как явления.

Гос-во – это политико-территориальная суверенная орг-ия публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги и выражающая волю и интересы господствующего класса, соц. групп, всего народа.

Признаки гос-ва:

1) это политико-территориальная орг-ия власти. Любое гос-во обладает территорией, в пределах которой осущ-ся его суверенная власть. Составные части территории: земля, недра, внутр. и тер. воды, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, континентальный шельф, морские и воздушные суда, космические корабли и станции, находящиеся в открытом море / воздухе / космосе под флагом / знаком гос-ва, а также территория посольств гос-ва в др. странах.

2) это суверенная орг-ия власти. Суверенность гос-ва означает верховенство и независимость гос. власти от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами, которая состоит в самост. решении внутри- и внешнеполитических вопросов. Суверенитет – это качество и свойство целого, а не частей, => суверенитетом должно обладать гос-во, а не части, его составляющие (например, субъекты федерации).

3) это орг-ия публичной власти, располагающая спец. аппаратом управления и принуждения . В отличие от общ. власти догосударственного общества, где власть непоср-но исходила от всего народа и использ-сь им для самоупр-ия, публичная власть связана с наличием и функционированием в гос-ве аппарата упр-ия и принуждения. Аппарат упр-ия состоит из спец. органов и лиц, на проф. основе занимающихся управлением в общ-ве; включает в себя органы законодат., исп. и суд. власти, органы гос-ва с особым статусом (ЦБ РФ). Аппарат принуждения состоит из особых вооруженных отрядов людей, применяющих меры гос.-принуд. воздействия к правонарушителям и обеспечивающих безопасность гос-ва и общ-ва; включает армию, полицию, разведку, контрразведку и др. органы.

4) это орг-ия власти, издающая законы . В цивилизованном общ-ве вся д/я гос-ва д.б. основана на праве и законах. С др. стороны, именно посредством законов, издаваемых компетентными органами, гос-во придает своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

5) это орг-ия власти, взимающая налоги . Взимание осущ-ся спец. гос. органами в строгом соотв-ии с законом в целях обеспечения содержания аппарата гос-ва, гос. учреждений, для выполнения различных соц. программ.

6) это орг-ия власти, выражающая волю и интересы господствующего класса, соц. групп, всего народа. Гос-во всегда выражает чью-то волю, в этом заключается его сущность , т.е. главное свойство, признак.

Сущность гос-ва – это главное свойство гос-ва, которое определяет его содержание, соц. назначение и функционирование. Это главный признак, т.к. от его содержания зависит сод. направленность др. признаков.

В любом гос.-орг. общ-ве сущностным является вопрос о полит. власти: кому она принадлежит и чьи интересы выражает. Кж гос-во всегда выражает чью-то волю. С учетом этого сформировались различные подходы к определению сущности гос-ва. Среди них выделяются основные и неосновные.

Классовый и общечеловеческий подходы основные, т.к. они применимы для определения сущности большинства гос-в.

Основные подходы:

Неосновные подходы:

1) классовый: гос-во как орг-ия полит. власти выражает волю и интересы экономически господств. класса. Экон. господство обеспечивает ему и полит. господство.

1) религиозный: гос-во как орг-ия полит. власти содействует преимущественно осущ-ию интересов опр. религии.

2) общечеловеческий: гос-во как орг-ия полит. власти, обеспечивающая компромисс интересов различных классов и соц. групп, выражает волю и интересы всего народа.

2) национальный: гос-во как орг-ия полит. власти содействует преимущественно осущ-ию интересов титульной нации.

3) расовый: гос-во как орг-ия полит. власти содействует преимущественно осущ-ию интересов «высшей» расы.

В цивилизованном гос-ве в 1 ую очередь выражаются интересы стоящих у власти и в большой степени выражаются интересы народа. В нецивилизованном гос-ве интересы народа отодвигаются на второй план. Однако вовсе не выражать интересы народа гос-во не может, т.к. оно сущ-ет за счет народа – на средства налогоплательщиков.

Т.о. сущность гос-ва носит двойственный характер . С одной стороны, гос-во в 1 ую очередь выражает волю и интересы стоящих у власти, с др. стороны, оно как орг-ия полит. власти, заинтересованная в стабильном функционировании общ-ва, обеспечивая компромисс интересов различных классов и соц. групп, в опр. мере выражает волю всего народа .

Понятие, свойства и формы осуществления гос. власти

Это разновидность соц. власти. Необходимо определить соотношение с полит. властью.

1) «гос. власть» уже, чем «полит. власть», т.к. последняя осущ-ся не только гос-вом, но и др. звеньями полит. системы общ-ва: органами МСУ, партиями, полит. движениями и т.п. Соотв. К-ии РФ.

2) это тождественные понятия.

Гос. власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения м/у субъектами, опирающееся на гос. принуждение (А.В. Малько).

Свойства:

1) распространяется на все общество

2) носит публично-полит. хар-р

3) опирается на гос. принуждение

4) осущ-ся специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)

5) легитимность – качество взаимоотношений м/у властью и подвластными, выражающееся в добровольном признании последними ценности власти, ее права управлять. Легитимная власть = правомерная и справедливая.

6) легальность – юр. обоснование власти, ее соотв-ие прав. нормам.

Формы осущ-ия (реализации) гос. власти. Согласно ст. 3 К-ии РФ носителем суверенитета и единств. источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осущ-ет свою власть непоср. или ч/з органы гос. власти и МСУ. С учетом этих положений К-ии РФ выделяется 2 формы осущ-ия гос. власти:

1) непоср. осущ-ие народом гос. власти. Проявляется в 3 подформах:

    референдум

    участие гр-н в выборах

    собрание (сход) гр-н.

2) осущ-ие народом гос. власти ч/з органы гос-ва и МСУ. Выражается в 4 подформах:

    правоустановительная форма (создание, изменение, отмена прав. норм)

    правоисполнительная форма (орг-ия реализации предписаний прав. норм – исп. органы гос-ва и МСУ)

    правоохранительная форма (охрана прав. норм от нарушений и привлечение виновных к ответ-ти)

    договорная форма *спорно* (заключение и реализация договоров, соглашений м/у органами Г и МСУ, общ. организациями и т.п.

Типология гос-ва: формационный подход.

Типология гос-в

До 90 ых гг. XX в. в отечественной науке типология гос-в проводилась в основном с позиций формационного подхода. Суть в том, что в основе типизации гос-в лежит категория общественно-экономической формации , основанная на опр. способе произв-ва, отражающая соотношение базиса и надстройки.

Общ.-экон. формация – это исторический тип общества, основывающийся на опр. способе произв-ва.

Тип гос-ва

Основные классы

Чьи интересы выражает

Экон. основа гос-ва

рабовладельческий

Рабовладельцы и рабы, священнослужители, крестьяне-общинники, ремесленники, торговые люди, вольноотпущенники, иностранцы

Рабовладельческие

частная собств-ть рабовладельцев на ср-ва произв-ва и рабов

феодальный

Феодалы, (крепостные) крестьяне, ремесленники + церковь

Феодалов (помещиков)

Феодальная собств-ть на землю

буржуазный

Буржуазия (высший класс), средний класс и низший (рабочий) класс (пролетариат)

Буржуазии

Частная собств-ть

социалистический

Революция, республика, унитар.

Пролетариат, мелкие буржуа

Диктатура пролетариата

Общ. собств-ть

5 Формаций:

    первобытнообщинная формация

    рабовладельческая

    феодальная

    буржуазная

    коммунистическая (не социалистическая!, т.к. при коммунизме нет ни права, ни гос-ва как регуляторов общ. отн-ий).

4 Типа гос-в:

    рабовладельческий тип гос-в

    феодальный

    буржуазный

    социалистический.

«-» данного подхода: узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли гос-ва.

    установлена зависимость типа гос-ва, классовой принадлежности власти от ЭКОНОМИКИ.

    объединены в одни класс. группы гос-ва, имеющие единый хар-р власти.

    стало возможным выявление общего и особенного в орг-ии, целеполагании, функционировании и развитии гос-в, входящих в указанные типы.

    выявлены закономерности смены одного типа гос-ва другим.

Типология гос-ва: цивилизационный подход.

Типология гос-в – это классификация гос-в по типам в зависимости от опр. критериев.

Цивилизация – это: 1) опр. стадия развития чел. общества.

2) опр. уровень развития общечеловеческой культуры.

3) цивилизованное государство, которое пользуется хорошими манерами и обеспечивает за собой самоконтроль.

4) А.Тойнби – относительно устойчивое состояние общества, которое отмечается общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков.

Неоднозначность термина => множественность оснований типовой классификации гос-в.

1) географический критерий:

    восточные гос-ва

    западные

    смешанные (промежуточные)

2) географический критерий № 2:

    северные

3) временной критерий:

  • средневековые

    современные

4) по направлению развития:

    крестьянские (аграрные, с/х)

    промышленные

    научно-технические

5) по уровню развития:

    доиндустриальные

    индустриальные

    постиндустриальные

6) по масштабному критерию:

    локальные (Шумерское, Эгейское, Индское)

    особенные (Китайское, Западно-европейские, Восточно-европейские)

    всемирное (охватывает всё человечество)

7) по месту и роли гос-ва в обществе:

    первичные (гос-ва являются частью базиса, например, Египетское гос-во, Шумерское, Японское)

    вторичные (например, Западно-европейские, Восточно-европейские, Латиноамериканские)

В советской прав. науке этот подход не находил широкого распространения, а в настоящее t его применяют многие рос. ученые. «-» данного подхода – он не выделяет главное, что характеризует гос-во, – принадлежность полит. власти в каждом типе гос-в. И «+», и «-» данного подхода – множественность оснований классификации.

    Механизм гос-ва: понятие, признаки, элементы.

Механизм гос-ва – это система гос. органов и учреждений, посредством которых обеспечивается реализация функций гос-ва.

Признаки механизма гос-ва:

1) это упорядоченная совокупность гос. органов и учреждений , нах. в иерархической соподчиненности и согласованности. Нар-ие системных связей м/у структур. звеньями гос. механизма неминуемо влечет дестабилизацию д/я гос-ва в целом и в конечном счете – его распад.

2) МГ обеспечивает реализацию функций гос-ва посредством согласованной д/я всех звеньев и элементов МГ: аппарата упр-ия и принуждения, учреждений, предприятий.

3) функц-ие МГ обеспечивается мат., финанс., иными ср-вами .

4) МГ призван гарантировать, обеспечивать, охранять права и свободы личности .

Элементы МГ:

1) гос. аппарат – основной элемент МГ, предст. собой систему гос.-властных органов, осущ. упр-ие и принуждение в общ-ве. Включает в себя аппарат упр-ия и аппарат принуждения .

2) гос. учреждения – орг-ии, осущ. функции гос-ва в опр. сферах: соц., образовательной, научной, здравоохранения, культуры. Виды гос. учреждений :

3) гос. предприятия – гос. орг-ии, осущ. хоз. д/я в целях произв-ва продукции, выполнения различных работ, извлечения прибыли.

4) гос. служащие – лица, занимающие гос. должности в гос. органах, учреждениях и на предприятиях. Выделение этого элемента МГ – спорный вопрос в науке.

Вещ. и мат. придатки, которые использ-ся при осущ-ии гос. функций в данных 4 элементах МГ (Здания, сооружения, оборудование). Осущ-ют вспомогательную функцию => выделять в качестве элемента их неправильно.

Вооруженные отряды людей. Выделение этого элемента также необоснованно, т.к. он входит в аппарат принуждения, часть гос. аппарата.

Гос. аппарат: понятие и структура.

Гос. аппарат – 1) система гос.-властных органов, осущ. упр-ие и принуждение в общ-ве..

2) система органов гос-ва, с помощью которых осущ-ся гос. власть, выполняются основные функции гос-ва, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Это важнейший элемент МГ.

Необходимо отличать от полит. системы общества (комплекс самых различных гос. и негос. органов и орг-ий, принимающих участие в полит. жизни страны) и МГ (куда входит не только гос. аппарат, но и др. 3 элемента).

Структура гос. аппарата – внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.

Важная часть гос. аппарата – гос. орган – составная часть МГ, имеющая в соотв-ии с законом собств. структуру, строго опр. полномочия по управлению конкр. сферой общ. жизни и органически взаимодействующая с др. частями МГ, образующими вместе единое целое. + глава гос-ва.

Органы законодат. власти

Высшие представительные органы гос. власти – парламент

Местные органы (осущ-ие гос. власти на местах)

Органы исп. власти

Осущ-ют исп. и распорядительную д/я. По масштабу: центр. и местные

Центральные – Правительства, кабинеты / совет министров и т.п.

Местные: действуют на тер-ии АТЕ (муниципалитеты, исп. комитеты и т.д.)

По характеру и объему содержания полномочий: органы общей компетенции (все отрасли гос. упр-ия) и органы отраслевой и спец. (функц.) компетенции.

Органы судебной власти

Осущ-ие правосудия.

Органы прокуратуры

Важное звено системы ПО, надзор за точным и единообразным исполнением законов органами гос-ва, долж. лицами и гражданами. Надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предв. следствия, при рассм-ии дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и др. мер принуд. хар-ра.

Принципы орг-ии и д/я гос. аппарата :

    принцип оптимального построения и функционирования гос. аппарата

    принцип эффективности его д/я

    принцип законности (выполнение гос. аппаратом своих функций в строгом соотв-ии с законом)

    принцип конституционности

    принцип высокого профессионализма и этики гос. служащих.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари